Дело №2-1805/2023
УИД - 24RS0028-01-2023-001300-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2023 года г. Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Настенко А.А.,
при секретаре Филипповой В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО9 к ФИО2 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, встречному исковому заявлению ФИО2 к ФИО10 о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного,
установил:
Истец ФИО11 в лице своего представителя ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, обратилось в суд с указанным иском к ФИО2 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности.
Требования мотивированы тем, что собственником жилого помещения - <адрес>, общей площадью 42 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> является ФИО2, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Ответчик проживает и состоит на регистрационном учете в спорном жилом помещении. Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес>, как собственнику жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащем сносу доме, направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ №-дг о сносе данного дома, совместно с собственниками других жилых помещений, в разумный срок (до ДД.ММ.ГГГГ). На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок на котором расположен <адрес>, а также жилое помещение в данном доме – <адрес> установленном законом порядке признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. Истцом определён размер возмещения за изъятое имущество, установленный на основании отчета № от ДД.ММ.ГГГГ, который составил 2426000 рублей 00 копеек, что включает в себя рыночную стоимость квартиры и стоимость убытков, причинённых собственнику при изъятии жилого помещения. От заключения соглашения ДД.ММ.ГГГГ о выплате возмещения, собственник отказался. Приводя правовые основания заявленных исковых требований, ФИО12 просит суд изъять для муниципальных нужд у ответчика ФИО2 жилое помещение - <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 2 462 000 рублей 00 копеек; выселить ФИО2 из вышеуказанной квартиры; прекратить право собственности ФИО2 на данный объект; признать право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> за муниципальным образованием <адрес> после выплаты истцом возмещения.
ФИО2 обратилась со встречным исковым заявлением к ФИО13 о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного, в котором, приводя правовые основания заявленных встречных исковых требований, просит суд обязать ФИО14 предоставить ФИО2 на праве собственности равнозначное жилое помещение, расположенное в границах г. Красноярска, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 42 кв.м., взамен принадлежащего на праве собственности вышеуказанного помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, ссылаясь на то, истцу по встречному иску было предложено заключить соглашение об изъятии жилого помещения в доме путем выкупа, с чем она не согласилась, полагая, что имеет право на предоставление ответчиком взамен аварийного жилья другого жилого помещения.
Представитель истца/ответчика по встречному исковому заявлению ФИО15, ФИО5, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения уведомлена своевременно и надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. В направленном в адрес суда возражении на встречное исковое заявление, возражала против его удовлетворения, указывая на наличие на праве собственности у ФИО2 пригодного для проживания жилого помещения.
Ответчик/ истец по встречному исковому заявлению ФИО2, ее представитель ФИО6, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании первоначальные исковые требования признали частично, встречные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным основаниям, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО16 действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО17», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав ответчика/истца по встречному исковому заявлению, его представителя, заключение помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Боровкова А.А., полагавшего необходимым обязать ФИО18 предоставить ответчику равнозначное жилое помещение, исследовав, проверив и оценив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу частей 1, 3 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Подпунктом 3.2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
На основании п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п. 3).
На основании п. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу п. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
На основании п. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Положениями п. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 42 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в адрес ФИО2 направлено требование о сносе жилого дома, признанного аварийным.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», жилое помещение №, расположенное в многоквартирном <адрес> изъято для муниципальных нужд.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику ФИО2 направлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, от подписания которого ответчик отказалась.
При этом, как следует из встречного искового заявления, ответчик настаивает на предоставлении ей иного аналогичного жилого помещения.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 года №144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - строительство многоквартирных домов), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) (далее - приобретение у застройщиков жилых помещений), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов (далее - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
<адрес> включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными, являющийся приложением к вышеуказанной Программе.
Таким образом, суд приходит к выводу, что с учетом фактически установленных обстоятельств дела, ответчик ФИО2 выбрала способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления её в собственность жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, поскольку аварийный дом, в котором находилось спорное жилое помещение, принадлежащее истцу по встречному иску, на праве собственности, подлежит изъятию у последней в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в рамках региональной программы, в связи с чем, требования как основного иска об изъятии жилого помещения у ФИО2, так и встречного иска последней о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого, подлежат удовлетворению.
Кроме того суд учитывает, что согласно ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 года №9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.
В случае изъятия жилого помещения общей площадью, равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров. В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Таким образом, удовлетворение исковых требований ФИО19 об изъятии жилого помещения является основанием для прекращения права собственности ответчика ФИО2 в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, перехода права собственности на Муниципальное образование город Красноярск на жилое помещение после предоставления ответчику ФИО2 благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления – не более 55 кв.м. и не менее 42 кв.м.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, в связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в п.п. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14.
Доводы представителя истца/ответчика по встречному исковому заявлению о том, что у ответчика/истца по встречному исковому заявлению ФИО2 имеется на праве собственности иное жилое помещение, в связи с чем отсутствует возможность обеспечения ответчика жилым помещением взамен изымаемому, в соответствии с мерами поддержки, суд находит несостоятельными в силу следующего.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Согласно ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Часть 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации вступила в силу 28 декабря 2019 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как следует из материалов дела, право собственности ФИО2 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> приобретено в собственность ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, то есть после признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> включения его в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», в связи с чем вправе рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Согласно информации Отдела адресно - справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю ответчик ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете в спорном жилом помещении.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
В связи с утратой права собственности на изымаемое жилое помещение ФИО2 подлежит выселению из спорного жилого помещения после предоставления ей на праве собственности иного жилого помещения.
В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда. Суд разъясняет, что названные положения законодательства свидетельствуют о том, что настоящее решение о выселении ответчика ФИО2, будет являться основанием для ее снятия с регистрационного учета после предоставления ответчику на праве собственности иного жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО20 к ФИО2 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности – удовлетворить частично.
Встречные исковые требования ФИО2 к ФИО21 о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного – удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд у ФИО2 принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать ФИО22 предоставить ФИО2 на праве собственности на территории Муниципального образования г. Красноярск благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: не более – 55 кв.м., не менее - 42 кв.м.
Прекратить право собственности ФИО2 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления ФИО2 на праве собственности иного жилого помещения.
Признать право собственности на <адрес> за муниципальным образованием <адрес> после предоставления ФИО2 на праве собственности иного жилого помещения.
Выселить ФИО2 из <адрес> после предоставления ФИО2 на праве собственности иного жилого помещения.
Настоящее решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета ФИО2 по адресу: <адрес>, после предоставления ФИО2 на праве собственности иного жилого помещения.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 21 июля 2023 года.
Судья А.А. Настенко