Дело № 2-424/2023 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Орда Пермский край 14 сентября 2023 года
Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Кузовлевой Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Ш
с участием прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Коротковой М.О - Меньшиковой Н.С.,
истца Коротковой М.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ординского района в защиту прав и законных интересов Коротковой М.О к администрации Ординского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ординского района в защиту прав и законных интересов Коротковой М.О обратился в суд с иском к администрации Ординского муниципального округа Пермского края, просит возложить на ответчика обязанность предоставить Коротковой М.О. жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, общей площадью не менее 28 квадратных метров.
Свои требования мотивирует тем, что Короткова М.О. обратилась в прокуратуру Ординского района с заявлением по факту нарушения её жилищных прав как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, об отказе в предоставлении жилого помещения. В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Короткова М.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что её мать Безродных О.Н и отец Коротков О.В умерли.
Распоряжением главы администрации Ординского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Короткова М.О. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, а также поставлена на регистрационный учет на получение жилья.
Помещений, занимаемых по договору социального найма, жилых помещений в собственности Короткова М.О. не имеет, проживает в жилом помещении, принадлежащем сестре.
Короткова М.О. письменно обращалась в администрацию Ординского муниципального округа об обеспечении её жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма во внесудебном порядке, однако ей было отказано и разъяснено, что жилое помещение ей будет предоставлено в порядке очередности, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер её очереди – №
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, показал, что в настоящее время Короткова М.О. жильем не обеспечена, по договору социального найма, а также в собственности жилья не имеет. Поскольку действующее законодательство обязывает органы местного самоуправления обеспечить жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, просит обязать ответчика предоставить Коротковой М.О. жилое помещение специализированного жилищного фонда, на условиях договора найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м.
Истец Короткова М.О. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что жилого помещения в собственности, а также помещений, занимаемых ею по договору социального найма не имеет, администрация жилых помещений ей не предоставляла, проживает у сестры. Просила требования прокурора удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Ординского муниципального округа Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что с иском не согласен. Короткова М.О. состоит на учете, как лицо, относящееся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которое в соответствии с действующим законодательством подлежит обеспечению жилым помещением, номер в очереди – №, жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства ей будет предоставлено в порядке очередности. Кроме того указал, что у администрации Ординского муниципального округа отсутствует свободное благоустроенное жилье, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам для предоставления данной категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выслушав стороны, изучив материалы личного дела Коротковой М.О., исследовав представленные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (ред. от 05.04.2022) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗС ПО 16.12.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2022) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В случае отсутствия по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа жилых помещений с письменного согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется предоставление жилого помещения, им предоставляются жилые помещения на территории другого муниципального образования Пермского края. Получение согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями не по месту жительства и согласование с соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется предоставление жилого помещения, осуществляются в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Судом установлено:
Короткова М.О родилась ДД.ММ.ГГГГ года, к моменту обращения в суд достигла возраста 18 лет, что подтверждается копией паспорта и свидетельства о рождении. Матерью Коротковой М.О. является Безродных О.Н, отцом Коротков О.В (л.д.7-8,15).
ДД.ММ.ГГГГ Безродных О.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умерла, что следует из копии свидетельства о смерти (л.д.16). Коротков О.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.17).
Постановлением администрации Ординского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении опекунства, с ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Коротковой М.О. установлена опека, опекуном назначена Глушкова К.Г. (л.д.18).
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Коротковой М.О. на объекты недвижимости (л.д. 14). Также отсутствуют в ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Безродных О.Н. и Коротковым О.В. (л.д. 35,36,37).
Распоряжением главы администрации Ординского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года № Короткова М.О. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, а также поставлена на регистрационный учет на получение жилья (л.д.20).
Из информации МП «Бюро технической инвентаризации Ординского района» от ДД.ММ.ГГГГ за Коротковым О.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Безродных О.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в Ординском муниципальном районе Пермского края приватизированного жилья, частного домовладения не числится. В приватизации жилья в Ординском муниципальном районе не участвовали (л.д. 37).
Короткова М.О. обратилась в Межрайонное территориальное управление № 3 Министерства социального развития Пермского края с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма (л.д.21).
Решением Межрайонного территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края, протокол от ДД.ММ.ГГГГ № Короткова М.О. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма (л.д. 22-23,24).
Короткова М.О., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9,33).
Из представленной администрацией Ординского муниципального округа информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с Коротковой М.О., а также членам её семьи, договор социального найма жилого помещения не заключался, закрепленного жилого помещения не имеется (л.д.32).
Согласно информации администрации Ординского муниципального округа Короткова М.О. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам социального найма, номер в очереди – 21 (л.д. 11).
В соответствии с ч.2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Постановлением Правительства Пермского края от 19 июля 2017 г. № 670-п (ред. от 01.06.2022) утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;. В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального или городского округа Пермского края (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 29.09.2021 N 713-п, от 01.06.2022 N 464-п) и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального или городского округа. В случае отсутствия по месту жительства гражданина в пределах территории муниципального или городского округа жилых помещений с письменного согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется предоставление жилого помещения, им предоставляются жилые помещения на территории другого муниципального образования Пермского края (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 29.09.2021 N 713-п, от 01.06.2022 N 464-п).
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что Короткова М.О. относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители умерли. В настоящее время истец достиг 18-летнего возраста, жилого помещения в собственности, по договору социального найма не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, в связи с чем, на неё распространяются социальные гарантии, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец была включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам социального найма, жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено.
При этом права на какие-либо иные жилые помещения у истца отсутствуют, закрепленного за ней жилого помещения она не имеет, то есть жилым помещением не обеспечена.
Доказательств иного ответчиком суду не представлено.
Статьей 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;
4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Таким образом, поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Коротковой М.О. жилого помещения, являются законными и обоснованными, исковые требования подлежат удовлетворению. При этом жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее 28 квадратных метров, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Доводы представителя ответчика об отсутствии специализированного жилого фонда, не могут быть приняты судом.
Положения Жилищного кодекса РФ и иных нормативных актов, не ставят право истца на предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади из специализированного жилищного фонда, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список очередников равной категории, а также от наличия или отсутствия на территории муниципального образования специализированного жилого фонда. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, а не в порядке какой-либо очереди.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ординского района удовлетворить.
Возложить на администрацию Ординского муниципального округа Пермского края обязанность предоставить Коротковой М.О по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, общей площадью не менее 28 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись) Н.Б.Кузовлева
.
.
.
.