РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
09.11.2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Дементьевой Т.Г.,
с участием прокурора Колчиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2048/2022 по административному исковому заявлению Морозова Павла Ивановича к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Морозов П.И. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10 2020 года № 2014 в части включения в него под пунктом № 25916 нежилого помещения с кадастровым номером №
Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером № не отвечающее критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не является административно-деловым или торговым центром. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кияйкин А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что поскольку нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, министерство включило спорный объект исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан вышеуказанный приказ, которым утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.
Факт включения нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101157:1939 в данный Перечень подтверждается текстом нормативного правового акта и сторонами по существу не оспаривается.
Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 издан в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован на официальном сайте министерства и в газете "Волжская коммуна" № 171(30955) от 21.10.2020.
По мотивам отсутствия полномочий у Министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Морозову П.И. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0916002:710 площадью 169,2 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский, ул. Гагарина, д. 151.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение и наименование – нежилое помещение.
В техническом паспорте нежилого помещения отражено, что в нем располагаются нежилые помещения, подсобные, коридоры, санузел.
Нежилое помещение располагается в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером № которое располагается на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0916002:508 с видом разрешенного использования: фактически занимаемый земельный участок жилым домом ( многоэтажная застройка).
Мероприятия по определению фактического использования нежилого помещения на момент принятия Перечней на 2021 годы административным ответчиком не проводились.
Суду представлены договор аренды части нежилого помещения площадью 107,4 кв.м, заключенный 01.09.2020 между Морозовым П.И. и обществом с ограниченной ответственностью «Машинери».
Основным видом деятельности обществом с ограниченной ответственностью «Машинери» являлась общая врачебная практика, и в указанном помещении располагался медицинский центр.
ООО «Машинери» исключено из ЕГРЮЛ 16 февраля 2021 года.
С 22 мая 2021 года часть нежилого помещения используется ООО «Интернет решения» на основании договора аренды от 22.05.2021 № ОД-ТДА 6512/21 для организации пункта выдачи заказов, остальная часть помещений не используется.
Доводы административного ответчика о том, объект недвижимости включен в Перечни в связи с тем, что нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, что подтверждается, в том числе сведениями, размещенными на официальном сайте «2gis.ru/samara» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств, подтверждающих факт использования в нежилом помещении более 20 % помещений в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, административный ответчик не предоставил.
Кроме того Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает "сеть Интернет" в числе источников информации о предназначении, наименовании и использовании объектов недвижимого имущества, в отношении которых административным органом решается вопрос о включении их в Перечни объектов недвижимого имущества в целях налогообложения исходя из их кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, учитывая, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу о том, что оснований для включения спорного нежилого здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества не имелось.
Поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако министерством относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, не представлено, не содержится их и в материалах дела, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание ее недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208- 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Морозова Павла Ивановича удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10 2020 года № 2014 в части включения в него под пунктом № 25916 нежилого помещения с кадастровым номером №.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.11.2022.