УИД 11RS0001-01-2022-002234-52 Дело №12-1124/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывкарского городского суда Прилепова Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2022 года в г.Сыктывкар жалобу Непраш Татьяны Владимировны на постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми 24 января 2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.7 ч.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 24.01.2022, Непраш Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.7 ч. 2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с жалобой, Непраш Т.В. обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить постановление, прекратить производство по делу.
В судебное заседание Непраш Т.В. и Перевозский Н.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Административный орган, извещенный надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные названным кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Компонентами природной среды согласно статье 1 названного закона признаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Пунктом 2 статьи 51 Закона №7-ФЗ установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования для строительства индивидуального жилого дома с 26.12.2019 находился на праве аренды у Непраш Т.В., с ** ** ** принадлежит Непраш Т.В. на праве собственности.
Основанием для привлечения Непраш Т.В. к административной ответственности по вышеприведенной статье явилось нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, согласно которым в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия
Нарушение приведенных положений закона выразилось в следующем: 12.11.2021 в ходе проведения выездного обследования склона второй надпойменной террасы р. ... в районе земельных участков ... и ... выявлено, что на территории, прилегающей к земельному участку ... с восточной стороны зафиксированы навалы грунта, боя бетонных и железобетонных изделий, древесных отходов, ветвей, сучьев, пней от раскорчевки деревьев; с северной стороны территория, прилегающая к данному земельному участку, отсыпана грунтом, ломом бетона и железобетона, древесными отходами.
По данным публичной кадастровой карты, выявленные в ходе проведенного обследования отходы производства и потребления находятся за пределами земельного участка ..., расположены в кадастровом квартале ... на неотмежеванных земельных участках, прилегающих с восточной и северной сторон к границам земельного участка ....
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении Непраш Т.В. постановления от 24.01.2022 № ... о привлечении к административной ответственности, предусмотренного части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Субъектом правонарушения по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и осуществлять обязательные мероприятия - собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков): граждане, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона данного правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
Для квалификации правонарушения по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить субъект административного правонарушения, который своими действиями (бездействием) не выполнил установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению земель.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По смыслу приведенного Кодекса, доказательства по делу об административном правонарушении не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совокупности.
Как следует из вышеприведенных доказательств, полученных в ходе проведенного административного расследования и представленных в материалы дела, а именно карт-схем, истребованных на основании определения № ... из ГБУ РК «...», с высоким разрешением космических снимков земельного участка с кадастровым номером ... и смежных с ними участков с наложением космических снимков сервиса ... с нанесением границ водоохраной зоны р. ... и точек с координатами ... и ... за периоды с 12 декабря 2018 года по 27 февраля 2020 года и с 28 февраля 2020 года по 12 ноября 2021 года, анализа изменений на поверхности Земли в районе вышеуказанного земельного участка и смежных с ними участков за период с 12 ноября 2018 года по 12 ноября 2021 года, по космоснимкам от 28 июня 2018 года и 31 мая 2019 года изменений вокруг земельного участка не зафиксировано, однако по снимкам за период с 28 февраля 2020 года по 12 ноября 2021 года обнаружены изменения.
Так, согласно космоснимку от 07.06.2020 севернее земельного участка с кадастровым номером ... началась отсыпка склона, площадь достигает примерно ... кв.м., к восточной стороны замечен небольшой навал породы, площадью ... кв.м., В пределах самого земельного участка и западнее произведены работы по выравниванию территории. Общая площадь выровненной территории ... кв.м. У восточной границы расположено прямоугольное дощатое сооружение.
На снимке от 08.08.2020 изменений в сравнении с 07.06.2020 не обнаружено. В пределах участка № ... выделяются похожие на строительные отходы области (идет процесс строительства дома).
Ближайший к текущему времени снимок датируется 21.04.2021, на котором выделено две области, где возможно размещение отходов. Первая область охватывает склон рядом с участком № ... (дом внутри участка достроен) - от т. 1 (...) до дощатого сооружения, где отсыпанный грунт перемешан с бытовыми отходами, на что указывает рисунок изображения - мелкая мозаичная зернистость. Общая площадь составляет ... кв.м. (складывается из двух площадей ... кв.м. и ... кв.м. - последняя появилась только на этом снимке). Вторая область (насыпанный грунт) простирается до границы земельного участка № ... и складывается из участка площадью ... кв.м. (выделенного в июне 2020 г.) и примыкающих к нему участков площадями ... кв.м., ... кв.м. и ... кв.м., выделенных по этому снимку. Суммарная площадь ... кв.м. Внутри второй области можно выделить участок наиболее вероятного размещения отходов - своими очертаниями и рисунком он напоминает небольшое нагромождение на склоне, вполне вероятно, что такой эффект может достигаться не только за счет размещения отходов, но и из-за снежного покрова. Площадь участка ... кв.м.
Из протокола об административном правонарушении от 17.01.2022 № ... следует, что согласно данных космической съемки ГБУ РК «...» зафиксирована отсыпка склона, а также увеличение площади покрытой грунтом территории, в связи с чем, Непраш Т.В. фактически осуществлялось занятие неотмежеванных земельных участков, прилегающих с северной и восточной границ к земельному участку ..., то есть приводило к их использованию, а равно допущению со стороны Непраш Т.В. размещения грунта, загрязненного отходами производства и потребления как в пределах земельного участка ..., так и за его пределами, на прилегающих территориях к данному земельному участку с восточной и северной стороны, в связи с чем ей вменено нарушение пункта 2 части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Непраш Т.В., допущено размещение загрязнённого отходами грунта на территории земельного участка ..., а также на прилегающей территории, тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: заданием № ... на проведение выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом от 11.11.2021, протоколом осмотра от 12.11.2021 № ..., фотоматериалами, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.11.2021 № ..., протоколом опроса свидетеля от 13.12.2021, протоколом об административном правонарушении от 17.01.2022 № ..., и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вывод административного органа о наличии в деянии привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной статьей 8.7 ч.2 КоАП РФ и соразмерно целям административного наказания и направлено на предупреждение совершения новых правонарушений (ст.3.1 КоАП РФ).
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу п.2-5 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми 24 января 2022 № 208-3/8.7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.7 ч. 2 КоАП РФ, в отношении Непраш Татьяны Владимировны оставить без изменения, жалобу Непраш Татьяны Владимировны - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения копии решения.
Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Коми.
Судья Н.Н. Прилепова