№2-2563/2020 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 октября 2020 года г.Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Гладких Н.В.,
при помощнике судьи Бачериковой Л.А.,
с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Раева Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора Пермского района в защиту прав и интересов Денисовой А.М., Денисова К.В., к ответчику администрации Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края о возложении обязанности по внеочередному предоставлению отдельного благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности заместителя прокурора Пермского района в интересах Денисовой А.М., Денисова К.В., обратился в суд с иском к администрации Фроловского сельского поселения о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 28 кв.м, в границах Фроловского сельского поселения по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование указано, что прокуратурой Пермского района проведена проверка соблюдения жилищных прав Денисовой А.М. и членов ее семьи. В ходе проверки установлено, что Денисова А.М. и ее сын Денисов К.В. зарегистрированы и проживают в жилом помещении, общей площадью 28 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма от 20.11.2008 года, заключенного между Денисовой А.М. и ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Липовая гора» Пермской ГСХА им. академика Д.Н. Прянишникова. Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2017 года ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Липовая гора» Пермской ГСХА им. академика Д.Н. Прянишникова признано банкротом, в его отношении открыта процедура конкурсного производства. Жилой дом по адресу: <адрес> на основании постановления администрации Фроловского сельского поселения №177 от 15.05.2017 года признан аварийным и подлежащим сносу. Семья Денисовой А.М. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако, до настоящего времени администрацией Фроловского сельского поселения расселение истцов из жилого многоквартирного дома по вышеуказанному адресу не произведено. Исходя из предоставленной ответчиком информации от 24.07.2020 года № 669, срок предоставления Денисовой А.М. и членам ее семьи другого жилого помещения по договору социального найма органом местного самоуправления не определен, так как собственник многоквартирного дома ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Липовая гора» до настоящего времени не представил акты приема-передачи указанного дома в собственность Фроловского сельского поселения.
Со ссылкой на положения ст.ст. 1, 14, 51, 57, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.3 ст.2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года №416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» истец полагает, что функции по принятию решений о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма возложена законодательством на администрацию Фроловского сельского поселения. При этом жилье должно быть предоставлено с учетом нормы предоставления на основании п.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Администрация Фроловского сельского поселения, не расселяя жильцов из вышеуказанного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, нарушает требования законодательства, тем самым нарушает права семьи Денисовой А.М. на безопасные условия проживания.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указывал, что срок расселения не определен, однако техническое состояние жилого дома, в котором проживают Денисова А.М. и Денисов К.В., угрожает их жизни и здоровью, поскольку строительные конструкции здания находятся в аварийном состоянии. Ответчиком никаких мер по расселению жильцов не принимается. Семья Денисовой А.М. также является нуждающейся в улучшении жилищных условий вне очереди.
Истец Денисова А.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее, в предварительном судебном заседании 21.09.2020 года, исковые требования, заявленные прокурором Пермского района, поддержала. Поясняла, что жилой дом, в котором проживают она и ее сын, построен в 1923 году; в указанном доме она проживает с рождения. Спорное жилое помещение было предоставлено ее матери. В 1954 году дом переведен на баланс ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Липовая гора», которое заключило с Денисовой А.М. договор социального найма. Денисов К.В. зарегистрирован в жилом помещении 5 лет назад, как член ее семьи (сын) (л.д. 35-37).
Истец Денисов К.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее предоставлено заявление о невозможности его присутствия в судебном заседании ввиду занятости на работе.
Ответчик администрация Фроловского сельского поселения в судебное заседание представителя не направила, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без их участия, а также возражения на исковое заявление. Суть возражений сводится к тому, что в соответствии с постановлением администрации Фроловского сельского поселения от 20.03.2019 года №121 срок сноса дома установлен до 2021 года, в связи с чем срок расселения и сноса не завершен; у администрации Фроловского сельского поселения отсутствуют денежные средства на приобретение жилых помещений, так как бюджет поселения является дотационным. Кроме, того, для включения в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы собственник жилого помещения ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Липовая гора» должен передать аварийное жилье в собственность муниципалитета, чего на настоящий момент времени не сделано, в связи с чем администрация Фроловского сельского поселения не имеет возможности включить спорный многоквартирный дом в программу и направить документы.
Третье лицо ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Липовая гора», привлеченное к участию в деле определением суда от 21.09.2020 года, занесенным в протокол предварительного судебного заседания (л.д. 35-37), в судебное заседание представителя не направило; извещено надлежащим образом; возражений по существу заявленных требований не представлено.
Суд, заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, собственник Российская Федерация, находится в хозяйственном ведении ФГУП «Учебно-опытное хозяйство Липовая гора» Пермской государственной сельскохозяйственной академии, дата регистрации права 10.10.2008 года, № 59-59-14/077/2008-046, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее – ЕГРН) от 05.10.2020 года.
Из договора найма жилого помещения от 20.11.2008 года следует, что ФГУП «Учебно-опытное хозяйство Липовая гора» Пермской государственной сельскохозяйственной академии (наймодатель) передало, а Денисова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (наниматель), приняла в бессрочное пользование квартиру №1 на 1 этаже одноэтажного дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, находящуюся по адресу: <адрес>. Жилое помещение предоставлено Денисовой А.М. для целей постоянного проживания. Срок найма жилого помещения установлен на неопределенный срок (л.д. 12-13).
В жилом помещении по адресу: <адрес> на регистрационном учете состоят: Денисова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 20.08.2008 года по настоящее время; Денисов К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 05.09.2015 года по настоящее время, что подтверждается сведениями Отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю от 02.09.2020 года (л.д. 28) и от 07.10.2020 года.
Семья Денисовой А.М. в составе двух человек поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, что следует из уведомления администрации Фроловского сельского поселения от 11.04.2018 года (л.д. 18).
Согласно заключению от 07.03.2017 года Межведомственная комиссия о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденная постановлением Главы администрации Пермского муниципального района от 05.04.2012 года №1186, выявила основания для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес> (квартиры с 1 по 4) непригодным для проживания. Основания: техническое заключение по обследованию строительных конструкций жилого дома, проведенного ООО «<данные изъяты>»; акт Межведомственной комиссии Пермского района, составленный по результатам обследования от 18.12.2014 года №156 (л.д. 14-15).
Из технического заключения ООО «<данные изъяты>» Н-19-16 по обследованию жилого дома по адресу: <адрес> (время проведения экспертизы: 03.10.2016 года – 11.10.2016 года), следует, что техническое состояние основных несущих и вспомогательных конструкций здания по адресу: <адрес>, оценивается как аварийное; надежность и долговечность систем инженерных коммуникаций не обеспечена; длительные увлажнения ввиду постоянного замачивания конструкций привели в образованию плесени и грибка на поверхностях конструкций и внутри них, длительное нахождение человека в помещениях с плесенью может иметь тяжелые последствия для здоровья; восстановление данного здания экономически нецелесообразно; здание не пригодно к дальнейшей эксплуатации ввиду аварийного состояния строительных конструкций здания и несоответствия гигиеническим и противопожарным требованиям, здание подлежит сносу; во избежание аварийных ситуаций и несчастных случаев запрещено пребывание людей внутри здания, рекомендовано выставить предупредительные знаки и ленты (приложение к материалам гражданского дела).
Постановлением администрации Фроловского сельского поселения от 15.05.2017 года №177 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 постановлено собственникам помещений в многоквартирном доме по указанному адресу освободить занимаемые жилые помещения и осуществить снос аварийного дома в течение 180 дней с момента получения уведомления (л.д. 16).
Постановлением администрации Фроловского сельского поселения от 20.03.2019 года №121 внесены изменения в пункт 2 постановления администрации Фроловского сельского поселения от 15.05.2017 года №177, который изложен в новой редакции: «Расселить жильцов дома №1 по л. 5-я Ферма, с. Фролы и осуществить снос аварийного дома в срок до 2021 года» (л.д. 17).
Согласно информации администрации муниципального образования «Фроловское сельское поселение» от 24.07.2020 года №669 срок предоставления Денисовой А.М. и членам ее семьи другого жилого помещения по договору социального найма администрацией не определен, так как собственник многоквартирного дома ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Липовая гора» до настоящего времени не представил акты приема-передачи указанного дома в собственность Фроловского сельского поселения для включения в программу расселения (л.д. 19).
ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Липовая гора» 12.12.2019 года и 02.06.2020 года обращалось в Министерство сельского хозяйства РФ для получения согласия на передачу жилого дома по адресу: <адрес> муниципальную собственность, но до настоящего времени ответ не поступил (л.д. 29).
Из ответа администрации муниципального образования «Фроловское сельское поселение» от 05.08.2020 года №710 на обращение Денисовой А.М. следует, что администрация свободным жилым фондом, пригодным для проживания, не располагает, финансовой возможности предоставить Денисовой А.М. жилое помещение по договору социального найма не имеет (л.д. 30).
В соответствии с преамбулой Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий (статьи 25. 40 Конституции Российской Федерации).
На основании ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно п.3 ст.2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года №416-ПК (ред. от 09.12.2019 года) «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» (принят ЗС ПК 11.12.2014) за сельскими поселениями Пермского края закреплены вопросы местного значения, в том числе обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Пунктом 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу п.3 ч.1 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Согласно п.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу п.1 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии со ст.86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу п.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно правовой позиции, изложенной в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 года, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Согласно пп.1 п.1 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
В соответствии с п.1 ст.2 названного выше закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понятие «населенный пункт» применительно к статье 86 и п.1 ст.89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям «муниципальное образование», «городской округ» или «муниципальный район», в связи с чем следует признать правильной практику тех судов, которые отказывают в удовлетворении исков администраций муниципальных образований о выселении граждан из непригодных для проживания жилых помещений в такие жилые помещения, которые хотя и находятся в границах городского округа или муниципального района, но расположены за пределами населенного пункта, в котором находится ранее занимаемое помещение.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение в связи с тем, что дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, должно отвечать требованиям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения. В данном случае целью законодателя является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условии с точки зрения безопасности.
Следовательно, площадь предоставляемого истцам помещения должна быть равна общей занимаемой площади жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, собственником которого является Российская Федерация, находится в хозяйственном ведении ФГУП «Учебно-опытное хозяйство Липовая гора» Пермской государственной сельскохозяйственной академии. В квартире №1, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной в указанном доме, зарегистрированы на условиях социального найма истцы Денисова А.М. и Денисов К.В. Постановлением администрации Фроловского сельского поселения от 15.05.2017 года №177 на основании заключения Межведомственной комиссии о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания от 07.03.2017 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения жильцов и осуществление сноса аварийного дома постановлено осуществить до 2021 года.
Кроме того, семья Денисовой А.М. в составе двух человек состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу, что заявленные требования о предоставлении Денисовой А.М. и Денисову К.В. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения на семью из 2-х человек жилой площадью <данные изъяты> кв.м. в границах Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края во внеочередном порядке обоснованны и подлежат удовлетворению.
При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Фроловское сельское поселение» Пермского района Пермского края, как лицо, к чьей компетенции отнесено обеспечение граждан, проживающих в аварийных жилых помещениях непригодных для проживания, иными жилыми помещениями. Обязанность администрации муниципального образования «Фроловское сельское поселение» Пермского района Пермского края по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке возникла в силу вышеприведенных положений п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, а также ч.3 ст.57 ЖК РФ. В связи с изложенным, довод ответчика о том, что для включения в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы собственник жилого помещения ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Липовая гора» должен передать аварийное жилье в собственность администрации, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, п.4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 05.03.2009 года №376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Довод ответчика о том, что в соответствии с постановлением администрации Фроловского сельского поселения от 20.03.2019 года №121 срок сноса дома установлен до 2021 года, в связи с чем срок расселения и сноса не завершен, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года» (вопрос №3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, установленный постановлением администрации Фроловского сельского поселения от 20.03.2019 года срок расселения жильцов и осуществления сноса аварийного дома до 2021 года не истек. Однако, дом по адресу: <адрес>, в котором проживают Денисова А.М. и Денисов К.В., находится в состоянии, которое создает угрозу их жизни и здоровью (техническое состояние основных несущих и вспомогательных конструкций оценивается как аварийное; длительное нахождение человека в помещениях с плесенью может иметь тяжелые последствия для здоровья; восстановление данного здания экономически нецелесообразно; здание не пригодно к дальнейшей эксплуатации ввиду аварийного состояния строительных конструкций здания и несоответствия гигиеническим и противопожарным требованиям, здание подлежит сносу; во избежание аварийных ситуаций и несчастных случаев запрещено пребывание людей внутри здания, рекомендовано выставить предупредительные знаки и ленты), в связи с чем Денисовой А.М. и Денисову К.В. необходимо незамедлительно предоставить другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
С учетом изложенного, обязанность по предоставлению Денисовой А.М. и Денисову К.В. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в границах Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края во внеочередном порядке общей площадью не менее 28,0 кв.м следует возложить на администрацию Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности заместителя прокурора Пермского района в защиту прав и интересов Денисовой А.М., Денисова К.В., к администрации Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края – удовлетворить.
Возложить на администрацию Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края обязанность предоставить Денисовой А.М., Денисову К.В. вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28,0 кв.м., в границах Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (апелляционное представление) в течение месяца со дня постановления решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких
СПРАВКА
Мотивированное решение составлено 27 октября 2020г.
Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких
Копия верна:
Судья Н.В. Гладких
Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-2563/2020
Пермского районного суда Пермского края.
УИД: 59RS0008-01-2020-003079-85