Дело № 2-661/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2023 года г.Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Ульяненковой О.В.,
при секретаре Хопуновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Искоростенская Л.С. к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Филиалу «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры ( комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу «Смоленский» Филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры ( комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Искоростенская Л.С. обратилась в суд с иском к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Филиалу «Западный» и территориальному отделу «Смоленский» Филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации ( далее ФГАУ «Росжилкомплекс»), Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях ( далее МТУ Росимущества) о признании права собственности на квартиру, общей площадью 69 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> порядке приватизации. В обосновании требований указано, что 25.12.1986 Искоростенскому В.Р., проходившему военную службу в войсковой части №92926, выдан орден № <номер> на занятие спорной квартиры, куда были включены члены его семьи: супруга Искоростенская Л.С., сыновья Искоростенский Р.В., Искоростенский Р.В., дочь Искоростенская А.В. В настоящий момент в квартире зарегистрированы и проживают Искоростенская Л.С. Искоростенский В.Р., Искоростенский М.В., которые за время своего проживания не использовали право на приватизацию. Спорное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны РФ. Истец обратилась в ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявлением о заключении договора социального найма в чем было отказано, по тем основаниям, что заявитель и члены ее семьи вселены в спорное жилое помещение на основании ордера, являющегося документом на вселение, решение о предоставлении жилого помещения, органом, выдавшим ордер не принималось. На основании изложенного и руководствуясь ст.11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" истцом заявлены вышеуказанные требования.
Протокольным определением от 15.06.2023 в качестве ответчика привлечено ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры ( комплекса)» Министерства обороны РФ.
В судебном заседании истец Искоростенская Л.С., ее представитель Федорова Е.А. требования поддержали по основаниям указанным в иске.
Третьи лица Искоростенский В.Р., Искоростенский М.В. в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований, заявив об отказе от участия в приватизации спорного жилого помещения.
Представитель ФГАУ «Росжилкомплекс»в лице Филиала «Западный» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв, где в удовлетворении заявленных требований просил отказать по тем основаниям, что истец и члены ее семьи вселены в квартиру на основании ордера № <номер> от 25.12.1986, который согласно ст. 47 ЖК РСФСР являлся только основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, решение о предоставлении жилого помещения органом, выдавшим ордер, фактически не принималось. В связи с чем отсутствуют основания для заключения договора социального найма жилого помещения в порядке приватизации в соответствии с Приказом Министра обороны от 10.11.2022 № 676 «Об утверждении порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации». ФГАУ «Росжилкомплекс» не является собственником спорного жилого помещения в связи с чем не может им распоряжаться.
Представители ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс», территориального отдела «Смоленский» Филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс», МТУ Росимущества, Администрации Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, войсковой части 92926 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее – Закон N 1541-1) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 4 Закона N 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 6 вышеназванного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей вправе приобрести в собственность в порядке приватизации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации занимаемые ими на условиях социального найма жилые помещения, за исключением жилых помещений в закрытых военных городках. Передача указанным гражданам, а также лицам, указанным в пункте 3.1 статьи 24 настоящего Федерального закона, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в порядке приватизации осуществляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Порядок передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации, утвержден Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2022 № 676.
В соответствии с п.1 данного Порядка передача жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, занимаемых на условиях социального найма военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей, а также лицами, указанными в пункте 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - граждане), в порядке приватизации осуществляется: подведомственными Министерству обороны Российской Федерации государственными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (далее - подведомственные организации), - жилых помещений, закрепленных на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления за подведомственными организациями.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
По смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Судом установлено, что квартира, общей площадью 69 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> была предоставлено супругу истца – Искоростенский В.Р., на основании ордера N № <номер> от 25.12.1986 г., выданного начальником Ржевского КЭЧ Московского военного округа на семью из 5 человек, в т.ч. Искоростенской Л.С. (жена), Искоростенскому Р.В. (сын), Искоростенскому Р.В. (сын), Искоростенской А.В. (дочь) ( л.д.26,36).
Инструкцией о порядке заселения жилой площади Министерства обороны СССР, утв. Главным КЭС МО СССР от 04.10.1978 г. N 147/15/35060 было предусмотрено, что в закрытых и обособленных военных городках ордера на жилые помещения выдаются КЭЧ района. Заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам выдаваемым исполкомами местных Советов народных депутатов на время работы или службы лица, вселяющегося в такое жилое помещение (пп. 8, 9 Инструкции).
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
Сведений о том, что данный ордер являлся служебным, в материалы дела не представлено.
В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и проживают Искоростенская Л.С., Искоростенский В.Р., Искоростенский М.В. ( л.д.35).
Спорное жилое помещение является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры ( комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (л.д.20,32), как следствие относится к государственному жилищному фонду.
В соответствии со статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
30.01.2023 ФГАУ «Росжилкомплекс» отказало Искоростенской Л.С. в заключение договора социального найма по тем основаниям, что органом выдавшим ордер № <номер> от 25.12.1986, решение о предоставлении жилого помещения не принималось ( л.д.33).
Действовавшим ранее Законом Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" для всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, было установлено правило, в соответствии с которым им на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставлялись жилые помещения на общих основаниях (абзац третий пункта 1 статьи 15), т.е. по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых указанные лица проходят военную службу. При этом согласно пункту 10 статьи 15 названного Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составила 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имели право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).
Названный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", который, также предусматривает, что военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей, признанные нуждающимися в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений (жилищная субсидия) либо предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с установленными нормами. (абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
По сведениям предоставленным военным комиссариатом Смоленской области Искоростенский В.Р. уволен из рядов Вооруженных Сил РФ и исключен из списков личного состава <дата> по ст. 51 п.1 пп. «а» Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ( по достижению предельного возраста пребывания на военной службе), с <дата> является пенсионером Министерства обороны РФ. Период военной службы Искоростенского В.Р. в календарном исчислении составил 26 лет 4 месяца 23 дня, весь период проходил военную службу на территории Российской Федерации ( г.Ржев, г.Смоленск) ( л.д.148).
Постановлением Главы администрации г.Смоленска от 24.12.1998 № <номер> Искоростенский В.Р. с составом семьи 6 человек принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Смоленске (л.д.110).
Постановлением Главы администрации г.Смоленска от 16.08.2019 № <номер> Искоростенский В.Р. с составом семьи 4 человека исключен из списка очереди граждан, состоящих при Администрации г.Смоленска на учете нуждающихся в жилых помещениях как обеспеченные жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес> ( л.д.118).
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 года N 1779-р из Перечня закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации исключен закрытый военный городок по адресу: <адрес> п/о Новые Батеки.
Спорная квартира в состав служебного жилья не включалась, что подтверждается постановлением Главы МО «Смоленский район» Смоленской области от 06.12.2000 № <номер> ( л.д.85), отсутствием решений о включении квартиры в состав служебного жилья.
По сведениям представленным ППК «Роскадастр» в отношении спорной квартиры сведения о статусе квартиры, как служебного жилья, отсутствуют (л.д.20). Пол сведениям представленным ФГАУ «Росжилкомплекс» спорная квартира в качестве специализированного жилищного фонда на учете не состоит, сведения об отнесении ее к специализированному жилищному фонду отсутствуют, ранее квартирно-эксплуатационной службой не распределялась в качестве служебного фонда ( л.д.136).
Судом установлено, что ранее истец в приватизации не участвовала, иным жильем для постоянного проживания не обеспечивалась, кроме спорной квартиры, по Закону о статусе военнослужащих, что подтверждается собранными по делу доказательствами в их совокупности.
Таким образом, суд, руководствуясь ст. 40 Конституции РФ, частями 1, 2 ст. 92 ЖК РФ, п. 6 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. ст. 1, 2, ч. 1 ст. 4, ст. ст. 7, 8 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда РФ", распоряжением Правительства РФ N 1330-р от 15.09.2009 г., Положением "О государственном учете жилищного фонда в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. N 1301, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 2733, п. 41 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. N 14, п. 13 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42, исходит из того, что спорное жилое помещение было предоставлено супругу истца на законном основании, с 1986 года истец постоянно проживает в данной квартире, оплачивает коммунальные платежи и платежи за ее содержание; спорное жилое помещение не входит в состав жилищного фонда закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ; отсутствуют сведения о его отнесении к специализированному жилищному фонду; ранее истец не участвовал в приватизации жилья, другого жилого помещения на праве собственности или ином основании не имеет. Отсутствие же заключенного в письменной форме с соблюдением положений статьей 60, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договора социального найма, не может препятствовать осуществлению Искоростенской Л.С. прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма государственного жилищного фонда, в том числе права на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченным органом этого документа. Кроме того, исходя из положений Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения, заключение договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и наличии у истца права на приобретение в собственность спорной квартиры в порядке и на условиях предусмотренных Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении иска к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, суд исходит из того, что указанные ответчики не являются участниками спорных правоотношений, самостоятельных требований на предмет спора не предъявляют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил :
В удовлетворении исковых требований Искоростенская Л.С. к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, - отказать.
Исковые требования Искоростенская Л.С. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры ( комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Филиалу «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу «Смоленский» Филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, - удовлетворить.
Признать за Искоростенская Л.С. право собственности на квартиру, общей площадью 69 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области.
Мотивированное решение суда составлено 18 июля 2023 года.
Председательствующий:подпись. Ульяненкова О.В.