РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2022 г. г. Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Моисеевой О.В.,
при ведении секретаре Бобылевой Ю.А.,
с участием
помощника прокурора города Донского Тульской области Косинова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-778/2022 по исковому заявлению прокурора города Донского Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №5» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
установил:
прокурор г. Донского Тульской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №5» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения федерального законодательства о противодействии терроризму на территории муниципального образования город Донской. В ходе проведенной проверки установлено, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», расположенном по адресу: город Донской, мкр. Северо-Задонск, ул.Горького, д.9, не оборудованы оконные блоки замками безопасности что ставит под угрозу жизнь и здоровье, создает угрозу безопасности сотрудников, несовершеннолетних детей и всех посетителей образовательного учреждения. Ранее прокуратурой города Донского 18.05.2021 по вышеуказанному факту в адрес директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства по предупреждению терроризма. Данное представление рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Просит суд обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» принять в учреждении меры по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности объекта, а именно: оборудовать оконные блоки замками безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора г. Донской Тульской области Косинов И.С. поддержал заявленные требования об обязании МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» принять в учреждении меры по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности объекта, а именно: оборудовать оконные блоки замками безопасности.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о дне и месте судебного своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Суд, выслушав помощника прокурора г. Донской Тульской области Косинова И.С., исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
На основании ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 6.03.2006 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 6.03.2006 «О противодействии терроризму» терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно п. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 6.03.2006 «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее Требования).
Согласно ст. 13 Требований устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий) в зависимости от наличия приведенных критериев категорирования:
а) объекты (территории) первой категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) 5 и более террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 300 млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 3 до 4 террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет свыше 150 млн. рублей и не превышает 300 млн. рублей;
в) объекты (территории) третьей категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн. рублей;
г) объекты (территории) четвертой категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 15 млн. рублей.
Согласно п. 14 Требований всем объектам (территориям) присваивается категория опасности, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 13 настоящих требований.
На основании ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В ходе проведенной проверки сотрудником прокуратуры в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №5» было установлено, что в нарушение требований «ГОСТ 23166-99.Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия.» оконные блоки не оборудованы замками безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа №5» оконные блоки не оборудованы замками безопасности.
Невыполнение в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»требований антитеррористической защищенности ставит под угрозу жизнь и здоровье, создает угрозу безопасности сотрудников, несовершеннолетних детей и всех посетителей образовательного учреждения.
Ранее прокуратурой города Донского 18.05.2021 в адрес директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства по предупреждению терроризма. Данное представление рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Бездействие МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» приводит к нарушению законодательства о противодействии терроризма в образовательных учреждениях, ставит под угрозу права неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, сохранность имущества.
Руководствуясь ст.ст.191-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №5» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №5», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░-░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░, ░.9, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.06.2022.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░