Судья Никитина С.Н. дело № 12-125/2023
РЕШЕНИЕ
г. Самара 13 апреля 2023 года
Судья Самарского областного суда Горьков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием защитников Спекторова М.Г., Хлупина Е.А. жалобу Минаева А.М. на постановление судьи Советского районного суда г. Самары от 20.02.2023, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Минаева А.М.,
установил:
постановлением судьи Советского районного суда г. Самары от 20.02.2023 индивидуальный предприниматель Минаев А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, Минаев А.М. просит отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить.
Будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, Минаев А.М. в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав поддержавших их защитников Спекторова М.Г., Хлупина Е.А., возражения инспектора по особым поручениям отдела иммиграционного контроля УВМ ГУ МВД России по Самарской области Клинышковой Д.В., прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с названным Федеральным законом.
В статье 2 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан определено, что разрешением на работу признается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - это документ, подтверждающий в соответствии с названным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судьей районного суда, 24.03.2022 в 11:20 индивидуальный предприниматель Минаев А.М. по адресу: <адрес> в нарушение статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2022 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» привлек к трудовой деятельности в качестве разнорабочего при осуществлении ремонта нежилого помещения гражданина <данные изъяты> ФИО11., не имеющего патента на работу на территории Самарской области.
Фактические обстоятельства дела и виновность индивидуального предпринимателя Минаева А.М. подтверждаются представленными в дело доказательствами: протоколом серия ВМ № 0021578 от 18.08.2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 7, 8); копией договора купли-продажи нежилого помещения (л.д. 18); выписками из ЕГРН о нахождении в собственности Минаева А.М. нежилых помещений в <адрес> в <адрес> (л.д. 25-28); протоколом от 24.03.2022 осмотра нежилого помещения на первом этаже <адрес> в <адрес>, где выявлен осуществлявший работы по ремонту помещения гражданин <данные изъяты> ФИО6, не имеющий патента на осуществление трудовой деятельности на территории <адрес> (л.д. 30, 31); копией постановления от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО6 к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 33); письменными объяснениями ФИО6 (л.д. 35); сведениями из ФМС России АС ЦБДУИГ, копией паспорта на имя гражданина <данные изъяты> ФИО6 (л.д. 35 об. - 38), и иными представленными в дело доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, индивидуальный предприниматель Минаев А.М. является собственником нежилого помещения площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, этаж <адрес>
Данный объект недвижимости является коммерческим, что, помимо прочего, подтверждается агентским договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «ГК «Визит» и индивидуальным предпринимателем Минаевым А.М., согласно которому Общество обязуется за вознаграждение совершать юридические и фактические действия по продаже объекта недвижимости: поиск покупателя объекта недвижимости, реклама объекта, проведение маркетинговых исследований рынка недвижимости, осмотр этапов проводимых на объекте ремонтных работ, проведение показов объекта потенциальным покупателям, юридическое сопровождение.
Согласно представленной в дело копии договора подряда, ДД.ММ.ГГГГ между индивидуальным предпринимателем Минаевым А.М. и физическим лицом ФИО7 заключен договор на отделку помещений по указанному выше адресу (л.д. 15-16).
В соответствии с пунктом 2.1.3 названного договора Подрядчик обязан обеспечить выполнение работ своими силами и средствами.
Согласно пункту 2.1.5 указанного договора Подрядчик не вправе привлекать для выполнения работ по настоящему договору субподрядчиков.
В пункте 2.2.4 названного договора указано, что Заказчик не вправе привлекать для выполнения работ, предусмотренных настоящим договором, иных лиц, за исключением случаев, предусмотренных настоящим договором и законодательством Российской Федерации.
Из пункта 2.3.1 договора следует, что Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество работ, выполняемых подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Однако, вопреки доводам жалобы, несмотря на приведенные выше условия договора, индивидуальный предприниматель Минаев А.М. является надлежащим субъектом инкриминируемого административного правонарушения, поскольку в силу требований, установленных Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, возложение указанных в договоре от ДД.ММ.ГГГГ обязанностей на подрядчика, являющегося физическим лицом, не освобождало индивидуального предпринимателя Минаева А.М. от обязанности по осуществлению контроля за не допуском к осуществлению трудовой деятельности на принадлежащем ему объекте иностранных граждан, не имеющих соответствующего патента. В данном случае индивидуальный предприниматель Минаев А.М. обязан был осуществлять проверку легальности привлечения иностранной рабочей силы для обеспечения исполнения публично-правовой обязанности как заказчик работ.
Совершенное индивидуальным предпринимателем Минаевым А.М. деяние, выразившееся в допуске к осуществлению трудовой деятельности иностранного гражданина в отсутствие у него патента, правильно квалифицировано судьей районного суда по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
При этом частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку выявленное нарушение в сфере миграционного законодательства Российской Федерации, безусловно, свидетельствует о наличии угрозы безопасности государства, поскольку нарушены установленные правила регулирования отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности, то в данном случае возможность применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключается.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В силу приведенной нормы закона, учитывая, что, согласно примечанию к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями главы 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц, оснований для применения положений части 1, 2 статьи 4.1.2 названного кодекса при назначении индивидуальному предпринимателю Минаеву А.М. наказания не имеется.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, позволяющих применить при назначении наказания положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается. Представленная стороной защиты выписка об отсутствии денежных средств на одном из счетов индивидуального предпринимателя Минаева А.М. не подтверждает тяжелого материального положения последнего, тогда как приобретение Минаевым А.М., согласно представленной в дело копии договора, недвижимого имущества, свидетельствует об обратном.
Исходя из изложенного, полагаю, что административное наказание, назначенное индивидуальному предпринимателю Минаеву А.М., является справедливым и соразмерно содеянному, законных оснований для его изменения нет.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене обжалуемого постановления, не установлено.
Вместе с тем, обжалуемое постановление подлежит изменению, ввиду следующего.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Конституцией Российской Федерации установлено право лица, привлекаемого к административной ответственности, не свидетельствовать против себя, обжаловать состоявшиеся в отношении него судебные акты, вследствие чего указание в обжалуемом постановлении на принятие во внимание при назначении наказания индивидуальному предпринимателю Минаеву А.М. непризнание вины и обжалование постановления о назначении наказания за аналогичное правонарушение является незаконным и подлежит исключению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу Минаева А.М. удовлетворить частично.
Постановление судьи Советского районного суда г. Самары от 20.02.2023, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Минаева Александра Михайловича изменить, исключив из него указание на принятие во внимание при назначении наказания непризнание Минаевым А.М. вины и обжалование им постановления о назначении наказания за аналогичное правонарушение. В остальной части постановление судьи Советского районного суда г. Самары от 20.02.2023 оставить без изменения, а жалобу Минаева А.М. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и срок, установленные статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Самарского областного суда п/п Д.В. Горьков
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи______________________________ помощник судьи Кулишова Н.С. «_______»___________________________ 2023 г. |