Дело № 2-2447/2023
УИД: 50RS0036-01-2023-001458-51
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«28» июля 2023 года
г. Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Федоровой А.В.,
при помощнике Андриановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Просекова А. А.ча к Администрации городского округа <адрес> о признании жилого помещения нежилым,
у с т а н о в и л:
Просеков А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа <адрес> о признании жилого помещения нежилым, в обосновании заявленных исковых требований истцом указано, что он, и его братья Просековы О. АнатО.ч и А. А. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, мкр. Мамонтовка, <адрес>. В данном жилом помещении, находящимся в муниципальной собственности, отсутствуют бытовые условия для проживания в нем - отопление, водоснабжение, электричество, канализация, санузел. Истец, указывая, что данная жилая площадь была закреплена за ним как за воспитанником детского дома и после выхода из которого, полагая, что данное жилое помещение должно было соответствовать всем установленным нормам законодательства, предъявляемым к жилым площадям, однако, по мнению истца, оно не пригодно для проживания, в связи с чем истец просит суд признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, мкр. Мамонтовка, <адрес>, не жилым.
Истец Просеков А.А. ходе состоявшихся судебных заседаний, уточнил исковые требования, дополнительно просил взыскать с Администрации городского округа <адрес> компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей, в связи с неисполнением ответчиком решения суда от 2020 года о проведении в спорном жилом помещении капитального ремонта.
Определением суда от 28.07.2023 г. требования Просекова А.А. к Администрации городского округа <адрес> о взыскании компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей, на основании ст. 151 ГПК РФ выделены в отдельное производство.
В судебное заседание Просеков А.А. не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела, в связи с нахождением в местах лишения свободы, неоднократно принимал участие в судебных заседаниях по средствам ВКС, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, при этом законодательством не предусмотрено обязательное, и постоянное участие истца в ВКС, истец также не был лишен возможности направить в суд письменные объяснения, что им и сделано, его пояснения находятся в материалах дела. При проведении итогового судебного заседания с использованием средств ВКС, о котором Просеков А.А. был извещен по месту его нахождения, истец для участия в судебном заседании не вышел, причины не сообщил, судебное заседание было продолжено в обычном режиме, без средств ВКС.
Представитель ответчика по доверенности Кирсанова С.Е. в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных исковых требований, пояснив, что истец с вопросом о признании спорного жилого помещения не жилым к ответчику не обращался. В настоящее время истцу предоставлено жилье маневренного фонда, поскольку в связи с отсутствием денежных средств в бюджете Администрации городского округа <адрес> в этом году, в следующем году будут закладываться в бюджет денежные средства на проведение капитального ремонта в спорном жилом помещении истца.
Третьи лица Просеков О.А., Просеков А.А. в суд не явились, надлежащим образом извещены.
Суд, заслушав представителя ответчика, изучив доводы искового заявления, исследовав письменные материалы дела и установив значимые для дела обстоятельства, приходит к следующему.
В силу статьи 4 ЖК РФ к жилищным отношениям относится возникновение, осуществление, изменение, прекращение права владения пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользование жилыми помещениями частного жилищного фонда; содержание и ремонт жилых помещений формирование и использование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля
Статья 15 данного кодекса жилыми помещениями как объектами жилищных прав признает изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом и пригодные для постоянного проживания граждан (отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам иным требованиям законодательства), и относит к компетенции Правительства Российской Федерации установление порядка признания помещения жилым помещением и требований, которым оно должно отвечать, оснований и порядка признания жилого помещения непригодным для проживания. Частью 10 статьи 32 этого кодекса к компетенции Правительства Российской Федерации также отнесено установление порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Статья 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
Так, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: 1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Примыкающими к переводимому помещению признаются помещения, имеющие общую с переводимым помещением стену или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением. Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение оформляется собственником помещения, примыкающего к переводимому помещению, в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление. В этом согласии указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица - собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, паспортные данные собственника указанного помещения, номер принадлежащего собственнику указанного помещения, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанное помещение.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Судом по делу установлено, что <адрес> общей площадью 23,2 кв.м., с кадастровым номером 50:13:0080109:670, расположенная по адресу: <адрес>, мкр. Мамонтовка, <адрес>, находится в муниципальной собственности городского округа <адрес> (л.д. 119).
В вышеуказанное жилое помещение на основании ордера № серии 25 от <дата> была вселена Просекова Е.В. совместно с сыновьями Просековым О.А. и Просековым А.А. (л.д. 118).
Согласно выписке из домовой книги Просеков А. А.ч, Просеков О. АнатО.ч, Просеков А. А. зарегистрированы в муниципальном жилом помещении по адресу: <адрес>, мкр. Мамонтовка, <адрес> (л.д. 92-93).
<дата> межведомственной комиссией составлен акт №, согласно содержанию которого признано непригодным для проживания, подлежащим капитальному ремонту жилое помещение, расположенное в <адрес> мкр. Мамонтовка <адрес>. Срок выполнения капитального ремонта до <дата> (л.д. 37-45).
Постановлением Администрации <адрес> муниципального района <адрес> № от <дата> утвержден вышеуказанный акт № от <дата> межведомственной комиссии при администрации <адрес> муниципального района <адрес> (л.д. 34-36).
Постановлением Администрации <адрес> муниципального района <адрес> № от <дата> установлено проведение капитального ремонта жилого помещения общей площадью 36,2 кв.м., жилой площадью 23,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Мамонтовка, <адрес>, в срок до <дата>, а также отселение гр. Просекова А.А. и гр. Просекова О.А. из указанного жилого помещения в срок до <дата> с предоставлением им жилого помещения – комнаты жилой площадью 16,0 кв.м. по адресу: <адрес>, Московский проспект, <адрес>, ком. 32, по договору найма жилого помещения маневренного фонда, на время капитального ремонта жилого помещения в <адрес>, мкр. Мамонтовка <адрес> (л.д. 46).
Из договора найма жилого помещения маневренного фонда № от <дата> и акта приема-передачи жилого помещения от <дата> усматривается, что администрацией <адрес> муниципального района <адрес> (Наймодатель) передано Просекову А.А. жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты жилой площадью 16,0 кв.м. в маневренном фонде, расположенное по адресу: <адрес>, Московский проспект, <адрес>, ком. 32, для временного проживания в нем на время проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>, мкр. Мамонтовка, <адрес>. Совместно с Нанимателем вселяется в жилое помещение брат Просеков О.А. (л.д. 87; 90).
Из акта комиссионного осмотра многоквартирного дома от <дата> и акта осмотра жилого помещения от <дата> усматривается, что в результате осмотра комиссией, в том числе с участием представителя Администрации городского округа <адрес>, жилого помещения по адресу: <адрес>, мкр. Мамонтовка, <адрес>, установлено, что в части жилого дома, состоящей из террасы, кухни и одной комнаты отсутствуют электричество, водоснабжение, канализация и печное отопление (печь разрушена), частично отсутствует напольное покрытие, стены обиты картонкой, отсутствует остекление, входная дверь не закрыта, без замков, отсутствую межкомнатные двери. Общее состояние жилого помещения – неудовлетворительное, имеется частичное разрушение фундамента. Над помещением находится мансарда (этаж) в котором проживают люди. Вместе с тем комиссия постановила, что капитальные ремонтные работы данного жилого помещения могут привести к обрушению несущих межкомнатных стен, что является угрозой жизни и здоровья жителей соседней квартиры (л.д. 32-33).
Решением Пушкинского городского суда <адрес> от <дата> иск Просекова А.А. к Администрации городского округа <адрес> об обязании предоставлении газофикации и признания бездействия незаконным, и признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения оставлен без удовлетворения (л.д. 9-11).
Согласно сообщению первого заместителя главы Администрации городского округа <адрес> №ИСХ-№ от <дата> бюджетом городского округа <адрес> на 2023 год денежные средства на выполнение работ по ремонту части индивидуального жилого строения, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Мамонтовка, <адрес>, не предусмотрены. Данные работы будут рассмотрены при формировании плана на 2024 год (л.д. 89).
Из акта осмотра должностным лицом Администрации городского округа <адрес> части жилого дома (<адрес>) жилого <адрес> мкр. Мамонтовка <адрес>, установлено, что квартира, общей площадью 36,2 кв.м. состоит из террасы, кухни и одной комнаты. В данной части дома отсутствуют электричество, водоснабжение, канализация и печное отопление (печь разрушена), частично отсутствует напольное покрытие, местами разрушено, стены обиты картоном, отделка отсутствует, деревянные оконные рамы, отсутствует остекление (забиты доской), входная дверь не закрыта (отсутствует фурнитура и замок), отсутствуют межкомнатные двери. Часть жилого <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии (л.д. 130-152).
При таких обстоятельствах, анализируя представленные суду доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ в совокупности с вышеприведенными нормами права, принимая во внимание, что истец в установленном законом порядке не обращался к ответчику о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Мамонтовка, <адрес>, нежилым, а доказательств обратного истцом не представлено и из материалов дела усматривается, суд приходит к выводу, что нормами жилищного права установлен внесудебный (административный) порядок перевода жилых помещений в нежилые, что исключает подмену настоящим решением суда соответствующего решения органа местного самоуправления об изменении целевого назначения помещения, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Просекова А. А.ча к Администрации городского округа <адрес> о признании жилого помещения нежилым оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме-<дата>.
Судья