Дело (УИД) 57RS0022-01-2022-003118-84
Производство № 2-2702/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2022 года г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Соловьевой З.А.,
при секретаре судебного заседания Глотовой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Катиба ФИО15 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Катиба ФИО16 (далее – Катиба Е.С., истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее – ГУ – ОПФ РФ по Орловской области, ответчик) о признании права на досрочное назначение пенсии, указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако ей было отказано, в связи с отсутствием права.
Отказ ответчика в назначении пенсии считает необоснованным, поскольку она с рождения по (дата обезличена) проживала в (адрес обезличен), которая относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, в следствии аварии на Чернобыльской АЭС.
По изложенным основаниям, просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения пенсионного возраста на три года и назначить ей пенсию с (дата обезличена).
В судебном заседании истец и ее представитель заявленные требования поддержали в полном объеме.
В судебном заседании представитель ГУ - ОПФР по Орловской области по доверенности Аверичев С.Н. исковые требования не признал, в связи с отсутствием у истца права на назначение пенсии.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В силу ст. 49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
13.03.1992 государства-участники Содружества Независимых Государств заключили соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, согласно ст.11 которого необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников СССР или до 01.12.1991 принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации.
Как усматривается из материалов дела (дата обезличена) истец, будучи гражданином Российской Федерации обратилась в ГУ-ОПФ с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Решением ГУ-ОПФ (номер обезличен), без указания даты вынесения, было отказано в установлении пенсии, ввиду отсутствия права на досрочное назначение пенсии, разъяснено, что отказ в назначении пенсии связан с отсутствием в законодательства Российской Федерации возможности предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Республики Беларусь, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств.
Согласно паспорту, выданному (дата обезличена) Межрайонным отделом УФМС России по Орловской области в (адрес обезличен), Катиба Е.С., (дата обезличена) года рождения, уроженка (адрес обезличен) Республики Беларусь, является гражданином Российской Федерации. С (дата обезличена) значится зарегистрированной по адресу: (адрес обезличен) (адрес обезличен) (дата обезличена).
Из свидетельства о рождении (номер обезличен), следует, что истец Катиба Е.С., в девичестве Шилова, родилась (дата обезличена) в (адрес обезличен).
В период времени с (дата обезличена) по (дата обезличена) получала образование в Гомельском среднем профессиональном техническом училище (номер обезличен) по профессии контролер-кассир продовольственных товаров, о чем (дата обезличена) ей выдан диплом регистрационный (номер обезличен).
(дата обезличена) в отделе ЗАГС (адрес обезличен) между истцом ФИО13 (Шиловой) Е.С. (после смены фамилии Филоненко) и ФИО7 был зарегистрирован брак, что подтверждается справкой, содержащей сведения из акта о заключении брака от (дата обезличена) (номер обезличен), в которой также содержатся сведения о расторжении брака на основании акта о расторжении брака (номер обезличен) совершенной (дата обезличена), отделом ЗАГС (адрес обезличен), что также подтверждается свидетельством о расторжении брака, выданным(повторно) (дата обезличена) (номер обезличен).
Из представленного решения суда (адрес обезличен) усматривается, что (дата обезличена) между истцом и ФИО8 в Доме гражданских обрядов Гомельского горисполкома, актовая запись (номер обезличен), был зарегистрирован брак, который на основании указанного решения от (дата обезличена) был расторгнут, ФИО1 оставлена фамилия ФИО14.
В период брака с ФИО8, у истца родились дети: ФИО2, (дата обезличена) года рождения, место рождения: (адрес обезличен), о чем Отелом ЗАГС (адрес обезличен), выдано свидетельство о рождении I-ЛЮ(номер обезличен) от (дата обезличена); ФИО3, (дата обезличена) года рождения, место рождения: (адрес обезличен), о чем Отелом ЗАГС (адрес обезличен), выдано свидетельство о рождении (номер обезличен) от (дата обезличена).
(дата обезличена) истец родила дочь ФИО4, место рождения: (адрес обезличен), что подтверждается свидетельством о рождении, выданным Отелом ЗАГС (адрес обезличен), выдано свидетельство о рождении (номер обезличен) от (дата обезличена).
(дата обезличена) между истцом ФИО1(ФИО14) и Катиба А.А. был зарегистрирован брак, о чем суду представлено свидетельство о заключении брака от (дата обезличена), выданное Территориальным сектором ЗАГС Новосильского и (адрес обезличен)ов Управления ЗАГС Орловской области.
Факт проживания и регистрации истца в спорный период по адресу: (адрес обезличен), ул. 60 лет ССР, (адрес обезличен) период с (дата обезличена) по (дата обезличена), подтверждается справкой о месте жительства, выданной Расчетно-справочным центром (номер обезличен) Коммунального унитарного предприятия «Расчетно-справочный центр (адрес обезличен)» от (дата обезличена), справкой филиала «Гомельоблгидромет» от (дата обезличена), в которой также указано, что согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от (дата обезличена) (номер обезличен) «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлений Совета Министров РБ (номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен) от 08.02.2021г. (Об утверждении перечня территорий населенных пунктов и других объектов, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения) (адрес обезличен) в период с (дата обезличена) по настоящее время включительно входит в зону с загрязнением почвы цезием-137 от 37 до 185 кБк/кв.м (от 1 до 5 Ки/кв.км), или стронцием-90 от 5,55 до 18,5 кБк/кв.м (от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км), или плутонием-238,239,240 от 0,37 до 0,74 кБк/кв.м (от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв, что соответствует зоне проживания с периодическим радиационным контролем.
Согласно трудовой книжке истца (дата обезличена) ФИО1 принята на должность контролера-кассира (номер обезличен), (дата обезличена) переведена контролером кассиром в магазин (номер обезличен), (дата обезличена) присвоена квалификация контролер-кассир 3 категории и переведена контролером кассиром 3 категории в магазин (номер обезличен), (дата обезличена) уволена по собственному желанию, как мать, имеющая ребенка в возрасте до 8-ми лет, ст.31 КЗоТ БССР. (дата обезличена) принята маслоделом третьего разряда в Гомельский молочный комбинат, (дата обезличена) уволена по собственному желанию как мать, имеющая ребенка в возрасте до 8-ми лет, ст.31 КЗоТ БССР. (дата обезличена) приняла на должность ученицы обмотчицы элементов электрических машин Гомельского электромеханического завода, (дата обезличена) уволена как мать, имеющая ребенка в возрасте до 8-ми лет, ст.31 КЗоТ БССР. (дата обезличена) приняла на работу продавцом 3 категории, (дата обезличена) уволена по собственному желанию. В период времени с (дата обезличена) по (дата обезличена) неоднократно стояла на учете в региональном центре занятости населения Гомельского горисполкома, в качестве безработной. (дата обезличена) принята на работу продавцом-консультантом ИП ФИО10, (дата обезличена) уволена по ст. 35 ТК РБ. (дата обезличена) принята на работу продавцом-кассиром в ООО «Агроторг», (дата обезличена) уволена по инициативе работника п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ, (дата обезличена) принята в отдел закупок и продаж на должность продавца ИП ФИО11
Исходя из сведений свидетельства (номер обезличен) о регистрации по месту жительства от (дата обезличена), выданном межрайонным отделом УФМС России по Орловской области, ФИО4, (дата обезличена) года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: (адрес обезличен).
Оценив представленные суду доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец в спорный период (дата обезличена) по (дата обезличена) проживала в (адрес обезличен).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец, имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право истца на досрочную пенсию возникло с момента достижения возраста 52 года, т.е. (дата обезличена), при этом истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии (дата обезличена), суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента возникновения права – с (дата обезличена).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в указанном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Катиба ФИО17 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Признать за Катиба ФИО18 право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом снижения пенсионного возраста на три года.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Катиба ФИО19 с (дата обезличена).
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в пользу Катиба ФИО20 расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 28 сентября 2022 года.
Судья З.А. Соловьева