Дело № 2-1495/2019
УИД 21RS0016-01-2019-001687-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 сентября 2019 года | пос. Кугеси |
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Галины Витальевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республик-Чувашии (межрайонное) о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л :
Истица Васильева Г.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное), в котором просит признать незаконным решение Управления ПФР в Чебоксарском районе № от 23 июля 2019 года в части отказа включить периоды её работы в стаж работы в сельском хозяйстве: с 18.10.1984 по 29.12.2001 (17/02/11) - в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок птицефабрики «<данные изъяты>»; с 21.05.2002 по 30.06.2003 (1/01/10) - в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок Бройлерной птицефабрики; с 1.07.2003 по 06.10.2004 (1/03/06) - в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок Бройлерной птицефабрики; с 4.10.2006 по 16.09.2010 (3/11/13) - в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок «<данные изъяты>»; с 24.11.2001 по 30.11.2018 (7/00/07) - в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок «<данные изъяты> птицефабрика», «Птицефабрика <данные изъяты>»; Включить периоды: с 18.10.1984 по 29.12.2001 (17/02/11) - в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок птицефабрики «<данные изъяты>»; с 21.05.2002 по 30.06.2003 (1/01/10) - в качестве машиниста холодильно-аммиачныхустановок Бройлерной птицефабрики; с 1.07.2003 по 6.10.2004 (1/03/06) – в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок Бройлерной птицефабрики;с 4.10.2006 по 16.09.2010 (3/11/13) - в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок «<данные изъяты>»; с 24.11.2001 по 30.11.2018 (7/00/07) - в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок «<данные изъяты> птицефабрика», «Птицефабрика <данные изъяты>» в стаж её работы в сельском хозяйстве; Обязать Управление ПФР в Чебоксарском районе пересчитать фиксированную выплату к страховой пенсии с 1.01.2019. В обоснование исковых требований истицей указано, что 12 июля 2019 года она обратилась с заявлением о перерасчёте страховой пенсии по старости в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», но Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) вынесло решение № от 23.07.2019, которым отказало ей в перерасчете фиксированной выплаты к страховой части пенсии, в связи с тем, что ниже перечисленные периоды не включены в стаж работ в сельском хозяйстве (в том числе): с 18.10.1984 по 29.12.2001 (17/02/11) - в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок птицефабрики «<данные изъяты>»; с 21.05.2002 по 30.06.2003 (1/01/10) - в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок Бройлерной птицефабрики; с 1.07.2003 по 6.10.2004 (1/03/06) - в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок Бройлерной птицефабрики; с 4.10.2006 по 16.09.2010 (3/11/13) - в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок «<данные изъяты>»; с 24.11.2001 по 30.11.2018 (7/00/07) - в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок «<данные изъяты> птицефабрика», «Птицефабрика <данные изъяты>». Как указывает истица, она не согласна с вынесенным решением. Далее указано, что истица работала машинистом холодильно-аммиачных установок на птицефабрике, так, завершающий этап производства мяса птицы - это хранение готовой продукции до момента ее продажи или отправки на дальнейшую переработку, а для этого необходимы холодильные установки. Также истица указывает, что их фабрика работала в три смены и производственный процесс проходил непрерывно, они охлаждали мясо птицы в холодной воде и замораживали в холодильниках, а также по заданию начальника цеха их перебрасывали на работу в убойный цех, также осенью работали на сельхозработах в полях. Далее истица указывает, что работая на холодильных установках она участвовала в технологическом процессе по производству птицы и в решении ответчик исчислил её стаж как 1 год 9 месяцев 26 дней, но с учётом периодов, которые она просит включить в стаж работы в сельском хозяйстве он будет составлять 32 года 4 месяца 12 дней, согласно приведённого в иск расчёта.
На судебном заседании истица Васильева Г.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и просила их удовлетворить, также пояснив, что в исковом заявлении прошла описка в части указания одного их оспариваемых периодов, а именно период работы с 24 ноября 2001 года по 30 ноября 2018 года, как указано в иске, следует указать с 24 ноября 2011 года по 30 ноября 2018 года, а также указала, что во всех этих оспариваемых периодах она работала на одном и том же предприятии, только названия у них менялись.
На судебном заседании представитель ответчика, Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии, Юрковец М.А., просил отказать в удовлетворении исковых требований по мотивам, изложенным ими в оспариваемом решении, а также в связи с тем, что в оспариваемые периоды истица не занималась непосредственным производством сельскохозяйственной продукции, а осуществляла только хранение готовой продукции, в связи с чем на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года под № № 1440 и 1441 эти периоды работы истицы не входят в сельский стаж для перерасчета пенсии.
Выслушав пояснения явившихся лиц и опросив свидетеля ФИО4, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
При рассмотрении данного гражданского дела суд, принимая во внимание положения ст. ст. 56, 59, 67 Гражданско-процессуального кодекса РФ определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Также при этом суд учитывает, что в силу положений ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданско-процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.
Также при этом суд учитывает положения ст. 196 Гражданско-процессуального кодекса РФ, согласно которых суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из материалов дела, истица Васильева Г.В., являющаяся пенсионером по старости с 6.09.2011, 12.07.2019 обратилась к ответчику Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) с заявлением о перерасчете пенсии по старости с 1.01.2019 в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Оспариваемым решением ответчика от 23.07.2019 № истице было отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1.01.2019 в связи с тем, что недостаточно стажа работы в сельском хозяйстве на момент обращения за перерасчетом.
Как указано в оспариваемом решении, у истицы фактическая продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве составляет 1 год 9 месяцев 26 дней при требуемой продолжительности работы в сельскохозяйственном предприятии 30 лет.
При этом в стаж работы истицы в сельском хозяйстве также не были включены оспариваемые периоды: с 18.10.1984 по 29.12.2001 (17/02/11), основание – не соответствие наименования профессии Списка работ, профессий – машинист холодильно-аммиачных установок птицефабрика «<данные изъяты>»; с 21.05.2002 по 30.06.2003 (1/01/10), с 1.07.2003 по 6.10.2004 (1/03/06), основание – не соответствие наименования профессии Списка работ, профессий – машинист холодильно-аммиачных установок Бройлерная птицефабрика; с 4.10.2006 по 16.09.2010 (3/11/13), основание – не соответствие наименования профессии Списка работ, профессий – машинист холодильно-аммиачных установок «<данные изъяты>»; с 24.11.2011 по 30.11.2018 (7/00/07), основание – не соответствие наименования профессии Списка работ, профессий – машинист холодильно-аммиачных установок «<данные изъяты> птицефабрика», «Птицефабрика <данные изъяты>».
Так, в соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3.06.2004 № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
При этом, в соответствии с ч. 14 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Также ч. 16 ст. 17 данного Федерального закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1140 утверждены Список работписок работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно вышеуказанного Списка работа (деятельность) в колхозах, на машино-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 года засчитывается в стаж работы в сельском хозяйстве для установления вышеуказанной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности, что в свою очередь означает, что после указанной даты (1.01.1992) для включения стажа работы в сельском хозяйстве для установления вышеуказанной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости требуется указание на наименования профессии, специальности и занимаемой должности, предусмотренной в данном Списке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440 утвержден список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, в котором указаны наименования работ, производств сельского хозяйства с указанием (расшифровкой) наименований профессий, должностей и специальностей, среди которых предусмотрена должность водителя автомобиля (шофер) в растениеводстве, животноводстве и рыболовстве.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 под № 1441 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности».
Пунктом 3 предусмотрено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 под № 1440 Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Как установлено судом, что также следует из содержания записей в трудовой книжки истицы, последняя в периоды с 18.10.1984 по 29.12.2001 работала машинистом холодильно-аммиачных установок птицефабрика «<данные изъяты>», которая впоследствии переименована в СПК «<данные изъяты>», затем в РГУП «<данные изъяты>» по птицеводству, затем в ОАО «<данные изъяты>», с 21.05.2002 по 30.06.2003 работала машинистом холодильно-аммиачных установок в филиале ГУП «Чебоксарский комбинат хлебопродуктов» ДП РГУП «<данные изъяты>» Бройлерная птицефабрика, с 4.10.2006 по 16.09.2010 работала машинистом холодильно-аммиачных установок в ОАО «<данные изъяты>», с 24.11.2011 по 30.11.2018 работала машинистом холодильно-аммиачных установок в Атлашевской птицефабрике – филиале КУП ЧР «продовольственный фонд Чувашской Республики», а затем в ООО «Агрофирма «<данные изъяты> птицефабрика».
При этом ответчиком, что также следует из его оспариваемого решения, не оспаривается отнесение вышеуказанных организаций, в которых в указанные периоды осуществляла трудовую деятельность истица, к организациям сельскохозяйственного типа, работа в которых даёт право на установление повышения фиксированной выплаты в силу вышеуказанных Федерального закона «О страховых пенсиях».
При этом в вышеуказанном Списке должности именно «машинистом холодильно-аммиачных установок» не поименованы, в связи с чем ответчиком было отказано в учете указанного периода в стаж работы в сельском хозяйстве, однако в вышеприведённом Списке в разделе «Наименование работ, производств сельского хозяйства» – Животноводство (в том числе птицеводство), указаны должности «рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство), в связи с чем у суда имеются основания для включения в стаж работы в сельском хозяйстве оспариваемых периодов работы истицы.
Также при включении вышеуказанных период работы истицы в её стаж работы в сельском хозяйстве суд учитывает, что из изученных материалов дела, в том числе из пояснений опрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО4, следует, что в вышеуказанные периоды работа истицы была связана непосредственно именно с работой в сельском хозяйстве.
При этом доводы представителя ответчика о том, что в оспариваемые периоды работа истица не была связана с производством сельскохозяйственной продукции, а она осуществляла только хранение готовой продукции, в связи с чем на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года под № № 1440 и 1441 эти периоды работы истицы не входят в сельский стаж для перерасчета пенсии, признаются необоснованными как противоречащие вышеприведённым нормам права, в том числе в связи с тем, что в этом Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года под № 1440 установлены критерии, в соответствии с которыми в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работ (п. 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях») – деятельность, которая выполнялась на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и деятельность, которая выполнялась на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и оспариваемые периоды работы истицы входят в эти критерии.
Данное обстоятельство также влечёт удовлетворение требований об обязании ответчика включить вышеуказанный период работы истицы в её стаж работы в сельском хозяйстве, согласно п. 14 ст. 17 Федерального законы «О страховых пенсиях».
Также истица просит пересчитать фиксированную выплату к страховой пенсии с 1.01.2019, то есть фактически просит установить повышение фиксированной выплаты к его страховой пенсии по старости в соответствии п. 14 ст. 17 Федерального законы «О страховых пенсиях» с указанной даты.
Так, как указано выше, в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального законы «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Вышеуказанное повышение предусмотрено с 1.01.2019, в силу требований ст. 1 Федерального закона 19.12.2016 № 428-ФЗ «О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Учитывая вышеизложенное и то, что с учётом включения вышеуказанных периодов работы истца его стаж работы в сельском хозяйстве составляет необходимую продолжительность 30 лет, то условия для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии п. 14 ст. 17 Федерального законы «О страховых пенсиях» с 1.01.2019 имеются, что также является основанием для признания вышеуказанного решения ответчика от 23.07.2019 № незаконным в части не включения в страховой стаж оспариваемых периодов работы истицы.
В силу ст. 103 Гражданско-процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истица была освобождена от уплаты государственной пошлины, то с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд,
р е ш и л :
Признать Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) под № от 23 июля 2019 года незаконным в части отказа включить периоды работы Васильевой Галины Витальевны в стаж работы в сельском хозяйстве: с 18 октября 1984 года по 29 декабря 2001 года, с 21 мая 2002 года по 30 июня 2003 года, с 1 июля 2003 года по 6 октября 2004 года, с 4 октября 2006 года по 16 сентября 2010 года, с 24 ноября 2011 года по 30 ноября 2018 года.
Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить в стаж работы в сельском хозяйстве периоды работы Васильевой Галины Витальевны: с 18 октября 1984 года по 29 декабря 2001 года, с 21 мая 2002 года по 30 июня 2003 года, с 1 июля 2003 года по 6 октября 2004 года, с 4 октября 2006 года по 16 сентября 2010 года, с 24 ноября 2011 года по 30 ноября 2018 года.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики – Чувашии произвести Васильевой Галине Витальевне перерасчёт фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии п. 14 ст. 17 Федерального законы «О страховых пенсиях» с 1 января 2019 года с учётом вышеуказанных периодов работы в сельском хозяйстве.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2019 года.
Председательствующий, судья: Афанасьев Э.В.