дело № 2-412/2023
77RS0002-02-2022-013238-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2023 год город Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Севостьяновой Н.В.
при секретаре Волковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Орловского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Орловский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») об обязании совершить определенные действия.
В обоснование требований указано, что Орловской транспортной прокуратурой совместно с Центральным УГЖДН Роспотребнадзора проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав пассажиров и инвалидов на железнодорожной станции Нарышкино Орловско-Курского участка пассажирских обустройств Московской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД», расположенного по адресу: г. Орел, Привокзальная площадь, 1, в ходе которой выявлены существенные нарушения законодательства. В ходе вышеназванной проверки установлено, что на станции Нарышкино имеется платформа №1, которая находятся на балансе ОАО «РЖД». Платформа станции Нарышкино не создает условий для обеспечения маломобильных групп населения беспрепятственным пользованием железнодорожным транспортом, что противоречит требованиям распоряжения ОАО «РЖД» от 04.06.2013 №1252р «Об утверждении Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях», «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минстроя России от 20.12.2020 №904/пр. Так, в нарушение требований Закона на платформе №1 станции Нарышкино отсутствуют тактильные полосы, пандусы (с уклоном не менее 1:12), специальные кабины в общественном туалете размером 225х155см, передвижные подъемники и пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, а также пандусы для пассажиров с детскими колясками. Несоблюдение требований санитарных правил нарушает права пассажиров железнодорожного транспорта, а также других лиц, которые могут находиться на остановочной платформе. Согласно данным ОАО «РЖД» на станции Нарышкино количество отправленных пассажиров составляет 15 390, прибывших 15 570. до настоящего времени, указанные в акте проверки нарушения, не устранены.
В связи с этим прокурор просит суд обязать ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о защите прав потребителей и обеспечить условия для маломобильных групп населения по беспрепятственному пользованию железнодорожным транспортом, на железнодорожной станции Нарышкино Московской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» посредством:
- установить тактильные полосы для пассажиров с ослабленным зрением вдоль всей длины платформы №1, обозначающие опасные участки и направления движения;
- установить пандусы (с уклоном не менее 1:12), специальные кабины в общественном туалете размером 225х155см, передвижные подъемники и пеники, переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, а также пандусы для пассажиров с детскими колясками.
В судебном заседании ст. помощник Орловского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Евтюхова Е.Н., иск поддержала в полном объеме и привела изложенные в нем доводы.
Ответчик представитель ОАО «РЖД» Циркунов М.Э., возражая относительно заявленных требований, пояснил, что 30 июня 2014 между ОАО «РЖД» и АО «ЦППК» заключен Договор аренды имущества, находящегося в собственности ОАО «РЖД» № по условиям которого Арендатор принимает на себя обязательства осуществлять содержание и ремонт принятых в аренду объектов, в том числе обязательства по реконструкции переданных в аренду объектов в соответствии с требованиями законодательства. Объекты передаются арендатору во владение и пользование в целях обновления объектов, а также в целях улучшения условий и повышения качества оказываемых пассажирам услуг при перевозке пассажиров и багажа в пригородном железнодорожном транспорте. В связи с наличием данного договора полагает, что обязанность по соблюдению требований законодательства по оборудованию здания железнодорожного вокзала и пассажирской платформы ст. Нарышкино лежит на арендаторе, то есть на АО «Центральная ППК». Также отмечает, что ОАО «РЖД» создает условия для маломобильных групп населения по беспрепятственному пользованию железнодорожным транспортом. Так, 01 апреля 2022 года между ОАО «РЖД» к ООО «С-Групп» заключен договор возмездного оказания услуг № по условиям которого ООО «С-Групп» принимает на себя обязательства по оказанию услуг по сопровождению и помощи маломобильным группам населения на полигоне Московской железкой дороги. ОАО «РЖД» разработаны программы адаптации объектов инфраструктуры для маломобильных граждан; создан и функционирует Центр содействия мобильности (ЦСМ), операторы которого в круглосуточном режиме осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг исполнения заявок на сопровождение маломобильных пассажиров и оказание им помощи. Работники ОАО «РЖД» обеспечивают в поездах дальнего следования встречу и сопровождение маломобильного пассажира до его места при посадке и до выхода на платформу при выходе из вагона. Услуга по обеспечению посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него предоставляется работниками ОАО «РЖД». При посадке с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемным механизмом, при отсутствии подъемной платформы на вокзале работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, работники владельца инфраструктуры оказывают им содействие. Высадка пассажиров из числа инвалидов осуществляется в том же порядке. В пассажирских поездах дальнего следования в вагонах с местами для инвалидов перевозчик предоставляет маломобильным пассажирам вспомогательные средства передвижения: транспортные кресла-коляски (узкие), позволяющие обеспечивать перемещение инвалида по вагону, а также предоставляет возможность оставаться в своем кресле-коляске (за исключением устройств с электрическим приводом). Соблюдаются требования по обеспечению доступности для пассажиров из числа инвалидов. Инфраструктурные объекты ОАО «РЖД» становятся доступной средой с пандусами, лифтами, специализированной навигацией. Полагает, что предъявление данного иска нарушает баланс финансовых возможностей компании, а также процесс государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД», инвестиционную программу которого утверждает Правительство РФ, идет в ущерб безопасности граждан, так как существует целый ряд железнодорожных станций и остановочных пунктов, на которых пассажиропоток, а также интенсивность движения поездов существенно выше, чем на железнодорожной станции Нарышкино. Внеочередное (незапланированное) оборудование ж/д вокзала, платформы на данной станции лишит ОАО «РЖД» возможности осуществить строительство на других остановочных пунктах и станциях, включенных в инвестиционную программу, чем будут нарушены права и законные интересы пассажиров данных населенных пунктов, что не должно быть допущено, тем более, что иск предъявлен в защиту неопределенного круга лиц, а не в защиту интересов только пассажиров ст. Нарышкино. Указывает, что ответчиком принимаются меры, направленные на соблюдение прав инвалидов и маломобильных пассажиров, которые позволяют гражданам с ограниченными возможностями иметь беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры ж/д ст. Нарышкино и пользоваться транспортными услугами. Кроме того, в деле отсутствуют доказательства фактического нарушения прав указанной категории населения со стороны ответчика, не имеется жалоб граждан, что они обратились в ОАО «РЖД» за оказанием транспортных услуг для ММГН, а им в этом отказали. Считает, что доводы транспортного прокурора носят предположительный характер, направлены на недопущение нарушения прав инвалидов в будущем, что свидетельствует об отсутствии на момент разрешения дела нарушенного права. Просит в удовлетворении иска отказать. В случае удовлетворения требований обязать оборудовать платформу ж/д вокзал ст. «Нарышкино» в соответствии с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов в течение 3 лет с момента вступления в силу решения суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление в защиту прав, свобод и законных, интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что целью деятельности организаций железнодорожного транспорта является своевременное и качественное обеспечение потребностей в транспортных услугах, которое, в том числе, подразумевает безопасность в оказании таких услуг.
В силу ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Одним из принципов деятельности железнодорожного транспорта является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг (п. 3 ст. 1 Закона N 17-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ, предусмотрено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
На основании ч.2 ст.20 Федерального закона от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают, в том числе, безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
Статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 N18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено, что Перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
В силу ст.80.1 Федерального закона от 10 января 2003 N18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» Перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами, в том числе:
оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи;
дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых им услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах;
ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме;
обеспечение посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него без взимания дополнительной платы при помощи работников перевозчика и владельца инфраструктуры и вспомогательных средств.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых на вокзалах и в поездах дальнего следования услуг определяется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2).
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых она обычно используется.
На основании ч. 1 ст. 7 Закона N 2300-1 требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно пп. «б, г, з, и» п.5.1. Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного Приказом Минтранса России от 06 ноября 2015 № 329, владельцы инфраструктуры обеспечивают:
возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории вокзала, пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг;
оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, индукционными системами, видеотерминалами с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих;
информирование пассажиров из числа инвалидов посредством звукового и визуального оповещения по громкоговорящей связи (на вокзалах, оборудованных радиоузлом с дикторской или автоматической информационно-справочной системой «Автодиктор») и через информационные табло, стенды, информационные терминалы или по телефону и через Интернет: о вокзальных помещениях, используемых при предоставлении услуг, в том числе местах, оборудованных кнопкой оповещения (вызова) или иными обеспечивающими вызов (оповещение) техническими средствами, о наличии выделенных для пассажиров из числа инвалидов парковок; о времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения; о местах встречи пассажиров из числа инвалидов; об услугах по предоставлению кресел- колясок (или электрокресел) при предоставлении услуг пассажирам из числа инвалидов и другим маломобильным пассажирам для перемещения по территории вокзала и о местах их расположения; о порядке подачи заявки и о номерах телефонов, по которым можно получить дополнительную информацию;
информирование пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения, с использованием табличек, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, размещаемых перед входами в помещения, в которых предоставляются услуги пассажирам, с указанием назначения помещения и времени предоставления услуг.
В силу п.п. «а,б» п.9.1 Порядка владельцы инфраструктуры на вокзалах:
а) обеспечивают доступность коммуникаций горизонтальных (раздвижные двери, нормативная ширина дверных проемов, проходов) и вертикальных (пассажирские лифты, подъемные платформы, пандусы, нормативная ширина марша лестницы) для беспрепятственного входа на вокзал, передвижения по зданию вокзала и выхода из него, а также для самостоятельного передвижения по территории вокзала и пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг, в том числе пассажиров из числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;
б) оборудуют средствами передачи динамической зрительной информации, автоматической информационно-справочной системой "Автодиктор" (для вокзалов, на которых не предусмотрено оборудование радиоузла с дикторской), иными автоматизированными информационными системами для дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации.
Требования закона «181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализуются в СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобилькых групп населения. СНиП 35-01-2001» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр).
Согласно п. 8.4.12 СП 59.13330.2020 граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна быть обозначена в соответствии с ГОСТ Р 52875. На платформах и в залах ожидания необходимо предусматривать дублирование визуальной и звуковой (речевой) информации текстовой информацией.
В силу п. 4.1.1 «ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Госстандарта от 22.11.2018 №1029-ст) тактильные наземные указатели являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 4.1.6 ГОСТ Р 52875-2018 предупреждающие ТНУ должны обеспечивать возможность инвалидам по зрению избегать опасностей, способных причинить вред их жизни, здоровью и имуществу на путях следования внутри зданий и сооружений и прилегающих к ним участках, при передвижении по пешеходным маршрутам территорий общего пользования в населенных пунктах, на объектах транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 4.2.8 ГОСТ Р 52875-2018 протяженный предупреждающий указатель вдоль края платформы (шуцлиния) можно обустраивать или путем укладки в составе поверхности полосы из камня с шероховатой поверхностью, или путем нанесения непосредственно на поверхность тактильной полосы двухслойного полимерного покрытия, или путем закрепления на поверхности тактильной полосы из композитных материалов.
В судебном заседании установлено, что здание вокзала и пассажирская платформа, назначение: производственное, площадь застройки 1 349 кв.м., адрес (местонахождение объекта): Орловская область, Урицкий район, ст. Нарышкино, принадлежат на праве собственности ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из инвентарной карточки учета объекта основных средств следует, что год ввода в эксплуатацию береговой пассажирской платформы у 1 пути – 1956, здание вокзала – 1956.
На основании решения Орловского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от 14.06.2022 №30 проведена проверка Орловско-Курского участка пассажирских обустройств Московской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «Российские железные дороги».
Актом проверки Орловско-Курского участка пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» от 20.06.2022 установлено, что станция Нарышкино является объектом транспортной инфраструктуры и находится по адресу: Орловская область Урицкий район п. Нарышкино.
Условия, обеспечивающие доступность объектов железнодорожного транспорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, на станции не созданы.
Установлено, что в нарушение законодательства платформа станции Нарышкино не создает условий для обеспечения маломобильных групп населения беспрепятственным пользованием железнодорожным транспортом, что противоречит требованиям Распоряжения ОАО "РЖД" от 04.06.2013 N 1252р "Об утверждении Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях" (далее - Распоряжение N 1252р), "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минстроя России от 20.12.2020 N 904/пр (далее - СП 59.13330.2020.).
Так, в нарушение требований Закона, п. 5.4.4 Распоряжения N 1252р, п. 8.4.12 СП 59.13330.2020. на платформе № 1 станции Нарышкино отсутствуют тактильные полосы (в соответствии с требованиями для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться отличные по структуре покрытия поверхности, образующие дорожки (тактильные полосы) вдоль всей длины платформы, обозначающие опасные участки и направления движения).
В нарушение требований Закона, п.п. 5.1.14, 6.1.1, 6.1.2, 6.3.1, 6.3.2, 8.4.11, 8.4.12, 8.4.13 СП 59.13330.2020, п. 5.2, п. 10.5 Распоряжения ОАО "РЖД" от 24.12.2010 N 2705р "О вводе в действие "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан" на платформе № 1 станции Нарышкино отсутствуют пандусы (с уклоном не менее 1:12), специальные кабины в общественном туалете размером 225 х 155 см, передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, а также пандусы для пассажиров с детскими колясками.
Несоблюдение требований санитарных правил нарушает права пассажиров железнодорожного транспорта, а также других лиц, которые могут находиться на остановочной платформе.
Указанные обстоятельства подтверждаются, копией решения о проведении проверки, актом проверки от 20.06.2022, фото от 16.06.2022, копией представления Орловского транспортного прокурора, копиями выписки из ЕГРП, паспортом доступности станции для пассажиров из числа инвалидов.
Согласно данным ОАО «РЖД» со станции Нарышкино количество отправленных пассажиров составляет 15390, прибывших 15570.
До настоящего времени, указанные в акте проверки нарушения, не устранены.
Таким образом, исходя из представленных доказательств, с учетом норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что здание железнодорожного вокзала и платформа пассажирская станции Нарышкино, не соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам транспортной инфраструктуры в части создания условий, обеспечивающих доступность данных объектов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона №29-ФЗ от 27.02.2003 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», единый хозяйствующий субъект (ОАО «РЖД») осуществляет свою деятельность исходя из следующих основных принципов: сохранение единства и централизованного управления инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, находящейся в собственности единого хозяйствующего субъекта, обеспечение устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе перевозок в условиях военного положения и чрезвычайного положения.
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», публичная обязанность по оснащению специальными приспособлениями платформ и зданий вокзала для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан возложена на собственника объекта, т.е. на ОАО «РЖД», наличие договорных отношений не освобождает собственника от исполнения требований Закона, в связи с чем, доводы ОАО «РЖД» о том, что данная обязанность в силу договора аренды от 30.06.2014 №, заключенного между ОАО «РЖД» и АО «ЦППК», лежит на арендаторе, несостоятельна.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обустройство не требует проведение реконструкции здания и сооружения, заявленные требования подлежат удовлетворению путем возложения обязанности по оснащению объектов специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан на ОАО «РЖД».
Доводы ответчика о том, что положения ст. 15 ФЗ №181 от 24.11.1995 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 01.06.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, не влияют на выводы суда в силу следующего.
Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Вышеуказанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
При таких обстоятельствах, конституционные права маломобильных групп населения и инвалидов не могут быть ограничены только по вышеуказанному основанию.
Предпринятые ОАО «РЖД» меры по обеспечению доступа на объекты транспортной инфраструктуры инвалидов путем создания Центра содействия мобильности с целью сопровождения маломобильных пассажиров и оказания им помощи не свидетельствуют об устранении нарушений требований законодательства в части обеспечения доступа инвалидов и маломобильных граждан к указанным объектам.
Кроме того, суд исходит из того, что несоблюдение ОАО «РЖД» требований законодательства о социальной защите прав маломобильных групп населения и инвалидов создает угрозу безопасности жизни и здоровью пассажиров из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, угрозу причинения вреда их имуществу, а также ведет к нарушению их конституционных прав и свобод, лишая равных возможностей с другими гражданами на доступность и пользование услугами железнодорожного транспорта. Отсутствие жалоб со стороны граждан данный факт не опровергает.
Руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, с учетом объема работ и времени, необходимого для исполнения решения суда, суд возлагает на ОАО «РЖД» обязанность устранить допущенные нарушения в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ОАО «РЖД» подлежит взысканию в доход муниципального образования город Орел госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Орловского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение трех лет со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о защите прав потребителей и обеспечить условия для маломобильных групп населения по беспрепятственному пользованию железнодорожным транспортом, на железнодорожной станции Нарышкино Московской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» посредством:
- установить тактильные полосы для пассажиров с ослабленным зрением вдоль всей длины платформы №1, обозначающие опасные участки и направления движения;
- установить пандусы (с уклоном не менее 1:12), специальные кабины в общественном туалете размером 225х155см, передвижные подъемники и пеники, переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, а также пандусы для пассажиров с детскими колясками.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» в доход муниципального образования г. Орел государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 07 марта 2023 года.
Судья Н.В. Севостьянова