Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-270/2024 ~ М-140/2024 от 19.02.2024

Дело № 2-270/2024

УИД 22RS0012-01-2024-000267-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2024 года Славгородский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Косых С.И.

при секретаре Белкиной С.М.

с участием прокурора Усикова Д.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.В.И. к Р.Н.А. о лишении права на социальные и страховые выплаты в связи с гибелью военнослужащего, а также встречному иску Р.Н.А. к Н.В.И. о лишении права на социальные и страховые выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Н.В.И. обратился в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что он является отцом Н.В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., участвовавшего в специальной военной операции на территории Украины и погибшего 19 января 2024 года при выполнении воинского долга. Истец указал, что Р.Н.А. является биологической матерью Н.В.В., вместе с тем, ответчик в воспитании сына с 2-х летнего возраста участия не принимала, не поддерживала с ним родственных связей, злоупотребляла алкогольными напитками и наркотиками, вела асоциальный образ жизни, отбывала наказание в местах лишения свободы. Воспитанием сына фактически занимался истец и его гражданская супруга З.И.М., которую он и называл своей матерью.

Н.В.И. полагал, что ответчик длительное время злостно уклонялась от выполнения своих родительских обязанностей по воспитанию и содержанию сына, в связи с чем просил суд лишить ответчика Р.Н.А.. права на получение выплат, предусмотренных Федеральным законом от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» и Федеральным законом от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации».

В дальнейшем истец уточнил исковые требования, дополнительно просил также лишить ответчика Р.Н.А. права на получение выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Алтайского края от 16.02.2023 N 43 "О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей" (л.д.239-241).

Определением суда от 20.03.2024 к участию в деле в качестве третьего лица были привлечены АО СОГАЗ и Министерство социальной защиты Алтайского края (л.д.59).

Определением суда от 11.04.2024 (в протокольной форме – л.д.154) к участию в деле в качестве третьего лица были привлечены Н.Н.Б. (супруга погибшего), Ню.Д.В. и С.Г.Ю. (сын погибшего и его законный представитель).

Р.Н.А. обратилась к Н.В.И. со встречным иском (л.д.146-148) в котором указала, что всеми возможными аспектами в жизни Н.В.В. занималась З.И.М., сам Н.В.И. участия в воспитании и развитии сына не принимал, применял недозволенные методы физического воздействия, лишил ее возможности участия в жизни сына. Ссылаясь на изложенное, Р.Н.А. просила лишить Н.В.И. права на получение выплат, предусмотренных Федеральным законом от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федеральным законом от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» и остальных страховых и компенсационных выплат, предназначенных Н.В.И. в связи с гибелью сына Н.В.В.

Привлеченным судом к участию в деле третьи лица в суд не явились, извещены надлежащим образом. Третье лицо З.И.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56).

В направленном отзыве (л.д.126) представитель АО СОГАЗ отразил, что 02 апреля 2024 года поступили документы на выплату страховой суммы и единовременного пособия по факту гибели Н.В.В. от представителя страхователя. Указанные суммы распределяются равными долями между всеми лицами, имеющими право на получение указанных выплат (л.д.93). Удовлетворение иска оставил на усмотрение суда, просил дело рассмотреть в ее отсутствие.

По сообщению Минсоцзащиты Алтайского края (л.д.235-236) членами семьи Н.В.В., имеющими право на материальную помощь в равных долях являются отец: Н.В.И., мать Р.Н.А., супруга Н.Н.Б. и сын Ню.Д.В. Выплата мат. помощи произведена всем указанным лицам, за исключением Р.Н.А. (л.д.237-238).

В отзыве на иск третье лицо Н.Н.Б. (жена погибшего военнослужащего) отразила, что Н.В.В. рассказывал, что мамы у него нет, есть отец и мачеха - З.И.М., которая для него была больше чем мать. Указала, что со слов Н.В.В. ей известно, о том, что его воспитывали и содержали только отец Н.В.И. и З.И.М. В свою очередь родная мать от сына В. отказалась, бросив его в раннем детстве, звонила лишь когда он стал взрослым, просила денег на лечение, угрожая в противном случае, что взыщет с него алименты. Н.Н.Б. полагала, что первоначальный иск Н.В.И. подлежит удовлетворению в полном объеме, а в удовлетворении встречного иска Р.Н.А. надлежит отказать (л.д.187-188).

В судебном заседании Н.В.И. и его представитель Л.А.И. поддержали доводы и требования иска (с учетом уточнения), отразив, что ответчик участия в воспитании и содержании сына не принимал. В удовлетворении встречного иска Р.Н.А. просили отказать.

Ответчик Р.Н.А. и её представитель Ж.Н.Ю. просили отказать в удовлетворении иска Н.В.И., пояснив, что он забрал ребенка еще в малолетнем возрастете и не допускал Р.Н.А. к воспитанию, неоднократно избивал её, препятствовал общению с сыном. Доводы и требования встречного иска поддержали в полном объеме. Представитель указанного лица полагал, что фактическим воспитанием ребенка занималась только З.И.М., сам же Н.В.И. вел асоциальный образ жизни, неоднократно отбывал наказание в местах лишения свободы.

Прокурор в заключении отразил, что иск Н.В.И. подлежит удовлетворению, а в иске Р.Н.А. следует отказать.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, показания свидетелей и заключение прокурора, суд пришел к следующему выводу:

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».

Исходя из положений ст.1 Федерального закона №52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (абз. 3 п. 3 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ).

В ст. 4 Федерального закона №52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В ст.5 Федерального закона № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям. Так, согласно абз. 2 п. 2 ст. 5 указанного закона, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2000 000 руб.

Размер выплат ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 52-ФЗ).

Федеральным законом от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000 000 рублей (ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ).

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 3 Федерального закона №306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Согласно п.2 ч.11 ст.3 указанного закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

Кроме того, Указом Президента РФ от 05.03.2022 года №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», Указом Президента РФ от 25.07.2006 года № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу» и Приказом Министра обороны РФ от 06.12.2019 года № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2020 года № 57168) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

Так, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях.

Состав лиц, относящихся к членам семьи, определяется в соответствии с ч. 1.2 ст. 12 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Постановлением Правительства Алтайского края от 16.02.2023 N 43 "О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей" установлен порядок выплаты материальной помощи членам семей погибших (умерших) в ходе проведения специальной военной операции военнослужащих, сотрудников, граждан, принимавших участие в боевых действиях в размере 1000 000 (один миллион) рублей.

Из содержания указанного Постановления следует, что выплаты производятся в заявительном порядке членам семьи погибшего к которым в т.ч. относятся: супруга, родители и несовершеннолетние дети погибшего военнослужащего (п.1.4).

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы.

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (часть 3 статьи 2, статья 4 и часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ).

К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ.

Таким образом, установленная законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества – защитников Отечества.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

При этом законодатель исходит из того, что право родителя на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относится к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя по воспитанию и содержанию ребенка.

Следовательно, избранный сторонами способ защиты нарушенного права - лишение одного из родителей права на получение единовременных выплат и страховой суммы в связи с гибелью (смертью) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, признается законным. Само по себе то обстоятельство, что ответчик не был лишен родительских прав, не препятствует заинтересованному лицу в реализации права на судебную защиту его прав и свобод согласно статье 46 Конституции Российской Федерации.

Лишение права на получение вышеуказанных мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае уклонения родителя от выполнения своих обязанностей.

Согласно абз. 2 ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации (далее также – СК) родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 ст.71 СК предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (п. 1 ст. 62, п. 1 ст. 65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (п. 1 ст. 65, ст. 69, ст. 73 СК РФ) (абз. 1 и 2 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 44).

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим (абз. 1 п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 44).

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Из приведенных положений семейного законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания.

Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

В ходе рассмотрения дела было установлено и подтверждается материалами дела, что Н.В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является сыном Н.В.И. и Р.Н.А. (л.д. 10). Стороны в зарегистрированном браке не состояли.

Н.В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. был призван на военную службу по контракту с 23.10.2023 по 22.10.2024, военную службу проходил в войсковой части 71435, погиб 19 января 2024 года. Смерть наступила в период прохождения действительной военной службы, при участии в специальной военной операции (л.д. 42,86,106).

С учетом характера спорных правоотношений и заявленный исковых требований, в данном случае юридически значимыми для правильного разрешения спора являются следующие обстоятельства: принимали ли стороны какое-либо участие в воспитании сына, оказывали ли ему моральную, физическую, духовную поддержку, содержали ли сына материально, предпринимались ли какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, имелись ли между отцом, матерью и сыном фактические семейные и родственные связи.

При этом необходимо учитывать, что основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания.

Семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что на основании постановления администрации Хабарского района от 01 сентября 2005 года попечителем несовершеннолетнего Н.В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., была назначена З.И.М. (л.д.189). Из содержания указанного постановления следует, что данное обстоятельство было обусловлено тем, что мать ребенка – Р.Н.А. находится под следствием, не принимает участия в воспитании сына более 10 лет, отец – Н.В.И. находится в местах лишения свободы.

В материалах дела также имеется расписка Р.Н.А. о том, что она разрешает З.И.М. усыновить своего сына Н.В.В. (л.д.190).

З.И.М. обращалась в суд с заявлением об установлении факта воспитания и содержания Н.В.В. (л.д.212), при этом определением от 18 марта 2024 года производство по ее заявлению было прекращено, в связи с ее смертью (л.д.210).

Из исследованного судом заявления Н.В.В., написанного им собственноручно 09 июня 2007 года, следует, что свою мать он не помнит, за время его учебы он с ней не встречался и даже не помнит как она выглядит. Мать не поздравляла, не писала, не звонила (л.д.191). Указанные обстоятельства также подтверждается отзывом супруги погибшего военнослужащего (л.д.187-188).

Допрошенный в качестве свидетеля Г.О.В. пояснил суду, что Н.В.В. с двух лет воспитывал отец Н.В.И. и З.И.М., к которой он относился как к родной матери. Взаимоотношения в семье были хорошие, после окончания учебы отец помог сыну трудоустроиться, оплачивал найм жилья. О родной матери - Р.Н.А., В. никогда не рассказывал.

Допрошенная в качестве свидетеля Ж.Л.М. пояснил суду, что с двух до 18 лет Н.В.В. проживал с отцом и мачехой З.И.М., а затем уехал учиться. Воспитанием сына занимался только отец Н.В.И. и З.И.М., которую он называл мамой.

Из представленных суду приговоров следует, что Р.Н.А. неоднократно привлекалась к уголовной ответственности, отбывала наказание в местах лишения свободы (л.д.195-209).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что Р.Н.А. не общалась со своим сыном с малолетнего возраста, фактически отказавшись от него, не участвовала в его воспитании и содержании, не заботилась о нем, не интересовалась его жизнью и здоровьем, не принимала меры к его физическому, духовному и нравственному развитию, не использовала право на общение с сыном, не оказывала ему моральную, физическую, духовную поддержку, а также материальную помощь.

Между Р.Н.А. и сыном фактически отсутствовали семейные и родственные связи, своей матерью Н.В.В. называл З.И.М. Наличие каких-либо обстоятельств и иных причин, не зависящих от ответчика, в связи с которыми она не могла исполнять свои обязанности родителя, судом не установлено. Доказательств наличия препятствий для общения с сыном ответчик не представил.

Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью), суд приходит к выводу о том, что по делу имеются достаточные основания для удовлетворения иска Н.В.И.

В связи с чем суд лишает Р.Н.А. права на: выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»; выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»; материальную помощь, предусмотренной Постановлением Правительства Алтайского края от 16.02.2023 N 43 "О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей".

На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также надлежит взыскать судебные расходы в сумме 300 рублей, складывающиеся из оплаты государственной пошлины при подаче иска.

Относительно встречного иска Р.Н.А. к Н.В.И. о лишении права на вышеуказанные социальные и страховые выплаты, суд отмечает следующее:

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В обоснование встречного иска указано, что воспитанием Н.В.В. занималась только З.И.М., сам же Н.В.И. участия в воспитании и развитии сына не принимал, при этом она (Р.Н.А.) с 14 –ти летнего возраста в тайне общалась с сыном.

Действительно, З.И.М. с 2005 года являлась попечителем Н.В.В., сам же Н.В.И. в отдельные времени отбывал наказание в местах лишения свободы (л.д.184, 213-220, 246-247).

Вместе с тем, из исследованной судом домой книги и справки (л.д.12-16) следует, что Н.В.И., Н.В.В. и З.И.М. проживали совместно как семья и были зарегистрированы по одному адресу (л.д.12-16).

Допрошенные судом в качестве свидетелей Г.О.В. и Ж.Л.М. в ходе судебного разбирательства подтвердили тот факт, что Н.В.И. принимал участие в воспитании и содержании сына, оказывал ему отцовскую поддержку. Данное обстоятельство также подтверждается пояснениями супруги Н.В.В. - Н.Н.Б., содержащимися в отзыве на исковое заявление.

Доказательств уклонения Н.В.И. от воспитания и содержания сына до его совершеннолетия, а также создания для Р.Н.А. препятствий в общении с сыном, применении Н.В.И. физического насилия в отношении Р.Н.А., суду не представлено.

На основании изложенного, в удовлетворении встречного иска Р.Н.А. к Н.В.И. о лишении права на социальные и страховые выплаты, суд отказывает. Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск Н.В.И. удовлетворить.

Лишить Р.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку села <адрес> (паспорт ), права на:

- выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;

единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»;

выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»;

- материальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства Алтайского края от 16.02.2023 N 43 "О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей".

Взыскать с Р.Н.А., (паспорт ), в пользу Н.В.И. (паспорт ) в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.

В удовлетворении встречного иска Р.Н.А. к Н.В.И. о лишении права на социальные и страховые выплаты, отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2024 года.

Председательствующий С.И. Косых

2-270/2024 ~ М-140/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Назаров Виталий Иолдашалович
Ответчики
Русских Надежда Алексеевна
Другие
Назарова Насипхан Борисовна
Жигулина Наталья Юрьевна
Министерство социальной защиты Алтайского края
Логинов Андрей Иванович
Славгородский межрайонный прокурор
Воинская часть №71435
АО СОГАЗ
Зиренко Ирина Михайловна
Назаров Денис Витальевич
Скулкина Галина Юрьевна
Суд
Славгородский городской суд Алтайского края
Судья
Косых Сергей Иванович
Дело на сайте суда
slavgorodsky--alt.sudrf.ru
19.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2024Передача материалов судье
21.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2024Подготовка дела (собеседование)
20.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее