Дело №12-38/2022
РЕШЕНИЕ
04 мая 2022 года г. Бахчисарай
Судья Бахчисарайского районного суда Республики Крым Атаманюк Г.С., участием представителя ООО «САДЫ КРЫМА» ФИО3, рассмотрев жалобу директора ООО «САДЫ КРЫМА» ФИО4 на постановление № от 13 августа 2021 г. заместителя начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от 13 августа 2021 г. заместителя начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления ФИО1 ФИО5 юридическое лицо – ООО «САДЫ КРЫМА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
На указанное постановление директором ООО «САДЫ КРЫМА» ФИО4 подана жалоба, в которой он просит отменить постановление, дело производством прекратить, а также снизить штраф до размера менее минимального штрафа, предусмотренного ч.1 ст.8.48 КоАП РФ, которая мотивирована тем, что ООО «САДЫ КРЫМА» забор водных ресурсов осуществлялся из реки Кача на основании Решения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 25.07.2016 г. о предоставлении водного объекта в пользование. В период водопользования действия общества не могли повлечь и не повлекли массовую гибель рыбы и других водных животных, не уничтожили в значительных размерах кормовые запасы и не нанесли иные тяжкие последствия для водного объекта. С учетом указных обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении ООО «САДЫ КРЫМА» было заявлено ходатайство о применении ст.2.9 КоАП РФ как к малозначительному правонарушению, однако необоснованно отклонено со ссылкой на невозможность её применения.
Представитель ООО «САДЫ КРЫМА» ФИО3 жалобу поддержала и просила её удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
Представитель Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления ФИО1 будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения жалобы в судебное заседание не явился, каких-либо заявлений и ходатайств не подал. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствие представителя.
Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с пунктом 8 части 2, частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
При рассмотрении каждого дела об административном правонарушении, согласно положениям ст. ст. 26.11, 29.10 КоАП РФ производится оценка доказательств основываясь на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а в постановлении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Исходя из положений ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Заместитель начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления ФИО1 ФИО5, признавая юридическое лицо – ООО «САДЫ КЫМА», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ указал, что в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий Крымским отделом Азово - Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов, осуществляющих свою деятельность в Республике Крым было установлено, что на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование № (далее по тексту - Решение) от 25 июля 2016 года, принятого Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, ООО «САДЫ КРЫМА» предоставлено право забора (изъятия) водных ресурсов из реки Кача. Согласно Решению, место забора (изъятия) водных ресурсов расположено в точке: Республика Крым, Бахчисарайский р-н: №" В.Д. Объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов составляет 149,90 тыс. м3/год. В соответствии с данными из государственного рыбохозяйственного реестра, река Кача является водным объектом рыбохозяйственного значения высшей категории. По информации, полученной от Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, с момента регистрации Решения, то есть с 25 июля 2016 года по 01 декабря 2020 года, ООО «САДЫ КРЫМА» осуществило забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта река Кача общим объемом 595,90 тыс.м3, что подтверждается ф. 3.1 утвержденной Приказом Минприроды России от 8 июля 2009 года №, предоставляемой ООО «САДЫ КРЫМА». В соответствии с п. 22) Решения, ООО «САДЫ КРЫМА» необходимо применять меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № от 29 апреля 2013 года. Согласно имеющимся сведениям, по состоянию на 04 марта 2021 года, Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству и Федеральное агентство по рыболовству не осуществляло согласование планируемой деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, а также по размещению РЗУ и (или) забору водных ресурсов из водного объекта рыбохозяйственного значения с ООО «САДЫ КРЫМА», что подтверждается служебной запиской заместителя начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО1 Е.А. № от 04 марта 2021 года. В соответствии с письмом Руководителя Азово-Черноморского филиала Федерального Государственного Бюджетного Научного Учреждения «Всероссийский научно- исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» ФИО7, деятельность, связанная с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов рыбохозяйственного значения оказывает неблагоприятное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, выражающаяся в гибели икры, ихтиопланктона и ранней молодей рыб, а также кормовой базы (фитопланктон, зоопланктон). В случае обустройства новых водозаборных сооружений, дополнительно будет оказываться воздействие в виде отчуждений пойменных и русловых нерестилищ, гибели бентосных организмов, нарушении стока и т.д. Осуществление забора воды оказывает воздействие на водные биологические ресурсы вне зависимости от сезона года. Однако, в период массового нереста и летние месяцы ущерб будет выше, в связи с нахождением в водной среде икры, ихтиопланкота, ранней молоди и обильным развитием кормовой базы рыб. Рыбозащитные сооружения должны соответствовать требованиям СП 101.13330.2012, обладать эффективностью защиты молоди рыб размером от 12 мм и выше не менее 70%.
В соответствии постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 г. № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», при осуществлении хозяйственной деятельности в водоохранных зонах необходимо осуществить оценку последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и провести установку эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения.
Кроме того, от Азово-Черноморского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («АзНИИРХ») была получена информация, согласно которой:
В результате забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта высшей категории река Кача общим объемом 595, 90 тыс. м3 в период с 25 июля 2016 года по 01 декабря 2020 года имелась угроза причинения вреда водным биоресурсам и среде их обитания;
В результате забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта высшей категории река Кача общим объемом 595, 90 тыс. м3 в период с 25 июля 2016
года по 01 декабря 2020 года был причинен вред водным биологическим ресурсам и среде их обитания.
Деятельность, связанная с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов рыбохозяйственного значения оказывает неблагоприятное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, выражающееся в гибели икры, ихтиопланктона и ранней молоди рыб, а также кормовой баз (фитопланктон, зоопланктон). Осуществление забора воды оказывает воздействие на водные биологические ресурсы вне зависимости от сезона года. Однако, в период массового нереста и летние месяцы ущерб будет выше, в связи с нахождением в водной среде икры, ихтиопланктона, ранней молоди и обильным развитием кормовой базы рыб. Рыбозащитные сооружения должны соответствовать требованиям СП 101.13330.2012, обладать эффективностью защиты молоди рыб размером от 12 мм и выше не менее 70%.
Однако, с этими доводами не может согласиться суд по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона № 7-ФЗ от 10.01.2022 г. "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и др.
Статьей 17 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" установлено, что рыбохозяйственные бассейны включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения. Критерии и порядок отнесения водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения, порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 г. № 206 "Об утверждении Порядка об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения" установлено, что отнесение водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий водного объекта рыбохозяйственного значения осуществляются для всего водного объекта по всей его площади или длине, а также для отдельных частей водного объекта (проливов, заливов, в том числе бухт и лиманов). Отнесение водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий водного объекта рыбохозяйственного значения осуществляются: а) в отношении водных объектов или частей водных объектов, расположенных во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, - Федеральным агентством по рыболовству; б) в отношении внутренних водных объектов или частей внутренних водных объектов - территориальными органами Федерального агентства по рыболовству, осуществляющими полномочия в пределах установленной компетенции на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 166-ФЗ, под сохранением водных биоресурсов понимается поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.
Согласно ст. 50 Закона № 166-ФЗ, при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Водного кодекса РФ, водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.
Пунктом 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 380 от 29.04.2013 г. установлено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; д) установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений; е) выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); ж) определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; з) проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
В соответствии с п. 4 Положения, при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Среда обитания и пути миграции животных выступают в качестве предмета административного правонарушения и представляют собой природную среду, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы (ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире"), включающую условия их размножения, нагула, отдыха, выращивания молодняка и иных элементов жизненного цикла, пути миграции, места их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
Статьей 3 Закона №7-ФЗ установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Применительно к положениям п. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ, такие виды хозяйственной деятельности, как например, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, и тому подобные, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Указанная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и складывающиеся в процессе её осуществления экономическое отношения должны включать в себя, в том числе, и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В обоснование вины ООО "Сады Крыма" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ приведена информация, предоставленная руководителем Азово-Черноморского филиала ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" ФИО7 о том, что деятельность, связанная с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов рыбохозяйственного значения оказывает неблагоприятное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, выражающаяся в гибели икры, ихтиопланктона и ранней молодей рыб, а также кормовой базы (фитопланктон, зоопланктон).
Между тем, из указанного письма следует, что размер вреда, причинённого водным биологическим ресурсам в результате деятельности ООО "Сады Крыма" установить не представляется возможным, в том числе, из-за недостаточного объема представленных материалов. А руководитель филиала ("АзНИИРХ") указывает на то, что действия по забору (изъятию) водных ресурсов из водного объекта высшей категории река Кача общим объемом 595,90 тыс.м3 в период с 25 июля 2016 года по 01 декабря 2020 года, не могли повлечь и не повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо к нанесению иных тяжких последствий для указанного водного объекта.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ предусматривает в качестве обязательного признака неприменение мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, а также наступление неблагоприятных последствий.
Между тем, данные обстоятельства не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Сады Крыма".
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуется в пользу этого лица.
В силу изложенного и с учетом приведенных положений ст.1.5 КоАП РФ невозможно сделать однозначный вывод о том, что в действиях ООО «Сады Крыма» содержится состав вменяемого юридическому лицу административного правонарушения, в связи с чем постановление № от 13 августа 2021 г. заместителя начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства не может быть признанно законным и обоснованным, в силу чего подлежит отмене в связи с отсутствием в действиях ООО "Сады Крыма" состава административного правонарушения.
В соответствии с. п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Жалобу директора ООО «Сады Крыма» удовлетворить.
Постановление № от 13 августа 2021 г. заместителя начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ в отношении ООО "Сады Крыма" отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – за отсутствием в действиях ООО "Сады Крыма" состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Г.С. Атаманюк