УИД 50RS0014-01-2023-001746-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2023 года
Ивантеевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ирхиной М.В.,
при секретаре Дю Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-132/2024 по иску ФИО5 к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, 3-м лицам о признании права общей долевой собственности на квартиру,
установил:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, 3-м лицам о признании права общей долевой собственности на квартиру.
В обосновании иска указано, что ФИО5 является подполковником запаса, ветераном военной службы, получателем пенсии в качестве военнослужащего по выслуге лет за период прохождения службы с 05.08.1976 по 19.08.2004. На заседании жилищной комиссии войсковой части № от 10.11.2002 года было принято решение об обеспечении истца и членов его семьи, состоящей на дату подачи рапорта из 4-х человек – самого истца, супруги ФИО2, 12.06.1962г.р., сына ФИО4, 26.01.1984г.р., дочери ФИО3, отдельной 3-х комнатной квартирой, жилой площадью 54,12 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> об исключении истца из списка очередников на получение жилых помещений. 24.07.2002г. между командиром в/ч и застройщиком ООО «Ивстрой» был заключен инвестиционный договор, а в последствии и дополнительное соглашение № от 20.12.2002г., договор уступки имущественных прав (требований), на основании которых впоследствии ООО «Ивстрой» истцу и членам его семьи была передана 3-х комнатная квартира № 20, расположенная по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, общей площадью – 94 кв.м., в том числе жилой – 54,7 кв.м., комплекты ключей, что подтверждается актом приема-передачи. В 2003 году истец обращался в отдел Московской областной регистрационной палаты в г.Ивантеевка с заявлением о регистрации перехода права собственности на указанную квартиру, однако в связи с возникшими сомнениями о правомочности заключения юридическим лицом – в/ч 45807 указанного выше договора инвестирования, 01.07.2003г. вынесено решение о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности №, а позже вынесено решение об отказе в гос.регистрации. 27.09.2004г. Главой города Ивантеевка Московской области было вынесено постановление № «Об утверждении списка в/ч 36360 на предоставление жилой площади в доме-новостройке № по <адрес>у», истец и члены его семьи были включены в список на предоставление жилого помещения в вышеуказанном доме, выдан ордер. В июле 2023 года ответчик отказал истцу в заключении договора социального найма на вышеуказанную квартиру. Свое право на приватизацию истец не может реализовать. На основании изложенного, истец просил признать за истцом и членами его семьи ФИО2, 1962г.р., ФИО4, 1984г.р., ФИО6, 2009г.р., ФИО7, 2014г.р. право общей долевой собственности на квартиру с КН №, по адресу: <адрес>, г.о. Ивантеевка, <адрес>. В ходе рассмотрения дела, уточнил исковые требования и просил признать только за ФИО5 право собственности в порядке приватизации на указанную квартиру (л.д. 2-13, 214).
Протокольными определениями к участию в еле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены: Администрация городского округа Пушкинский Московской области, ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал Московский, в/ч 45807, в/ч 36360, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО6 (л.д. 49-50, 64, 159оборот).
В судебное заседание истец и его представитель ФИО10 не явились, извещены, истец просил рассмотреть дело в его отсутствии (л.д. 214). Ранее в судебном заседании истец уточнённые исковые требования поддержал, по доводам иска, просил признать право собственности на квартиру в порядке приватизации.
Представитель ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
3-е лицо, ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал Московский о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что спорная квартира закреплена за ответчиком на праве оперативного управления и является собственностью Министерства обороны РФ. Истец обращался в ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявление о приватизации, однако не представил полный пакет документов, решение вопроса связанного с приватизацией жилого помещения по договорам социального найма возможно в досудебном порядке, просил в иске ФИО5 отказать (л.д. 171-179).
Представитель 3-го лица войсковой части 36360, о времени и месте рассмотрения дела извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии (л.д. 180).
3-е лица Администрация городского округа <адрес>, в/ч 45807, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО6, в судебное заседание не явились, извещены, возражений по иску не представили.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР основанием для вселения в жилое помещение по договору социального найма являлся ордер.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РСФСР договор социального найма жилого помещения заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем-гражданином, на имя которого выдан ордер.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу статьи 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно статье 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (статья 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с выпиской из домовой книги по адресу: <адрес>, в ней зарегистрированы: ФИО5, 24.06.1959г.р. с 20.01.2005г., ФИО2, 12.06.1962г.р. (жена истца) с 20.01.2005г., ФИО11 Артём ФИО8, 26.01.1984г.р. (сын истца) с 20.01.2005г., ФИО6, 2009г.р. с 26.10.2010г., ФИО7, 2014г.р. с 29.03.2014г. Иных зарегистрированных лиц в квартире не имеется (л.д. 30, 187).
Задолженность по оплате за жилищные услуги отсутствует (л.д. 31).
Квартира по адресу: <адрес> КН № находится в оперативном управлении у ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ с 05.04.2022г. (л.д. 45-47).
В соответствии со справкой военного комиссариата Пушкинского городского округа <адрес> и выписок из приказов в/ч 45807, в/ч 36360 - ФИО5, 24.06.1959г.р. проходил военную службу в период с 05.08.1976г. по 19.08.2004г., уволен по ст. 51 ФЗ п.1 п.п. «а» - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Общая выслуга лет для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении составляет – 28 лет 0 месяцев 11 дней, в льготном исчислении – 30 лет 0 месяцев 18 дней, является получателем пенсии за выслугу лет (л.д. 59-61).
Согласно выписки из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 36360 от 10.11.2002 года, принято решение о предоставлении подполковнику ФИО5, старшему преподавателю цикла, 3-х комнатной квартиры <адрес> и исключить его из списка очередников на получение жилых помещений (л.д. 58).
Согласно акту приемки-передачи квартиры от 05.01.2003, ООО «Ивстрой» передал дольщику ФИО5 на основании инвестиционного договора №КВ-Ив от 24.07.2002г., квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. По запросу суда в ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал Московский, ФГКУ «Центральный архив», копия вышеуказанного инвестиционного договора предоставлена не была (л.д. 17, 117, 120, 155, 161, 190, 210).
Московская областная регистрационная палата 17.10.2003г. отказала ФИО5 в государственной регистрации права собственности спорной квартиры, так как в представленных документах отсутствует подтверждение полномочий в/ч 45807 на заключение договоров инвестирования жилья, а также переуступки права по ним (л.д. 19).
Постановление Главы города Ивантеевка Московской области от 27.09.2004г. №, с учётом решения комиссии от 22.09.2004г., утвержден списков в/ч 36360 на предоставление жилой площади в доме новостройке № по <адрес>у. ФИО5 на состав семьи из 4 человек выделена 3-х комнатная квартира по адресу: <адрес>, площадью 54,13 кв.м., со снятием с очереди. Указания в постановлении о том, что жилье является служебным - нет (л.д. 20).
Администрацией г. Ивантеевка Московской области от 28.12.2004г. ФИО5 на семью из 4-х человек выдан ордер на жилое помещение № по вышеуказанному адресу. На ордере, выданном ФИО5 на занятие спорного жилого помещения, специальных отметок, свидетельствующих о том, что жилье является служебным, нет (л.д. 21-24).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Из ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал Московский от 20.07.2023г. на обращение ФИО5, следует, что истец не относится к категориям лиц, признанных нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания, Филиалом «Московский» не принималось решение о предоставлении истцу жилого помещения по адресу: <адрес>, в связи с чем заключение договора социального найма на указанное жилое помещение оснований не имеется (л.д. 26-27, 25).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что семье ФИО5 было предоставлено жилое помещение для проживания на условиях социального найма. Доказательств того, что квартира по адресу: <адрес> является служебной, материалы дела не содержат. Право на приватизацию жилого помещения истцом ранее не реализовано, следовательно истец, занимая жилое помещение на условиях социального найма, приобрел в силу закона право на приватизацию указанного жилого помещения.
Ответчиком ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ не представлено доказательств препятствий приватизации обозначенной квартиры, перечисленных в статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Поскольку в досудебном порядке истец не мог реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, он обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Истец выбрал надлежащий способ защиты нарушенного права, предусмотренный статьей 12 ГК РФ, подлежащий рассмотрению судом.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении уточнённых исковых требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░5 (░░░░░░░ №) ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ (░░░ 5047041033), 3-░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░5, 24.06.1959░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░ № – ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░5 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 23.05.2024░.