Дело № 2-3644/2023
УИД 70RS0001-01-2023-004437-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Куц Е.В.,
при секретаре Галицкой С.В.,
с участием представителя истца Заплатиной Е.А., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Окладниковой Д.Д. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
Окладникова Д.Д. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить ей на условиях договора найма специализированных жилых помещений, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
В обоснование иска указано, что Окладникова Д.Д. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск». Согласно решению Томского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ мать – ФИО4 и отец – ФИО5 лишены родительских прав. На основании распоряжения главы администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение не предоставлено, что нарушает ее конституционные и жилищные права.
Истец Окладникова Д.Д., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, избрав форму процессуального участия через представителя.
Представитель истца Заплатина Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска, третьего лица Администрация Томской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили отзывы на исковое заявление, в которых просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска в своем отзыве полагала иск не подлежащим удовлетворению, указывая, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов российской Федерации. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями. Обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей и оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти Томской области, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Администрация Города Томска надлежащим образом исполнила обязанность по предоставлению в уполномоченный орган исполнительной власти Томской области необходимой информации для выполнения переданных государственных полномочий. Администрация Города Томска не несет ответственность за неисполнение переданных ей государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в рамках предоставленной субвенции. Кроме того, на основании положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществление закупок невозможно без стадии планирования, приобретение же жилого помещения для истца не включено в график закупок, свободных жилых помещений в распоряжении ответчика не имеется. В случае удовлетворении исковых требований просила отсрочить исполнение решения суда на 6 месяцев для осуществления всех мероприятий, предусмотренных законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд.
В представленном отзыве администрация Томской области полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения выборочно определенному гражданину. Внеочередное предоставление истцу жилого помещения может повлечь нарушение прав иных лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Обращает внимание, что приобретение жилья для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» требует значительных временных затрат, в связи с чем просит предоставить отсрочку исполнения решения суда на основании ст. 203 ГПК РФ.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика и третьего лица.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно свидетельству о рождении № № Окладникова Д.Д., родилась ДД.ММ.ГГГГ; отцом указан – ФИО5, матерью – ФИО6
Решением Томского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ родители Окладниковой Д.Д. - ФИО6, ФИО5 лишены родительских прав.
Таким образом, Окладникова Д.Д. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, и соответственно относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая по существу требование Окладниковой Д.Д. о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений п. 1, 7, 8 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28 -ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», согласно которой указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
В соответствии с п. 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками муниципальных районов, городских округов (пункт 4.1 Порядка).
Согласно ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Таким образом, администрация Города Томска наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно является надлежащим ответчиком по иску.
Распоряжением администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».
До настоящего времени Окладникова Д.Д. жильем на территории муниципального образования «Город Томск» не обеспечена.
Таким образом, поскольку Окладникова Д.Д. не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что он имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решением Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 кв. м для одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, поскольку Окладникова Д.Д. не обеспечена жильем и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, суд считает возможным удовлетворить исковое требование о возложении обязанности предоставить ей на условиях договора найма специализированных жилых помещений, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
Способ защиты своих прав избирается истцом самостоятельно, и не может быть ограничен временным периодом включения в Список на предоставление жилого помещения, поскольку очередность предоставления жилого помещения, исходя из времени включения в Список, установлена для реализации указанными лицами своих прав, и, соответственно исполнения соответствующей обязанности органом местного самоуправления во внесудебном порядке, и нахождение иных лиц в данном порядке не нарушает их прав на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и не снимает данной обязанности с органа местного самоуправления.
В связи с чем, доводы представителя Администрации Томской области о нарушении судом очередности предоставления жилого помещения при удовлетворении иска не принимаются.
Доводы ответчика о том, что Томская область ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по финансированию переданных ею государственных полномочий, а администрация города Томска несет ответственность за неисполнение переданных ей государственных полномочий лишь в рамках предоставленной субвенции, суд не принимает в силу следующего.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. Таким образом, действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Установленный законом Томской области порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Ходатайство ответчика, а также третьего лица о необходимости отсрочки исполнения решения суда, в случае удовлетворения исковых требований, на шесть месяцев, отклоняется судом ввиду непредставления стороной ответчика доказательств, подтверждающих его обоснованность.
Часть 2 ст. 206 ГПК РФ предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
Вместе с тем эти особенности сами по себе не могут ставить под сомнение принцип обязательности исполнения судебных постановлений и не должны приводить к нарушению прав истца.
Суду никаких доказательств, свидетельствующих о необходимости установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения и невозможности его предоставления сразу после вступления решения суда в законную силу в соответствии с положениями ст. 56 - 57 ГПК РФ представлено не было.
С момента обращения Окладниковой Д.Д. с заявлением о включении в списки на получение жилья, у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения. Таким образом, оснований для предоставления отсрочки исполнения данного решения суд не усматривает. При этом ответчик не лишен права в дальнейшем повторно обратиться с подобным заявлением в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ №) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33,0 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░: