28RS0002-02-2022-002702-60
Дело №7-64/2023
Р Е Ш Е Н И Е
09 февраля 2023 года город Благовещенск
Судья Амурского областного суда Михайленко В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по г. Белогорску и Белогорскому району УФССП России по Амурской области Репиной С.В. на решение судьи Белогорского городского суда от 07 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации Белогорского муниципального округа,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по г. Белогорск и Белогорскому району УФССП России по Амурской области Репиной С.В. №8420/22/28002-АП от 11 октября 2022 года администрация Белогорского муниципального округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Белогорского городского суда от 07 декабря 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заместитель начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по г. Белогорск и Белогорскому району УФССП России по Амурской области Репина С.В. обратилась в Амурский областной суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что судьей Белогорского городского суда неправильно установлены фактические обстоятельства дела, ненадлежащим образом оценены доказательства административного материала, в результате чего по делу принято незаконное и необоснованное решение. Администрацией г. Белогорска не были исполнены требования неимущественного характера по исполнительному производству <номер> в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Поскольку органом местного самоуправления в целях исполнения требований исполнительного документа не были приняты своевременные, необходимые и достаточные меры, должностным лицом МОСП по г. Белогорску и Белогорскому району вынесено постановление о привлечении должника к административной ответственности. Порядок привлечения администрации к административной ответственности соблюден, виновность юридического лица подтверждена совокупностью собранных доказательств. Объективных препятствий в исполнении судебного решения у должника не имелось. Чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и иные непредвиденные, непреодолимые препятствия в исполнении требований судебного акта при рассмотрении дела не установлены. Должником, кроме предоставления копий заявлений об отсрочке исполнения решения суда, поданных в Белогорский городской суд, копий протоколов о признании электронных аукционов по приобретению жилых помещений несостоявшимися в ОСП по г. Белогорску и Белогорскому району не предоставлялось, каких-либо мер, направленных на исполнение решения суда должником более не предпринималось. При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления о назначении административного наказания и прекращения производства по делу не имелось.
На основании изложенного просит решение судьи Белогорского городского суда от 07 декабря 2022 года отменить.
Участвующие в деле лица и представитель МОСП по г. Белогорску и Белогорскому району, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились. Администрация Белогорского муниципального округа ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствии. В соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании решения Белогорского городского суда от 11 ноября 2020 года на администрацию Белогорского района возложена обязанность предоставить Ф.И.О.1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории с. Васильевка Белогорского района Амурской области, общей площадью не менее 30 квадратных метров.
21 мая 2021 года в отношении администрации Белогорского района Амурской области судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство <номер>.
На основании определения Белогорского городского суда от 23 июля 2021 года произведена замена должника администрации Белогорского района Амурской области на администрацию Белогорского муниципального округа.
06 апреля 2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Белогорску и Белогорскому району вынесено постановление о наложении штрафа, которым администрация Белогорского муниципального округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Решением судьи Белогорского городского суда от 27 мая 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
12 июля 2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Белогорску и Белогорскому району вынесено постановление о наложении штрафа, которым администрация Белогорского муниципального округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Решением судьи Белогорского городского суда от 25 августа 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
25 августа 2022 года администрации Белогорского муниципального округа вручено требование от 24 августа 2022 года об исполнении решения суда в срок до 26 сентября 2022 года.
В указанный срок решение суда не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении юридического лица – администрации Белогорского муниципального округа дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья Белогорского городского суда исходил из того, что администрацией Белогорского муниципального округа приняты все возможные меры в рамках имеющихся полномочий для исполнения решения Белогорского городского суда Амурской области, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, обусловлено невозможностью приобретения жилого помещения в связи с признанием аукционов на приобретение жилых помещений для граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несостоявшимися ввиду отсутствия заявок от потенциальных продавцов жилых помещений, в связи с чем судья Белогорского городского суда пришел к выводу о том, что в действиях администрации Белогорского муниципального округа отсутствует состав административного правонарушения в виду того, что препятствия к исполнению требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок не могли быть устранены исключительно действиями администрации.
Вместе с тем, с указанными выводами судьи согласиться нельзя ввиду следующего.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам вышеуказанной категории органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 4 и 10 части 1 ст.5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Амурской области №472-ОЗ) органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, а также по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 42 настоящего Закона в части: приема документов, необходимых для определения права на получение социальной выплаты, и их рассмотрения; принятия решений о наличии либо отсутствии у заявителя права на получение социальной выплаты; формирования (актуализации) списка заявителей, претендующих на получение социальной выплаты; выдачи сертификатов; приема документов, необходимых для получения социальной выплаты.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета (ч. 2 ст.5 указанного закона).
В соответствии со ст.5.1 Закона Амурской области №472-ОЗ при исполнении указанных полномочий органы местного самоуправления вправе: дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования области; предоставлять жилые помещения лицам, указанным в статье 4 настоящего Закона, из муниципального жилищного фонда с последующей компенсацией в соответствии с частью 5 статьи 5 настоящего Закона стоимости таких жилых помещений за счет субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона (часть 1 указанной нормы закона).
При этом на них возложена обязанность исполнять полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области; обеспечивать целевое и эффективное использование средств, предоставленных на осуществление полномочий; обеспечивать реализацию прав граждан в соответствии с настоящим Законом; перечислять средства областного бюджета в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области; представлять уполномоченному органу сведения о потребности в средствах областного бюджета на осуществление полномочий (ч.2 ст.5.1 Закона Амурской области № 472-ОЗ).
Постановлением главы муниципального образования Белогорского района от 19 октября 2009 года №311 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ приведенных правовых норм в их совокупности свидетельствует о том, что органы местного самоуправления, осуществляя государственные полномочия по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны представлять уполномоченному органу сведения о потребности в средствах областного бюджета, при этом муниципальные органы не лишены возможности приобретения благоустроенного жилого помещения за счёт собственных финансовых ресурсов, либо обеспечения лиц из указанной категории граждан жилыми помещениями, входящими в жилой фонд муниципального образования.
Вместе с тем в материалах дела сведений об исполнении администрацией муниципального округа обязанности по предоставлению в уполномоченный орган исполнительной власти Амурской области данных о финансовых потребностях и обосновании их размеров, не имеется; документы, подтверждающие невозможность предоставления Ф.И.О.1 жилого помещения за счет финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления не представлены.
То обстоятельство, что администрацией Белогорского муниципального округа проводились электронные аукционы на заключение контрактов по приобретению жилого помещения, которые не состоялись ввиду отсутствия заявок, не свидетельствует о том, что данные меры приняты в рамках исполнения требований по возбужденному 21 мая 2021 года исполнительному производству <номер>, поскольку соответствующие сведения в аукционной документации, имеющиеся в материалах дела, не содержатся, а также не свидетельствует о надлежащем исполнении решения суда.
В рамках указанного исполнительного производства доказательств, подтверждающих объективное существование уважительных причин неисполнения исполнительного документа, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в требовании, полученном юридическим лицом 25 августа 2022 года, в материалах дела отсутствует.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении администрации Белогорского муниципального округа на дату 27 сентября 2022 года также не предоставлено доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.
При таких обстоятельствах решение судьи Белогорского городского суда от 07 декабря 2022 года не может быть признано отвечающим требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11, 30.7 КоАП РФ и подлежит отмене, материалы дела подлежат возвращению на новое рассмотрение в Белогорский городской суд Амурской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
решение судьи Белогорского городского суда от 07 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации Белогорского муниципального округа отменить.
Дело возвратить в Белогорский городской суд Амурской области на новое рассмотрение.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12 – 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).
Судья Амурского
областного суда В.Г. Михайленко