Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-212/2020 от 18.06.2020

Дело № 2-212/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2020 года                                                                              гор. Великие Луки

    Великолукский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Антоненковой И.В.

при секретаре Беловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Великолукского района Псковской области, Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора обратился в Псковский городской суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Псковскому филиалу ООО «Экопром» об обязании в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на расстоянии 700 м от д.Борки сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района (географические координаты: <данные изъяты>

В обоснование иска указал, что природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района.

06.07.2018 Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (с 01.01.2019 - Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области) заключены соглашения № 1 и № 2 с региональным оператором - Псковским филиалом ООО «Экопром» об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора.

Пунктом 2.1.14 Соглашений предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в Соглашении, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в порядке установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Региональным оператором - Псковским филиалом ООО «Экопром» не приняты меры к ликвидации несанкционированной свалки ТКО, расположенной вблизи д. Борки сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района (на расстоянии 700 м от д. Борки, кадастровый квартал , географические координаты: <данные изъяты> общей площадью 0,04 га.

                        Информация о наличии и местонахождении указанной несанкционированной свалки Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области направлялась в адрес руководителя Псковского филиала ООО «Экопром» 12.02.2019.

Кроме того, в целях устранения выявленных нарушений 30.08.2019 природоохранной межрайонной прокуратурой в адрес директора Псковского филиала ООО «Экопром» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Вместе с тем до настоящего времени данная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов ООО «Экопром» не ликвидирована.

Наличие несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов вблизи д. Борки Великолукского района нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе местного населения и временно пребывающих в населенных пунктах людей, на благоприятную окружающую среду, в связи с чем у прокурора имеются основания для принятия мер гражданско-правового характера.

21.05.2020 заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора подал в суд ходатайство, в котором просил привлечь к участию в деле в качестве ответчиков Администрацию Великолукского района Псковской области, Администрацию сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района, а также изменить исковые требования, обязав Администрацию Великолукского района Псковской области, Администрацию сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки. От исковых требований к Псковскому филиалу ООО «Экопром» отказался.

Определением Псковского городского суда от 21.05.2020 ходатайство природоохранного прокурора удовлетворено. Дело направлено по подсудности в Великолукский районный суд. Производство в части исковых требований к ООО «Экопром» прекращено.

Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора в судебном заседании заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям, суду пояснил, что до настоящего времени свалка на территории сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района не ликвидирована.

Представитель ответчика Администрации Великолукского района Псковской области Тарасова Ю.С. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что земельный участок, на котором находится свалка ТКО, не сформирован, не разграничен. Однако, в 1995 году по ходатайству АО «Борки» Администрация Великолукского района издала распоряжение от 21.02.1995 №1008-р, согласно которому АО «Борки» было разрешено использовать земельный участок 0,4 га под полигон для захоронения бытовых отходов. Считает, что АО «Борки» должны понести расходы по ликвидации свалки ТКО. Сельское поселение «Пореченская волость» так же не может отвечать за эти земли, для их это будет нецелевое использование денежных средств.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Демьянчук Е.С. с исковыми требованиями не согласна. Так как данная свалка находится на землях сельхозназначения, контроль за которыми осуществляет Администрация Великолукского района Псковской области. Ликвидация свалки ТКО для сельского поселения «Пореченской волости» является нецелым использованием средств.

Представитель Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, от него поступило заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования считает обоснованными.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п.2 ст.21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22).

Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно п.4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Статьей ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В частности, в соответствии с пунктом 19 части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Законодателем на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район", в своем Постановлении от 26 апреля 2016 года №13-П указал, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации. отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.

Согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац восьмой статьи 42 этого же кодекса).

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

По смыслу приведенной нормы в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора (п. п. 16 - 18).

Так, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном. участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. "а"); уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. "б").

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. Следовательно, полномочия Псковского филиала ООО «Экопром» не распространяются на земли общего пользования. В указанных актах речь идет о ликвидации свалок региональным оператором на землях, находящихся в частной собственности после отказа собственника от выполнения соответствующего требования.

В соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на землях, право собственности на которые не разграничено, если собственник отходов не установлен, лежит на органах местного самоуправления.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно справке о результатах обследования земельных участков в Невельском районе Псковской области по обращению Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры от 18.12.2018 №2-9-2018 в ходе визуального осмотра земельных участков у д.Борки Пореченской волости Великолукского района Псковской области выявлены множественные несанкционированные свалки. Так, вдоль грунтовой дороги, ведущей в лесной массив, от автодороги Шимск-Невель, за 700 метров до въезда в д.Борки Пореченской волости Великолукского района Псковской области, на расстоянии 130 метров выявлены очаги несанкционированных свалок твердых коммунальных и строительных отходов, на протяженности 250 метров, общей площадью более 0,04 га. Указанная несанкционированная свалка расположена в границах кадастрового квартала , на территории Пореченской волости Великолукского района Псковской области. Географические координаты от точки <данные изъяты>

Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и природоохранным прокурором в адрес Псковского филиала ООО «Экопром» направлялись письма с требованием ликвидировать несанкционированную свалку.

Филиалом ООО «Экопром» в адрес администрации Великолукского района и сельского поселения «Пореченская волость» направлялись уведомления о необходимости ликвидации несанкционированных свалок. Но свалки до настоящего времени не ликвидированы.

Ответчиками, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, доказательств принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки суду не представлено.

Довод представителя Администрации Великолукского района Псковской области о том, что в 1995 году распоряжением Администрацией Великолукского района предоставлен земельный участок площадью 0,4 га ОА «Борки», на котором и находится в настоящее время свалка ТКО, является несостоятельным. Поскольку предоставленный земельный участок площадью 0,4 га не имеет указанных координат, неизвестно его месторасположение, следовательно, утверждать, что это именно тот спорный земельный участок, по которому предъявлены требования невозможно.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию Великолукского района Псковской области и Администрацию сельского поселения «Пореченская волость» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на расстоянии 700 м от деревни Борки сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Псковской области (географические координаты: <данные изъяты>).

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17 июля 2010 года.

Судья И.В. Антоненкова

Копия верна. Судья                                        И.В. Антоненкова

2-212/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Псковская природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация Великолукского района
ООО "Экопром"
Администарция СП "Пореченская волость"
Другие
Росприроднадзор
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Суд
Великолукский районный суд Псковской области
Судья
Антоненкова Ирина Валерьевна
Дело на странице суда
velikoluksky--psk.sudrf.ru
18.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.06.2020Передача материалов судье
18.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2020Судебное заседание
14.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее