дело №2-520/2023
Уникальный идентификатор дела
44RS0004-01-2023-000457-50
Мотивированное решение
изготовлено 28 декабря 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мантурово 21 декабря 2023 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Громовой С.А.
при секретаре Смирновой А.Б.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» городского округа город Мантурово Костромской области об обязании разработать и представить в уполномоченный орган декларацию безопасности гидротехнического сооружения,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор области в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту - МБУ «Благоустройство») об обязании разработать и представить в уполномоченный орган декларацию безопасности гидротехнического сооружения в срок до 01 апреля 2024 года. В обоснование исковых требований указал, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МБУ «Благоустройство» законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Решением председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту – КУМИ администрации г.о.г. Мантурово) от 23.01.2019 №6 МБУ «Благоустройство» на праве оперативного управления передано муниципальное имущество – дамба в пос. Лесобаза Мантуровского района. Проверка показала, что эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется МБУ «Благоустройство» с нарушениями требований законодательства. В нарушение ст.ст.3,7 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» МБУ «Благоустройство» декларация безопасности гидротехнического сооружения не разработана и уполномоченным органом не утверждена. По установленным нарушениям закона 27.03.2023 года межрайонным прокурором на имя и.о. директора МБУ «Благоустройство» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено 24.04.2023г. Вместе с тем, конкретных мер, направленных на устранение всех выявленных прокуратурой нарушений, МБУ «Благоустройство» не принято до настоящего времени.
Определением от 23.11.2023 года судом приняты увеличенные исковые требования прокурора, согласно которых прокурор просил суд: обязать муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» городского округа город Мантурово Костромской области в срок до 01.02.2024 года обеспечить разработку расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения – дамбы в посёлке Лесобаза Мантуровского района Костромской области, направить его для согласования в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Определением Мантуровского районного суда от 21.12.2023 года судом принят отказ прокурора от исковых требований к МБУ «Благоустройство» в части обязания разработать и представить в уполномоченный орган декларацию безопасности эксплуатируемого гидротехнического сооружения, поскольку до согласования департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения - дамбы в пос. Лесобаза Мантуровского района Костромской области, позволяющего определить класс гидротехнического сооружения, отсутствуют правовые основания для его декларирования.
В судебном заседании прокурор Антипина Н.Н. поддержала исковые требования об обязании ответчика в срок до 01.02.2024 года обеспечить разработку расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения – дамбы в посёлке Лесобаза Костромской области, направить его для согласования в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Ответчик МБУ «Благоустройство», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. С исковыми требованиями согласен в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация городского округа Мантурово, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, направили в суд отзывы на исковое заявление, в которых изложили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. Решение по делу оставили на усмотрение суда.
Выслушав прокурора и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее по тексту Закон №117-ФЗ).
Согласно ст. 3 Закон №117-ФЗ гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу этой же статьи Закона №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В силу ст. 9 Закона №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 Закона №117-ФЗ ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Как установлено судом решением КУМИ администрации г.о.г. Мантурово от 13.01.2019 года МБУ «Благоустройство» на праве оперативного управления передано муниципальное имущество – дамба, расположенная в пос. Лесобаза (т.1 л.д.10-12).
Выпиской из ЕГРН от 01.03.2023г. №КУВИ-001/2023-51823646 подтверждается право собственности МБУ «Благоустройство» г.о.г. Мантурово на дамбу площадью1500 кв.м., кадастровый [№], расположенную по адресу: [адрес] (т.1 л.д.13-17).
Согласно технического паспорта на гидротехническое сооружение «Дамба в пос. Лесобаза» инвентарный [№] площадь дамбы по верху составляет 9000 кв.м., площадь по низу – 15000 кв.м. (т.1 л.д.18-29).
Из правил эксплуатации защитной дамбы на реке Унжа в п. Лесобаза Мантуровского муниципального района Костромской области, разработанных МБУ «Благоустройство» и согласованных Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, следует, что Правила эксплуатации гидротехнического сооружения(далее – ГТС) «Защитная дамба на реке Унжа в п. Лесобаза Мантуровского района Костромской области устанавливают требования, обязательные для исполнения собственником ГТС при эксплуатации, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации ГТС. Правила эксплуатации ГТС разработаны в соответствии с требованиями ФЗ от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Приказа Ростехнадзора от 02.10.2015 №395 «Об утверждении Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)»(зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2015г. №39911). Правила эксплуатации подлежат согласованию территориальным органом Ростехнадзора в порядке, определенном Приказом Ростехнадзора от 3 ноября 2015 г. №447»Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлении государственной услуги по согласованию правил эксплуатации гидротехнических сооружений(за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)»(Зарегистрировано в Минюсте России 30 марта 2016г. №41617). Как следует из раздела 1.1 Общая информация о ГТС дата ввода в эксплуатацию ГТС 1984.Класс ГТС не присвоен, сооружение ранее не декларировалось, сведения о ГТС в Российский регистр ГТС не заносились (т.1 л.д.30-94).
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что ГБУ ВО «Экорегион» на основании договора от 15.03.2023 №11, заключенного с МБУ «Благоустройство», разработан расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения - дамбы в посёлке Лесобаза Костромской области. Указанный расчет направлен МБУ «Благоустройство» для согласования в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Как следует из отзыва департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 30.10.2023 года №5961 расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения - дамбы в посёлке Лесобаза Мантуровского района Костромской области возвращен департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в МБУ «Благоустройство» для устранения недостатков. До настоящего времени расчет вероятного вреда департаментом не согласован (т.1 л.д.238-239)
Таким образом, в настоящее время МБУ «Благоустройство» фактически не исполнена обязанность по обеспечению разработки расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения - дамбы в посёлке Лесобаза Мантуровского района Костромской области, указанный расчет в уполномоченный орган для согласования не направлен.
Процедура согласования размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения - дамбы в посёлке Лесобаза Костромской области, предшествует процедуре декларирования безопасности гидротехнического сооружения.
Правилами эксплуатации гидротехнического сооружения - защитной дамбы на реке Унжа в пос. Лесобаза Мантуровского района Костромской области согласованными центральным уаправлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 06.08.2020 года МБУ «Благоустройство» предписывалось в срок до в 2020-2021 года разработать расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и согласовать его с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (т.1 л.д.30-94).
В ходе прокурорской проверки, проведенной в период с 13.03.2023 года по 28.03.2023 года установлено, что эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется МБУ «Благоустройство» с нарушениями требований законодательства.
По итогам выявленных нарушений законодательства Мантуровским межрайонным прокурором Костромской области 27.03.2023г. МБУ «Благоустройство» внесено представление №11-2023 об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (т.1 л.д.9, 149-151).
Из ответа и.о. директора МБУ «Благоустройство» Юдина С.А. усматривается, что мероприятия по внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений о гидротехнических сооружениях возможно только после присвоения класса ГТС. В настоящее время класс ГТС не присвоен и определение класса также возможно после согласования расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС(т.1 л.д.152).
Согласно объяснения, данного и.о. директора МБУ «Благоустройство» Юдина С.А. от 10.05.2023г. МБУ «Благоустройство» осуществляет содержание защитной дамбы в п. Лесобаза Мантуровского района и учреждением действительно допущены нарушения при содержании ГТС на момент проверки прокуратуры: декларация безопасности ГТС не разработана и уполномоченным органом не утверждена, решение на эксплуатацию ГТС не получено, сведения об эксплуатируемом ГТС в регистр гидротехнических сооружений не внесены(т.1 л.д.154-155).
Постановлением начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Центрального управления Ростехнадзора Стоянова Д.Ю. №5.1-Пс/0027-2023 от 30.05.2023 года МБУ «Благоустройство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в нарушении норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (т.1 л.д.156-163).
В судебном заседании нашел подтверждение довод прокурора, что до настоящего времени расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения - дамбы в посёлке Лесобаза Костромской области не разработан и не направлен для согласования в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области
Разработке декларации безопасности предшествует расчет вероятного вреда, произведенный в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 N 1596, по результатам которого и решается вопрос о необходимости разработки такой декларации.
Указанные Правила устанавливают порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения
Согласно п. 2 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
В силу требований п. 3 Правил расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 года N 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
Из приведенных норм следует, что проведение расчета вероятного вреда необходимо для отнесения гидротехнического сооружения к объектам, на которые распространяется сфера действия Федерального закона N 117-ФЗ.
Пунктом 5 Правил установлено, что величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представленного ему владельцем гидротехнического сооружения расчета вероятного вреда, произведенного и согласованного в соответствии с положениями настоящих Правил и являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Указанные мероприятия осуществляются, в том числе при эксплуатации ГТС.
Таким образом, судом установлено, что в связи с бездействием ответчика, связанного с непринятием мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, имеется угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из характера проведения необходимых процедур, временных и материальных затрат, необходимых для их выполнения, полагает достаточным и разумным срок до 01.02.2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора (ИНН 4401011783 ОГРН 1034408615230) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» городского округа город Мантурово Костромской области (ИНН 4404003438 ОГРН1054434575381) - удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» городского округа город Мантурово Костромской области обеспечить разработку расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения – дамбы в посёлке Лесобаза Костромской области и направить его для согласования в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в срок до 01.02.2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Громова