Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1958/2023 ~ М-1130/2023 от 12.04.2023

Дело № 2-1958/2023

УИД: 21RS0023-01-2023-001672-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2023 года                                                                                        г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО10,

с участием прокурора ФИО11,

ФИО3, действующего в качестве представителя истца ФИО1 на основании доверенности от дата и за себя как третье лицо,

представителя ответчика администрации г. Чебоксары ФИО12, действующей на основании доверенности от дата -----,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Чебоксары в интересах Атласкиной ФИО19 к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности во внеочередном порядке предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь,

установил:

Заместитель прокурора г. Чебоксары обратился в суд с исковым заявлением в интересах Атласкиной ФИО20, дата года рождения, к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее – администрация г. Чебоксары) о возложении обязанности предоставить Атласкиной ФИО21 во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь.

В обосновании иска указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению представителя Атласкиной П.Н. – Атласкина Н.Г. по вопросу соблюдения жилищных прав инвалидов и по результатам проверки установлено, что постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от дата ----- Атласкина П.Н., состоящая в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма с дата по списку «Малоимущие», включена в список «Внеочередной». Атласкина П.Н., вставшая на учет нуждающихся в жилье после дата, подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно медицинскому заключению ----- по результатам принятого решения подкомиссии врачебной комиссии Атласкина П.Н. страдает ------, право на дополнительную жилую площадь. Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 2, п. 5 ч. 1 ст. 14, ст.ст. 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от дата «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от дата ----- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», ст. 11 Закона Чувашской Республики от дата «О регулировании жилищных отношений», прокурором, действующим в интересах Атласкиной П.Н., заявлены вышеуказанные требования.

Прокурор Кириллова З.А. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Истец Атласкина П.Н., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обеспечила участие своего представителя.

Представитель истца Атласкиной П.Н. – Атласкин Н.Г., также являющийся третьим лицом, исковые требования прокурор поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что он, действуя в интересах Атласкиной П.Н., неоднократно обращался в администрацию о предоставлении ей жилого помещения, ссылаясь на то, что она проживает в квартире площадью 43,9 кв.м., в которой кроме нее проживают еще шесть человек, что с учетом состояния ее здоровья не обеспечивает ее прав как инвалида.

Представитель ответчика администрации г. Чебоксары Крупякова А.В. иковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Доводы ответчика сводятся к тому, что ФИО1 зарегистрирована по месту жительства – в квартире площадью 43,9 кв.м., расположенной по адресу: адрес. В указанной квартире она проживает совместно с семьей из трех человек (сама, мать Атласкина Л.Я., тец Атласкин Н.Г.). Она состоит на учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма с дата, находится в списке «Малоимущие» под -----, в списке «Внеочередной» под -----. Свободных жилых, находящихся в собственности муниципального образования города Чебоксары и отвечающих соответствующим требования, в настоящее время не имеется. Заявок на участие в проводимых администрацией адрес аукционах не поступает, в связи с чем аукционы объявляются повторно. Администрацией адрес предпринимаются все необходимые меры, направленные на приобретение жилых помещений. Предоставление квартир для данной категории граждан не представляется возможным.

Третьи лица администрация адрес, Министерство финансов Чувашской Республики (далее – Минфин Чувашии), Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – Минстрой Чувашии) участие представителей не обеспечили. Третьи лица ФИО2, ФИО9 К.Н., действующая за себя и за своих несовершеннолетних детей ФИО9 М.А., ФИО9 В.А., ФИО9 Е.А. в судебное заседание не явились, участие своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения дела извещены. Ранее представителем третьего лица администрации адрес ФИО13 представлен письменный отзыв.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

С 1 января 2018 года действуют Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерством здравоохранения Российской Федерации России от 29 ноября 2012 года № 987н, а также Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года № 991н.

Данные нормы направлены на защиту интересов граждан, страдающих определенными заболеваниями, и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 17) (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Согласно ст. 17 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (ч. 2); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (ч. 3).

Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.

Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.

При таком положении, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка по обращению представителя ФИО1ФИО3 о нарушении жилищных прав его дочери ФИО1, состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в качестве малоимущей, в связи с имеющимися заболеваниями признанной инвалидом в установленном порядке.

Атласкина ФИО22, дата года рождения, зарегистрирована по адресу: адрес.

В суд представлена копия учетного дела в отношении ФИО1.

Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от дата ----- Атласкина ФИО24 поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в список «Малоимущие».

Атласкина ФИО23, дата года рождения, является ------, причина инвалидности: общее ------

Постановлением главы администрации адрес от дата ----- ФИО1, состоящая в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма с дата по списку «Малоимущие» под -----, на основании медицинской справки от дата включена в список «Внеочередной».

В выписках (справках) из лицевого счета, составленных управляющей организацией ООО «Мирный 1», указано, что по состоянию на дата на квартиру общей площадью 43,9 кв.м., жилой площадью 31,2 кв.м., находящейся в муниципальной собственности, расположенной по адресу: адрес, открыто два лицевых счета.

По лицевому счету ----- зарегистрировано 3 человека: с дата ФИО2, с дата ФИО3, с дата ФИО1.

По лицевому счету ----- зарегистрировано 4 человека: с дата ФИО4, несовершеннолетняя ФИО5, дата года рождения, несовершеннолетний ФИО6, дата года рождения, с дата несовершеннолетняя ФИО7, дата года рождения.

Как следует из приведенных выписок (справок), с учетом информации отдела ЗАГС администрации адрес, ФИО1 приходится ФИО2 и ФИО3 дочерью, ФИО14 – родной сестрой, несовершеннолетним ФИО15, М.А., Е.А. – тетей.

Согласно медицинскому заключению ----- по результатам принятого решения подкомиссии ----- врачебной комиссии Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, выданному дата, ФИО1 страдает заболеванием с ------

Согласно медицинскому заключению ----- по результатам принятого решения подкомиссии № ------.

------

Исследованными доказательствами подтверждается право Атласкиной П.Н. на ее включение в список малоимущих граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное получение жилья по договорам социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь.

В период рассмотрения дела жилищные условия Атласкиной П.Н. не изменились, до настоящего времени она продолжает проживать в квартире площадью 43,9 кв.м. по адресу: адрес, в которой, кроме нее, зарегистрировано еще шесть человек (всего 7 человек).

Постановлением главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- (в действующей редакции) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» по г. Чебоксары Чувашской Республики установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека и норма предоставления по договору социального найма - 16,0 кв. м.

До настоящего времени Атласкина П.Н. необходимой нормой площади не обеспечена, имеет бессрочное право пользования жилым помещением на условиях социального найма в квартире квартира площадью 43,9 кв.м. вместе с членами своей семьи и родственниками, при этом на каждое лицо, обладающее правом бессрочного пользования этой квартирой, приходится по 6,27 кв.м. от общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы и не обеспечивает ее право на дополнительную площадь.

В собственности Атласкиной П.Н. объекты недвижимости (жилые помещения) не зарегистрированы (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от дата).

Внеочередной характер обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию данного права после его возникновения.

Законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Приведенные обстоятельства не оспорены, доказательства в их опровержение не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Атласкиной П.Н. по договору социального найма и за счет средств муниципального жилищного фонда должно быть во внеочередном порядке предоставлено жилое помещение с учетом ее права на дополнительную жилую площадь.

Площадь жилого помещения, его параметры и местоположение подлежат определению с учетом положений ЖК РФ, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановления главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года № 129 (в действующей редакции) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления».

Поскольку предоставление жилого помещения с соблюдением указанных нормативных положений непосредственно отнесено к компетенции органа местного самоуправления, суд не усматривает оснований для указания в своем решении конкретных характеристик необходимого Атласкиной П.Н. жилого помещения.

В силу положений п. 3 ст. 2, п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений», обязанность по обеспечению инвалидов жилыми помещениями на условиях договора социального найма возложена на органы местного самоуправления.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает подлежащим удовлетворению исковые требования прокурора о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности предоставить Атласкиной П.Н. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, в административно-территориальных границах г. Чебоксары – столицы Чувашской Республики, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора г. Чебоксары, заявленные в интересах Атласкиной ФИО25, дата года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации ----- выдан дата, к администрации адрес Республики (ИНН ----- ОГРН -----), удовлетворить.

Обязать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики (ИНН -----, ОГРН -----) во внеочередном порядке по договору социального найма предоставить Атласкиной ФИО26, дата года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации ----- выдан дата, благоустроенное жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

    Председательствующий судья                                             Е.Н. Волкова

    Мотивированное решение составлено дата.

2-1958/2023 ~ М-1130/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Атласкина Павлина Николаевна
Заместитель прокурора г. Чебоксары в интересах
Ответчики
администрация г. Чебоксары
Другие
Зюкова Кристина Николаевна, действующая за себя и за несовершеннолетних Зюкова Михаила Андреевича, Зюковой Вероники Андреевны, Зюковой Есении Андреевны
администрация Московского района г. Чебоксары
Атласкин Николай Георгеевич
Министерство финансов Чувашской Республики
Атласкина Людмила Яковлевна
Информация скрыта
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Волкова Елена Николаевна
Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
12.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2023Передача материалов судье
14.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
15.06.2023Судебное заседание
15.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее