Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-431/2022 ~ М-359/2022 от 03.06.2022

                                                                                        УИД 71RS0019-01-2022-000772-44

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2022 года                                                                 г. Суворов

Суворовский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Салицкой О.П.,

при секретаре Петрухиной Н.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-431/22 по иску военного прокурора Тульского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об обязании провести кадастровые работы по межеванию земельного участка, постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрации права собственности и права оперативного управления на земельный участок,

установил:

военный прокурор Тульского гарнизона, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ в лице ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России об обязании провести кадастровые работы по межеванию земельного участка, постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрации права собственности и права оперативного управления на земельный участок.

Требования мотивированы тем, что военной прокуратурой Тульского гарнизона проведена проверка соблюдения законодательства о сохранности федеральной собственности, которой в деятельности ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России выявлены нарушения закона в части государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с пунктами 2,7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Проведенной проверкой установлено, что военным комиссариатом Тульской области используется земельный участок, на котором расположено здание с кадастровым номером военного комиссариата Суворовского района Тульской области, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>.

При этом указанный земельный участок в установленном законом порядке не сформирован. На государственном кадастровом учете не состоит, какая-либо правоустанавливающая документация на земельный участок отсутствует.

Военным комиссариатом неоднократно направлялись запросы в адрес ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о необходимости проведения работ по межеванию указанного земельного участка, постановки его на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления. Однако до настоящего времени указанная работа не проведена.

Исходя из изложенного, неисполнение должностными лицами Министерства обороны РФ и ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России требований законодательства о государственной собственности и землепользовании может привести к незаконному отчуждению третьими лицами части земельного участка, незаконной постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных в пределах рассматриваемого земельного участка и передаче их в собственность (пользование) сторонним лицам, что повлечет уменьшение площади исходного земельного участка, а следовательно, нарушение права собственности Российской Федерации.

Просит обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации провести кадастровые работы по межеванию земельного участка, используемого для размещения здания военного комиссариата Суворовского района Тульской области, расположенного по адресу: <адрес>, поставить указанный земельный участок на государственный кадастровый учет, зарегистрировать на него право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Заявленные исковые требования не уточнялись и не изменялись.

Истец военный прокурор Тульского гарнизона в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «Военного комиссариата Тульской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.

Суд рассмотрел дело в порядке заочного производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (пункт 1).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Так гласит ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На сегодняшний день государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Кроме того, Гражданский кодекс РФ также обязывает регистрировать право собственности на недвижимое имущество в органах Росреестра. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Одним из документов, необходимых для осуществления кадастрового учета земельного участка, является межевой план (подпункт 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ). В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Как следует из материалов дела, военным комиссариатом Тульской области используется земельный участок, на котором расположено здание военного комиссариата Суворовского района Тульской области, находящийся по адресу: <адрес>.

При этом указанный земельный участок в установленном законом порядке не сформирован, на государственном кадастровом учете не состоит, какая-либо правоустанавливающая документация на земельный участок отсутствует.

В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 87 Земельного кодекса РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения) (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ).

Как следует из ст. 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий) (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ).

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером военного комиссариата Суворовского района Тульской области, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, является ранее возникшим, государственная регистрация которого подлежит проведению по заявлению правообладателя, и правовым основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности является наличие в границах земельного участка объектов военной инфраструктуры.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296) (пункт 4).

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с пунктами 2, 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» от 29 декабря 2008 г. № 1053 определено, что Министерство обороны Российской Федерации является исполнительным органом власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных государственных учреждений.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.                    № 1871 федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Министерства обороны России реорганизованы путем присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьями 296, 298 ГК РФ в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Согласно абзацу пятому п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Таким образом, именно Министерство обороны Российской Федерации, согласно законодательству, является представителем собственника. Однако в нарушение указанных требований закона ответственными должностными лицами, в том числе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, должные меры к регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на федеральное имущество, закрепленное за военным комиссариатом, не приняты, сведения в реестр федерального имущества не внесены. В результате бездействия должностных лиц созданы предпосылки к незаконному отчуждению и утрате федерального имущества.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований военного прокурора Тульского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об обязании провести кадастровые работы по межеванию земельного участка, постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрации права собственности и права оперативного управления на земельный участок.

Руководствуясь ст.ст. 233-236,194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования военного прокурора Тульского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации, удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации провести кадастровые работы по межеванию земельного участка, используемого для размещения здания военного комиссариата Суворовского района Тульской области, расположенного по адресу: <адрес>, поставить указанный земельный участок на государственный кадастровый учет, зарегистрировать на него право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке через Суворовский межрайонный суд Тульской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

В окончательной форме решение принято судом 09 августа 2022 года.

Председательствующий                                         О.П.Салицкая

2-431/2022 ~ М-359/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Тульского гарнизона (в защиту интересов РФ) Фролов Даниил Юрьевич
Ответчики
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Министерство обороны РФ
Другие
ФКУ "Военный комиссариат Тульской области"
Суд
Суворовский межрайонный суд Тульской области
Судья
Салицкая Ольга Петровна
Дело на странице суда
suvorovsky--tula.sudrf.ru
03.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2022Передача материалов судье
08.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2022Подготовка дела (собеседование)
28.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2022Судебное заседание
02.08.2022Судебное заседание
09.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
12.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2022Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее