Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-3879/2019 от 15.03.2019

Судья: Давыдова А.А.                                                          гр. дело №33-3879/2019

(номер дела суда первой инстанции 2-66/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 апреля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:

председательствующего – Евдокименко А.А.,

судей – Ромасловской И.М., Хаировой А.Х.,

при секретаре Ананьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Сидорова Е.В. – Зудовой Е.А. на решение Самарского районного суда г.Самары от 18 января 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Сидорова Е.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Самарской области о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать»,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромасловской И.М., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя ответчика УФСИН России по Самарской области Кальмагаева И.А.,

УСТАНОВИЛА:

    Истец Сидоров Е.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику УФСИН России по Самарской области, в котором просил признать незаконным решение комиссии ГУФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ответчика принять его на учет с даты подачи рапорта – с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что проходит службу в органах уголовно – исполнительной системы. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 14 лет 8 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом и необходимыми документами в территориальную комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из трех человек включая сыновей ФИО ДД.ММ.ГГГГ и ФИО ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ комиссией ГУФСИН России по Самарской области он был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В указанный период времени истец со своими несовершеннолетними детьми был зарегистрирован и проживал в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности бывшей теще истца ФИО и ее дочери, сестре жены истца ФИО указанной квартире истец с семьей проживали с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ брак между истцом и его супругой был расторгнут. По решению суда дети после расторжения брака остались проживать с отцом. ДД.ММ.ГГГГ данная квартира продана, истец и его дети были сняты с регистрационного учета и выехали из жилого помещения. В дальнейшем ФИО была приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, куда истец и его дети были зарегистрированы и проживают в указанной квартире с согласия собственника в настоящее время. Истец указал, что не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает, собственной недвижимости у него и его детей не имеется. Его снятие с регистрационного учета и переселение из квартиры, принадлежащей его бывшей теще и ее дочери, в другое жилое помещение, также принадлежащее бывшей теще истца, не свидетельствует об умышленном ухудшении жилищных условий его семьи, поскольку каких – либо действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий им не совершалось. Вынужденный переезд истца и его детей из квартиры, принадлежащей ФИО и ее дочери ФИО, в другое жилое помещение, приобретенное ФИО, также как и регистрация по новому мету жительства, были необоснованно расценены ответчиком как намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий, в связи с чем полагает, что решение комиссии ГУФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения выплаты, а именно в связи с отчуждением бывшей тещей истца жилого помещения по адресу: <адрес> было принято незаконно.

    Судом постановлено вышеуказанное решение.

    Не согласившись с данным решением, представитель истца обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Самарского районного суда г.Самары от 18.01.2019 года отменить, исковые требования удовлетворить, указав, что выводы суда противоречат материалам дела. Так, районный суд пришел к выводу о совершении истцом и членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилых условий. Суд фактически пришел к выводу о том, что развод, состоявшийся между истцом и его бывшей супругой ДД.ММ.ГГГГ, был фиктивным. Однако, даже в случае доказанности, что развод между истцом и бывшей супругой был фиктивным, то это не помешало комиссии поставить истца на учет. Более того, при рассмотрении рапорта истца о постановке на учет, комиссии УФСИН не считала развод между истцом и бывшей супругой фиктивным. Кроме того, если бы ФИО не совершила действий по продаже одной квартиры и покупке другой, что спровоцировало смену регистрации истца, комиссией не было бы принято решение о снятии истца с очереди на получение жилья. Истец не имел никаких прав на ранее занимаемое жилое помещение и не имеет никаких пав на помещение, которое занимает в настоящее время.

    Заслушав представителя ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:

    Согласно п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (п.2 ст.327.1 ГПК РФ).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении», решение должно быть законным и обоснованным (п.1 ст.195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу п.1 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее – единовременная социальная выплата).

Согласно подп.1 и 2 ст.4 ФЗ вышеуказанного закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В соответствии с п.1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года №369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно – исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» (далее по тексту – Правила) указанные Правила устанавливают порядок, условия предоставления, а также размер единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее – единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы.

Согласно п.5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее – комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

Из материалов дела следует, что истец Сидоров Е.В. является заместителем начальника отдела охраны ФКУ ИК – 29 УФСИН России по Самарской области.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к Начальнику ГУФСИН России по Самарской области с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства России от 24.04.2013 года №369. Истцом представлены документы на состав семьи 3 человека: истец, сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ и сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ.

Протоколом заседания комиссии ГУФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Сидоров Е.В. составом семьи 3 человека (истец и дети) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Рапортом от ДД.ММ.ГГГГ истец просил внести изменения в учетное дело, так как изменились его жилищные условия в связи с постоянной регистрацией по новому месту жительства совместно с сыновьями в квартире площадью 30.2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>

Собственником данной квартиры является ФИО (мать бывшей супруги истца).

Протоколом заседания комиссии УФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Сидоров Е.В. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п.п.б п.15 ч.II Правил, подп.5 п.8 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 года №283-ФЗ в связи с ухудшением жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения выплаты, а именно в связи с отчуждением бывшей тещей заявителя жилого помещения по адресу: <адрес>; в соответствии с п.5 ч.II Правил в связи с отсутствием обязательных документов.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции принимая во внимание факт регистрации и пользования истцом после расторжения брака (после ДД.ММ.ГГГГ) жилым помещением, принадлежащим бывшей теще; снятие с регистрационного учета в связи с отчуждением жилого помещения собственником и вселение истца с детьми с новой постоянной регистрацией в жилое помещение, которое так же принадлежит бывшей теще; факт регистрации истца с детьми по новому адресу вместе с бывшей супругой; факт признания бывшей супругой иска о расторжении брака с последующим проживанием несовершеннолетних детей по месту жительства отца (истца), который фактически своего жилого помещения не имеет, а так же не предоставление в комиссию документов, подтверждающих вышеуказанные основания вселения истца в жилое помещение по новому адресу, пришел к выводу о совершении истцом или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может.

Принимая решение о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, комиссия УФСИН России по Самарской области сослалась на подп.б п.15 Правил.

Из пояснений представителя ответчика следует, что комиссия усмотрела в действиях истца намеренное ухудшение жилищных условий, исходя из того, что на момент принятия решения о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, Сидоров Е.В. был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. В данной квартире было зарегистрировано 6 челок (включая истца и детей) и, соответственно на одного зарегистрированного приходилось 10.65 кв.м. В настоящий момент истец зарегистрирован и проживает в квартире площадью 30.20 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, где зарегистрировано 4 человека (в том числе бывшая супруга истца) и на одного зарегистрированного приходится 7.55 кв.м. Кроме того, истцом не представлены документы на основании которых он вселен и пользуется данной квартирой.

В соответствии с п.8 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Исходя из системного анализа приведенных норм следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если лицами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.

В данном случае собственником как жилого помещения площадью 63.90 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, так и жилого помещения площадью 30.20 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> являлась ФИО (бывшая теща истца).

Снятие истца и его детей с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> и регистрация в жилом помещении по адресу: <адрес> не преследовало собой цели совершения действий ухудшению жилищных условий, подпадающих под п.8 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 года №238-ФЗ, а являлось следствием осуществления ФИО своих прав, предусмотренных ст.209 ГК РФ, а именно продажи квартиры по адресу <адрес> и приобретения квартиры по адресу <адрес>

При этом согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО УК №1 ЖКХ, Сидоров Е.В. зарегистрирован в вышеуказанной квартире как бывший член семьи.

Между тем в силу п.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Кроме того, согласно подп.б п.15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения диновременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в п.8 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 года №238-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.

Согласно п.18 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере: а) 33 кв. метра общей площади жилья – на 1 человека; б) 42 кв. метра общей площади жилья – на семью из 2 человек; в) 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи – на семью из 3 и более человек.

В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (п.20 Правил).

Исходя из расчета, произведенного Начальником ФЭО ГУФСИН России по Самарской области при принятии решения о постановке на учет Сидорова Е.В., размер единовременной социальной выплаты определялся исходя из общей площади жилья на каждого члена семьи на семью из трех человек 18.00 кв.м, а всего 54.00 кв.м и поправочных коэффициентов. Площадь жилых помещений, указанных в п.20 Правил, не учитывалась, так как сведений о наличии у истца и (или) членов его семьи жилых помещений указанных в п.20 Правил не имелось.

При продаже ФИО квартиры по адресу <адрес> и приобретения квартиры по адресу <адрес> состав семьи Сидорова Е.В. не изменился. Каких – либо последствий, влекущих необходимость выплаты Сидорову Е.В. единовременной социальной выплаты в большем размере, не наступило.

Кроме того, согласно протоколу заседания комиссии УФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ основанием снятия Сидорова Е.В. с учета для получения выплаты указано отсутствие обязательных документов. Согласно текста данного протокола и объяснений представителя ответчика, истцом не представлены документы, на основании которых он вселен и пользуется жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Подпунктом б п.15 Правил предусмотрены случаи, когда сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты, а именно: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).

Таким образом, такого основания как не представление документа, на основании которого Сидоров Е.В. вселен и пользуется жилым помещением, в котором зарегистрирован после поставки на учет для получения единовременной социальной выплаты.

При установленных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение комиссии УФСИН России по Самарской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Сидорова Е.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты является незаконным.

При таких обстоятельствах на комиссию УФСИН России по Самарской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения необходимо возложить обязанность поставить Сидорова Е.В. в составе семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Таким образом, судом первой инстанции были допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлекшие отмену принятого решения в соответствии со ст.330 ГПК РФ.

На основании вышеуказанного и, руководствуясь ст.ст.328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Самарского районного суда г.Самары от 18 января 2019 года отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования Сидорова Е.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Самарской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 02 июля 2018 года о снятии Сидорова Е.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты.

Обязать УФСИН России по Самарской области поставить Сидорова Е.В. в составе семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-3879/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Сидоров Е.В.
Ответчики
УФСИН России по Самарской области
Другие
Гранат М.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
15.03.2019Передача дела судье
02.04.2019Судебное заседание
23.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее