Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-397/2023 ~ М-354/2023 от 17.10.2023

                            УИД 24RS0026-01-2023-000459-57

                            Дело № 2-397/2023

                                    

                 Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

12 декабря 2023 года                            с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

при секретаре Чернышовой Г.А.,

с участием прокурора Логуновой В.Л.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района Красноярского края к администрации Сагайского сельсовета Каратузского района о возложении обязанности по расчету вероятного вреда при аварии гидротехнического сооружения,

                У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Каратузского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Сагайского сельсовета, указав следующее.

Муниципальное образование Сагайский сельсовет Каратузского района является собственником гидротехнического сооружения-пруда на реке Каратюга, расположенного севернее с. Сагайское.

В нарушение требований ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» администрацией Сагайского сельсовета не произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

В связи с выявленным нарушением, 25.07.2023 г. в адрес главы Сагайского сельсовета внесено представление об устранении данных нарушений закона. Однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Ссылаясь на данные обстоятельства, просит возложить на администрацию Сагайского сельсовета Каратузского района обязанность в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения-пруда на реке Каратюга Каратузского района Красноярского края.

В судебном заседании прокурор Логунова В. Л. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика- администрации Сагайского сельсовета Каратузского района, в судебное заседание не явился, предоставив письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Признав, в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, возможным рассмотрение данного дела при имеющейся явке лиц, исследовав материала дела, заслушав объяснения прокурора, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 1 ст. 209, ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

Статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений и осуществление ее государственной экспертизы определяет Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 N 1892.

Разработке декларации безопасности предшествует расчет вероятного вреда, произведенный в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 N 1596, по результатам которого и решается вопрос о необходимости разработки такой декларации.

Указанные Правила устанавливают порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Согласно п. 2 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

При наличии у собственника гидротехнического сооружения или у эксплуатирующей организации 2 и более гидротехнических сооружений величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из наибольшего значения вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии одного из гидротехнических сооружений.

В силу требований п. 3 Правил расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 года N 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.

Из приведенных норм следует, что проведение расчета вероятного вреда необходимо для отнесения гидротехнического сооружения к объектам, на которые распространяется сфера действия Федерального закона N 117-ФЗ.

Пунктом 5 Правил установлено, что величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представленного ему владельцем гидротехнического сооружения расчета вероятного вреда, произведенного и согласованного в соответствии с положениями настоящих Правил и являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Каратузского района Красноярского края проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера в администрации МО Сагайский сельсовет Каратузского района Красноярского края.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрация Сагайского сельсовета Каратузского района является собственником гидротехнического сооружения-пруда общей площадью 415368 кв.м. с местоположением: Красноярский край, Каратузский район, пруд в 100 м от северо-западной границы с. Сагайское. Право зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 16.01.2014 г. ( л.д. 30)

Эксплуатирующей организации указанное ГТС не имеет.

При этом администрацией Сагайского сельсовета расчет вероятного вреда для гидротехнических сооружений не произведен, с уполномоченным органом соответственно не согласован, что подтверждается материалами дела-справкой по итогам обследования гидротехнического сооружения ( л.д. 31-34). В связи с чем дальнейшая эксплуатация гидротехнического сооружения, в отсутствие согласованного расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, нарушает права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, так как отсутствие расчета не позволяет определить существенность вреда, который может быть причинен окружающей среде, жизни и здоровью граждан и их имуществу, а также делает невозможным определение финансового обеспечения ответственности собственника гидротехнического сооружения, что, в случае аварии, приведет к невозможности своевременного и полного возмещения причиненного ущерба.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Указанные мероприятия осуществляются, в том числе при эксплуатации ГТС.

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что в связи с бездействием ответчика, связанного с непринятием мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, имеется угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении на администрацию муниципального образования «Сагайский сельсовет», как собственника ГТС, обязанности произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии.

Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из требований разумности и сбалансированности интересов сторон и полагает, что предложенный прокурором трехмесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу отвечает данным критериям.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

                Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Каратузского района Красноярского края удовлетворить.

Возложить на администрацию Сагайского сельсовета Каратузского района обязанность, в течение трех месяцев со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу, произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения- пруда на реке Каратюга, расположенного в 100 м от северо-западной границы с. Сагайское Каратузского района Красноярского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий                    Т.В.Криндаль

2-397/2023 ~ М-354/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Каратузского района
Ответчики
Администрация Сагайского сельсовета
Суд
Каратузский районный суд Красноярского края
Судья
Криндаль Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
karatuz--krk.sudrf.ru
17.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2023Передача материалов судье
18.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее