Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-130/2023 от 16.10.2023

Дело № 11-130/2023

             АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Верхняя Пышма                                11 декабря 2023 года    

    Верхнепышминский городской суд Свердловской области, апелляционной инстанции, в составе: председательствующего судьи – Мочаловой Н.Н.

при секретаре – Полянок А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Масленникова Бориса Семеновича к АО «ЭнергосбыТ плюс» о перерасчете платы за электроэнергию, по апелляционной жалобе Масленникова Бориса Семеновича на решение мирового судьи судебного участка № 3 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 27.06.2023,

                        УСТАНОВИЛ:

    Масленнников Б.С. обратился в суд с иском к АО «ЭнергосбыТ Плюс» о перерасчете задолженности за электроэнергию. Просит обязать АО «ЭнергосбыТ Плюс» произвести перерасчет платежей за электроэнергию, начисленную за электроснабжение дома по адресу: <адрес>

        В обоснование своих исковых требований ссылается на то, что между ним (Масленниковым Б.С.) и Свердловским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс» сложились фактические договорные отношения по предоставлению электроэнергии в дом по адресу: <адрес>, собственником которого он является. Считает, что расположение указанного дома приравнивается к сельской территории.

        В соответствии с ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определение категорий потребителей, которые приравнены к населению, к которым электрическая энергия поставляется по регулируемым тарифам, осуществляется на федеральном уровне, то есть отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

        Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

        Согласно разделу 5 Постановления от 27.12.2021 № 247-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год для наседания, проживающего в сельских населенных пунктах и приравненные к нему, установлены в размере: (1 полугодие) дневная зона – 3,59, ночная зона – 1,71; (2 полугодие) дневная зона – 3,81, ночная зона – 1,82. Тем не менее, АО «Энергосбыт плюс» нарушая требования, установленные Правительством Свердловской области, применяет в своих расчетах стоимости электроэнергии другие тарифы: (1 полугодие) дневная зона – 5,16, ночная зона – 2,43; (2 полугодие) дневная зона – 5,44, ночная зона – 2,59.

        Таким образом, ответчиком произведены незаконные начисления за период с августа 2021 года по декабрь 2022 года на сумму 12 946,10 руб. В связи с чем, просит обязать ответчика произвести перерасчет начислений за электроэнергию на указанную сумму.

     Решением мирового судьи судебного участка № 3 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 27.06.2023, исковые требования Масленникова Бориса Семеновича (<данные изъяты> к акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс» (ОГРН: 1055612021981) о перерасчете задолженности за электроснабжение дома по адресу: <адрес> - оставлены без удовлетворения.

    Не согласившись с вышеуказанным решение суда первой инстанции, Масленников Б.С. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи судебного участка № 3 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 27.06.2023, отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им исковых требований, в полном объеме.

    В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что при принятии решения, судом первой инстанции не учтены обстоятельства, в силу которых, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правительство Свердловской области постановлением от 27.12.2021 № 247 –ПК Об установлении понижающего коэффициента к тарифам на электрическую энергию для населения Свердловской области установило: с 01.01.2022 по 31.12.2022 включительно. Понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию для населения Свердловской области, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в размере 0,7; с 01.01.2022 по 31.12.2022 включительно, понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию для категории потребителей «Садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества», приравненных к населению Свердловской области, в размере 0,7. Законодательством установлено, что в случае заключения договоров с потребителями –собственниками земельных участков на территории поселений с поставщиками электрической энергии, применение понижающего коэффициента возможно в случае, если земельный участок или многоквартирный дом находятся в сельском населенном пункте, дом (квартира) оборудован электроплитами или электроотопительными установками. Согласно письму администрации ГО Среднеуральск от 20.06.2022, земельный участок, принадлежащий ему (Масленникову Б.С.) расположен в межселенной территории ГО Среднеуральск. Считает, что размер тарифа на электроэнергию на межселенной территории не может равняться городскому тарифу, то есть быть выше, чем на сельской территории, так как находится за пределами городского населенного пункта. Считает, что межселенная территория приравнивается к категории земель сельского поселения.

    В судебном заседании заявитель (истец по делу) Масленников Б.С., с участием представителя Шведского О.Н., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 08.11.2022, апелляционную жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержал в полном объеме, настаивая на удовлетворении жалобы. Относительно доводов апелляционной жалобы, дал объяснения аналогичные – указанным в апелляционной жалобе

    Представитель заинтересованного лица (ответчик по делу) АО ЭнергосбыТ Плюс»– Кордюкова Ю.А., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от 13.09.2022, с апелляционной жалобой и доводами, изложенными в ней, не согласилась. Дала объяснения, аналогичные – указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на то, что позиция истца основана на неверном толковании норм закона. Истец, не относится к категории граждан, проживающих в сельском населенном пункте. Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. При утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненных к нему категорий потребителей, применяются понижающие коэффициенты в следующих случаях: потребитель проживает в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации; потребитель проживает в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, при этом, документом, свидетельствующем об оборудовании помещений стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, является технический паспорт жилого помещения. На основании письма ФАС России от 07.12.2021 для граждан, ведущих хозяйство на территории СНТ в индивидуальном порядке и заключивших договор энергоснабжения непосредственно с гарантирующим поставщиком, в случае, если СНТ не находится в границах сельского населенного пункта и не соблюдаются условия проживания – применяется тариф установленный для категории потребителей населения без понижающего коэффициента. Для применения понижающего коэффициента 0,7 в соответствии с п.71 Основ ценообразования по решению РЭК для подтверждения факта оборудования жилого дома стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, нужно представить технический паспорт жилого дома или выписку из него (БТИ), подтверждающую оборудование дома электроплитой и (или) электроотопительной установкой. При предъявлении надлежащих документов, тариф будет применен льготный. В данном случае, правовых оснований для применения льготного тарифа на электрическую энергию, поставляемую потребителю, не имеется. При этом, считала, что урочище «Черемшанка» (<адрес>) к котором расположен дом истца, к сельской местности и сельскому поселению, не относится

    Изучив апелляционную жалобу, и доводы, изложенные в ней, выслушав заявителя (истец по делу), представителя заинтересованного лица (ответчик по делу), суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. п. 2 - 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с ч.1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении вышеуказанного гражданского дела, и принятии по нему решения, разрешая спор, мировым судьей правильно установлены все обстоятельства дела, установленные по делу обстоятельства, соответствуют выводам, изложенным в мотивировочной части решения, правильно определены и применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, судом апелляционной инстанции, не установлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с ч.1 ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч.2 ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование их отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В соответствии с требованиями указанного Федерального закона основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 23.1. Федерального закона от 26 марта 2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей. Иным категориям потребителей гарантирующие поставщики продают электрическую энергию (мощность) по нерегулируемым ценам.

Основными критериями для отнесения потребителя к той или иной тарифной группе является цель приобретения и использования электрической энергии, а также статус потребителя, которые в совокупности определяют тариф на электрическую энергию, подлежащую применению.

Порядок определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) устанавливает Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти (п. 2 ст.21 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Таким образом, энергосбытовые организации, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии обязаны применять цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, определяемые в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят: регулируемые цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках: цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в частности, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления).

Постановлением РЭК Свердловской области от 28.12.2020 № 263-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2021 год» с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области, при этом в данном постановлении применение коэффициента 0,7 предусмотрено для следующих категорий: население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, и приравненные к ним категории; население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к нему категории; садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

Аналогичные тарифные группы указаны в постановлении РЭК Свердловской области от 27.12.2021 № 248-ПК, которым установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2022 год.

Согласно п. 71 Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»), при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, а также для садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

К ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению № 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) настоящего документа) по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Как следует из решения суда первой инстанции, разрешая вышеуказанные исковые требования, суд, руководствуясь приведенными выше нормами закона, исходил из установленных в судебном заседании обстоятельств, в силу которых, Масленников Б.С. является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения огородничества, а также собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> назначение: жилое. Согласно представленным в материалы дела квитанциям, истец Масленников Б.С. является потребителем электроснабжения, поставляемого Свердловским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс» по адресу: <адрес>, на его имя открыт лицевой счет . Расчет платы за электроснабжение производится по тарифу: день – 5,44 руб., ночь – 2,59 руб. (за период с августа 2022 года по декабрь 2022 года).

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств проживания истца в сельском населенном пункте, суду не представлено. Отнесение принадлежащего потребителю земельного участка, на котором расположен жилой дом, к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, не является безусловным основаниям для признания его расположенным в сельском населенном пункте. Доводы истца об отнесении межселенной территории к сельскому населенному пункту, мировой судья оценил как основанными на неверном толковании норм материального права (межселенная территория (в российском муниципальном праве) – территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений).

Что касается обстоятельств оборудования жилого дома, в котором проживает истец, в установленном порядке стационарной электроплитой для пищеприготовления и (или) электроотопительной установкой (документом, свидетельствующим об оборудовании помещений стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, является технический паспорт жилого помещения), то, как следует из решения суда первой инстанции, таких обстоятельств в судебном заседании не установлено.

К потребителям – собственникам (владельцам) садовых участков, относящимся к категории «население» и заключившим прямые договоры с поставщиками электрической энергии, подлежат применению тарифы на электрическую энергию, указанные в пункте 1 Тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области, утверждаемых Постановлением РЭК ежегодно.

Как обоснованно следует из решения суда первой инстанции, статус члена садового некоммерческого товарищества не влечет за собой отнесение к категории потребителей, в отношении которых применяется понижающий коэффициент. Добровольный переход владельца садового участка на заключение прямого договора с энергосбытовой компанией является юридически значимым действием, влекущим определенные последствия для данного потребителя электрической энергии.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, установленные в судебном заседании, и с учетом приведенных выше норм закона, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что тарифы, применяемые ответчиком при начислении платы за потребленную истцом электрическую энергию, являются обоснованными, оснований для применения понижающего коэффициента не имеется, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований, отсутствуют.

Вышеуказанные выводы мирового судьи обстоятельствам дела и требованиям закона, не противоречат.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Каких-либо иных доводов, кроме вышеуказанных, поданная заявителем апелляционная жалоба, не содержит, и каких –либо иных доводов, которые могли бы являться основанием для отмены решения мирового судьи, заявителем в судебном заседании, не приведено, и доказательств им не представлено.

При этом, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись бы предметом проверки суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании апеллянтом норм материального права. Доводы апелляционной жалобы сводятся, фактически, к изложению позиции истца, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

В соответствии с п.1,3 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1 - неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; п. 3 - несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4-нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Суд апелляционной инстанции считает, таким образом, решение мирового судебного участка № 3 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 27.06.2023, обоснованно, выводы мирового судьи мотивированны, и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, ни одного из вышеперечисленных в п.1,3 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены решения мирового судьи, не имеется.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом апелляционной инстанции, как указывалось выше, не установлено.

В соответствии с п.1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (главы 39), суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу, вправе оставить решение суда первой инстанции, без изменения, апелляционную жалобу, без удовлетворения.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

    Решение мирового судьи судебного участка № 3 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 27.06.2023, оставить без изменения, апелляционную жалобу Масленникова Б.С., - без удовлетворения.

    Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья                                         Н.Н. Мочалова

11-130/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Масленников Борис Семенович
Ответчики
АО "ЭнергосбыТ Плюс"
Другие
РЭК Свердловской области
Шведский Олег Николаевич
Курдюкова Юлия Андреевна
Суд
Верхнепышминский городской суд Свердловской области
Судья
Мочалова Надежда Николаевна
Дело на сайте суда
verhnepyshminsky--svd.sudrf.ru
16.10.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
17.10.2023Передача материалов дела судье
18.10.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
11.12.2023Судебное заседание
11.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2024Дело оформлено
13.03.2024Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее