К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 апреля 2024 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи - Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания - ФИО3,
с участием представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО4, представителя ответчика Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по доверенности - ФИО5,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея об установлении юридического факта, признании права на получение жилищного сертификата и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику об установлении юридического факта, признании права на получение жилищного сертификата и возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ получил решение № об отказе в удовлетворении заявления, из которого следует, что по представленным документам подтвердить факт убытия с места постоянного проживания в <адрес> и прибытия в экстренном порядке на территорию Республики Адыгея на постоянное место жительства не представляется возможным.
Однако, на момент начала Специальной военной операции истец находился в рейсе на судне «MINERAL НОРЕ» IMO NUMBER 9567025, по трудовому договору, что подтверждается следующими документами: справкой от ДД.ММ.ГГГГ исх. № АГУ-929 о планировании в рейс заграничного плавания с ДД.ММ.ГГГГ; справкой от ДД.ММ.ГГГГ исх. № АГУ-1429 о пребывании в рейсе заграничного плавания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; доверенностью, выданной ДД.ММ.ГГГГ капитаном судна «MINERAL НОРЕ» IMO NUMBER 9567025 ФИО1; групповой перепиской в мессенджере вайбер о дате и пути следования экипажа в регион посадки на судно.
По окончании контракта ФИО2 прибыл на место нахождения компании «Англо-Истерн» в Латвию для прохождения компанейских курсов повышения квалификации, что подтверждается следующими документами: выводом государственной квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении звания Механик третьего разряда; протоколом №-М заседания государственной квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; двухдневным тренингом по ознакомлению с ME-ENGINE, который проводился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вебинар, проводимый Англо-Восточным морским учебным центром, Одесса, Украина; сертификатом о прохождении внешнего экзамена ДД.ММ.ГГГГ; сертификатом о прохождении теста по английскому языку для моряков ДД.ММ.ГГГГ.
После этого ДД.ММ.ГГГГ истец снова ушел в рейс по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ В связи с этим, на момент начала массовой эвакуации из <адрес> на другие территории Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ) истец не находился в <адрес>, а находился на рабочем месте на судне, и по объективным причинам не имел возможности эвакуироваться вместе со своей семьей в установленном порядке. Однако, при этом ФИО2 оставался гражданином, зарегистрированным в <адрес> и являлся его жителем.
После окончания контракта ДД.ММ.ГГГГ истец прибыл на территорию Российской Федерации в <адрес>, куда эвакуировались члены его семьи, через Грузию (КПП Верхний Ларс), так как иного пути въезда в Российскую Федерацию не было.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получил паспорт гражданина Российской Федерации, что доказывает намерение истца проживать на территории Российской Федерации.
С июня 2023 года истец неоднократно подавал заявления в «ГКУ КК Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» и получал решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата. В последнем решении от ДД.ММ.ГГГГ учреждение указало на необходимость предоставления миграционной карты и паспорта гражданина Украины. Вместе с тем указанные документы были предоставлены истцом вместе с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата.
Факт постоянного проживания истца в <адрес> подтверждается документом, содержащим отметку о регистрации по месту жительства в <адрес> (в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), домовой книгой, удостоверяющей факт проживания в доме по адресу регистрации, а также документами, подтверждающими обучение в <адрес> с 2019 г. по 2021 г.
Однако в момент эвакуации из <адрес>, ФИО2 был зарегистрирован в <адрес>, но в это время находился на рабочем месте в соответствии с контрактом, что в свою очередь исключает возможность эвакуации в данный момент времени вместе со своей семьей - матерью ФИО4, получившей сертификат и полагаемые социальные выплаты.
Таким образом, считают, что истцом соблюдены критерии, предусмотренные п. 2 Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Просит суд с учетом уточненных требований принять справку от ДД.ММ.ГГГГ исх. № АГУ-929 о планировании в рейс заграничного плавания с ДД.ММ.ГГГГ, справку от ДД.ММ.ГГГГ исх. № АГУ-1429 о пребывании в рейсе заграничного плавания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, доверенность, выданную ДД.ММ.ГГГГ капитаном судна «MINERAL НОРЕ» IMO NUMBER 9567025 ФИО1 и групповую переписку в мессенджере «Вайбер» о дате и пути следования экипажа в регион посадки на судно как факт, подтверждающий выбытие истца ФИО2 с территории <адрес>.
Также просит признать, что ФИО2 соответствует критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и признать за ФИО2, действующим в своих интересах, право на получение государственного жилищного сертификата, подтверждающего право гражданина на социальную выплату жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства. Обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея выдать ФИО2 государственный жилищный сертификат, подтверждающий право на социальную выплату на приобретение жилых помещений жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
В судебное заседание истец не явился. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца в суд явилась, уточненные исковые требования поддержала по доводам и основаниям, указанным в иске и просила их удовлетворить в полном объеме.
В письменных возражениях на иск представитель ответчика просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по доверенности - ФИО5, в суд явился, возражал против удовлетворения заявленных требований и просил в иске отказать.
Представитель третьего лица ППК «Фонд развития предпринимательства» в суд не явился. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании абзаца 2 статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
По смыслу названных норм закона, предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, при этом, выбор способа защиты зависит от характера спорного правоотношения и регулирующих его норм права. Вместе с тем, если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права, вправе применять лишь этот способ.
Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав, кроме того, отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.
Из доводов иска следует, что истец ФИО2 обратился в Министерство строительства транспорта жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея с заявлением о перечислении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании государственного жилищного сертификата в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории».
Из материалов дела установлено, что по результатам рассмотрения заявления ФИО2 решением Министерства строительства транспорта жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в выдаче государственного жилищного сертификата было отказано в связи с несоответствием истца критерию, указанному в пункте 2 и абз. 2 п.п. «г» п. 4 Правил, регламентирующих порядок предоставления финансовой поддержки субъектам РФ в целях финансового обеспечения мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, экстренно покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории».
Основанием для принятия ответчиком оспариваемого решения послужили данные о том, что согласно сведениям, размещенным в АИС «Реформа ЖКХ», ФИО2 значится пересекшим границу Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ на КПП Верхний Ларс из Грузии. По представленным документам подтвердить факт убытия с места постоянного проживания в <адрес> и прибытия в экстренном порядке на территорию Республики Адыгея не постоянное место жительства не представляется возможным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации», и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1210 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу абзацев третьего и четвертого подпункта «з» пункта 4 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1876» утверждены Правила, цели, условия и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
В соответствии с п. а ч.2 Правил мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев:
а) граждане после ДД.ММ.ГГГГ покинули место постоянного проживания в <адрес> или части <адрес> (в населенных пунктах <адрес> по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства;
в) граждане по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства на территории <адрес> или части <адрес>, указанной в подпункте «а» настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке.
Согласно пп. «г» п. 4 Правил порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает, в том числе при рассмотрении заявлений граждан проверку даты убытия гражданина с места постоянного проживания в <адрес> или части <адрес>. Такая проверка проводится, в частности, путем направления запросов в государственные органы, осуществляющие регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства и миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в иные органы государственной власти.
Во исполнение пункта 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации мероприятий по предоставлению единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Республики Адыгея на постоянное место жительства» был утвержден Порядок и условия предоставления гражданам, покинувшим <адрес> и часть <адрес> и прибывшим в экстренном порядке на территорию Республики Адыгея на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов.
Согласно п.п. 1 п. 3 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N 296 «О реализации мероприятий по предоставлению единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Республики Адыгея на постоянное место жительства» (с изменениями и дополнениями) предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, покинувшим <адрес> и часть <адрес>, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты совокупности следующих требований: граждане после ДД.ММ.ГГГГ покинули место постоянного проживания в городе Херсоне или части <адрес> (в населенных пунктах <адрес> по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3099-р) и прибыли в Республику Адыгея на постоянное место жительства.
Доводы истца о том, что он находился в рейсе заграничного плавания, где работал по трудовому контракту и не имел возможности эвакуироваться со своей семьей, что соответствует критерию «вынужденного покидания территории», суд полагает надуманными и относится критически.
Истец прибыл на территорию Российской Федерации, а именно в <адрес> края в июне 2023 года с территории третьего государства из Польши через КПП Верхний Ларс (Грузия), в чем не усматривается экстренного прибытия на территорию Российской Федерации и в Республику Адыгея на постоянное место жительства, и что противоречит установленному Порядку выдачи сертификатов и получения социальной выплаты.
Поскольку одним из условий предоставления единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов является факт прибытия на территорию Республики Адыгея на постоянное место жительства, гражданин, претендующий на получение указанных мер социальной поддержки, не должен находиться в третьих странах. Иное противоречило бы целям предоставления поддержки гражданам, утратившим жилые помещения в <адрес> и <адрес> и прибывшим на территорию Российской Федерации на постоянное жительство, следовательно, ФИО2 не соответствует критериям, установленным п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем в удовлетворении требования истца о признании его соответствующим критериям, установленным п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № полагает возможным отказать.
Поскольку требование о возложении на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обязанности выдать ФИО2 государственный жилищный сертификат, связано с заявленным требованием о признании истца соответствующим критериям, установленным п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и является производным от него, суд в удовлетворении данного требования также отказывает.
Рассматривая требования ФИО2 об установлении юридического факта, суд исходит из следующего.
В соответствие с п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В силу ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
По смыслу приведенных норм юридический факт устанавливается в особом производстве (пп. 1 п. 1 ст. 262 ГПК РФ), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.
Однако, признание либо непризнание факта, подтверждающего выбытие истца с территории <адрес>, не повлечет для ФИО2 юридические последствия, в частности, реализацию права на получение социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов.
На основании изложенного, принимая во внимание положения действующего законодательства и обстоятельства, установленные в рамках рассматриваемого дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются не обоснованными, в связи с чем отказывает в их удовлетворении в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Министерству строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея об установлении юридического факта, признании права на получение жилищного сертификата и возложении обязанности - отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись М.И. Катбамбетов
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-66
Подлинник находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде РА