38RS0017-01-2022-000083-35
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2022 г. г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Рычковой Н.С., при секретаре судебного заседания Землянко И.О., с участием истца Марченко О.В., представителя истца по устному заявлению Малиновской М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-201/2022 по иску Марченко Ольги Владимировны к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на социальную выплату, возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
в обоснование заявленных требований истец сослался на следующие обстоятельства. Марченко О.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, г, Нижнеудинск, <адрес обезличен>. дата обезличена вышеуказанный дом попал в зону затопления. Истец обратилась к ответчику с заявлением об обследовании жилого дома, и согласно акту межведомственной комиссии от октября 2019г. он находится в работоспособном состоянии, пригоден для дальнейшего проживания, а согласно заключению межведомственной комиссии об обследовании <адрес обезличен> от дата обезличена подлежит капитальному ремонту. Решением Нижнеудинского городского суда от дата обезличена вышеуказанные акты и заключения были отменены. На основании письменного заявления истец обратилась к третьему лицу о проведении повторного обследования межведомственной комиссией. дата обезличена межведомственной комиссией было проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, по результатам рассмотренных документов: решение Нижнеудинского городского суда от дата обезличена. На основании акта обследования помещения номер обезличен от дата обезличена заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. номер обезличен. В ходе обследования жилого помещения, истцу как собственнику было сказано, что помещение непригодно для проживания и подлежит сносу вследствие паводка, произошедшего в июне 2019 года. После получения на руки акта и заключения от дата обезличена номер обезличен Марченко О.В. обратилась с заявлением в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома. дата обезличена номер обезличен ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» рассмотрев заявление истца, направило ответ, в котором по информации администрации Нижнеудинского муниципального образования на межведомственный запрос учреждения, комиссия не установила причинно-следственную связь между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 года и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания. К тому же межведомственной комиссией указаны основные дефекты здания, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Межведомственная комиссия ссылается на то, что ухудшение технического состояния жилого дома вызвано, в том числе бездействием собственника и невыполнением своевременно требуемых работ по капительному ремонту здания.
Истец Марченко О.В. просит суд признать незаконным отказ областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» от дата обезличена номер обезличен в принятии решения о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской <адрес обезличен> в июне-июле 2019 года жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>;
признать за Марченко О.В., дата обезличена года рождения, уроженкой <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен> право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения;
обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» принять решение о выдаче Марченко О.В. свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
обязать министерство социального развития, опеки и попечительство Иркутской <адрес обезличен> выдать свидетельство, удостоверяющие право Марченко О.В. на получение социальной выплаты в связи с утратой жилого помещения, исходя из норматива <данные изъяты> на одиноко проживающего человека.
Определением суда дата обезличена к участию в деле в качестве третьего лица привлечено министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В судебном заседании истец Марченко О.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснили, что в спорном жилом доме она не проживала, но постоянно за ним следила, несмотря на то, что дом и ранее промерзал, утрачен он был в результате паводка, так как в доме была вода. Спорный жилой дом расположен недалеко от болота, но несмотря на это вода в него пришла из реки, а не из болота.
В судебном заседании представитель истца Малиновской М.Г., действующая на основании устного заявления, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что за домом истец следила, хоть и не проживала в нем, пользовалась огородом. Сведений о том, что он был непригоден для проживания до произошедшего наводнения в дело не представлено, заключение межведомственной комиссии о его непригодности не оспорено.
В судебное заседание ответчик ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» в лице представителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, просили гражданское дело рассмотреть в их отсутствие, о чем представили письменное заявление.
В судебное заседание ответчик министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в лице представителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ранее представляли возражения на исковое заявление, в которых просили в удовлетворении исковых требований Марченко О.В. отказать по причине законности отказа ОГКУ.
В судебное заседание третье лицо администрация Нижнеудинского муниципального образования в лице своего представителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ранее представляли в материалы дела заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседание третье лицо министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в лице своего представителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, сведений о причинах неявки не представили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июля 2019 г. № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее- Положение), которое устанавливает порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее соответственно - граждане, чрезвычайная ситуация, утраченное жилое помещение, социальная выплата). Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.
Пунктом 1 упомянутого постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп, установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Согласно п. 6 Положения предоставление социальной выплаты осуществляется, в том числе, гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с и. 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 июня 2019 г. № 934 был введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, решением Нижнеудинского городского суда от 11 декабря 2020 г. признаны незаконными заключение межведомственной комиссии от октября 2019 г. о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, принадлежащего истцу Марченко Л.В. подлежащим капитальному ремонту и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен в части признания данного дома подлежащим капитальному ремонту.
Согласно акту обследования <адрес обезличен> от дата обезличена, межведомственная комиссия пришла к выводу о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, не пригодным для проживания.
В графе акта «краткое описание состояние жилого помещения, инженерных систем здания, оборудования и механизмов и прилегающей к зданию территории» указано, что жилое помещение находится в границах чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период 2019 года, однако на момент обследования признаков паводка не выявлено, в связи с чем, определить причинно-следственную связь между паводком, произошедшим в 2019 году и имеющимися дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания, межведомственной комиссии не представляется возможным.
Далее, в графе акта «сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия» указано, что ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания и эксплуатационных характеристик, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Ухудшение технического состояния дома вызвано в том числе бездействием собственника и невыполнением своевременно требуемых работ по капитальному ремонту здания.
Заключением межведомственной комиссии от дата обезличена, со ссылкой на акт межведомственной комиссии, составленный по результатам обследования, выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, не пригодным для проживания.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен жилой дом по адресу: <адрес обезличен> (п. 1.3.) признан не пригодным для проживания.
Согласно материалам дела, хранящегося в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» по заявлению Марченко О.В. о предоставлении соответствующей социальной выплаты, дата обезличена она с вышеуказанными ненормативными правовыми актами обратилась в учреждение с заявлением о принятии решения о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома.
После обращения Марченко О.В. учреждение в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен, а также подп. 1, 2, 7 п. 16 положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп, дата обезличена обратилось в орган местного самоуправления с запросом о предоставлении сведений о нахождении жилого помещения в границах зоны чрезвычайной ситуации, о признании жилого помещения утраченным.
Согласно информации главы Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена жилое помещение находится в зоне чрезвычайной ситуации, определенной на основании постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен, признано непригодным для проживания, однако определить причинно-следственную связь между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 г. и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания межведомственной комиссией не представляется возможным.
На основании полученной информации и ввиду отсутствия у Марченко О.В. иных доказательств, достоверно подтверждающих наличие прямой причинно-следственной связи между непригодностью дома для проживания и воздействием паводка, дата обезличена г. учреждением издан приказ об отказе Марченко О.В. в принятии решения о выдаче соответствующего свидетельства в соответствии с подп. 1, 4 п. 18 положения, утвержденного постановлением правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп.
Правовая природа меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретения жилья, взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской <адрес обезличен> летом 2019 года направлена на оказания помощи лицам, лишившимся пригодных для постоянно проживания жилых помещений в виду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно.
В силу вышеизложенных правовых норм единственным основанием для получения социальной выплаты является наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле 2019 года в Иркутской <адрес обезличен>.
По ходатайству стороны истца на основании определения Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена по делу назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы, производство которой было поручено экспертам Союза Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, на руководителя учреждения возложена обязанность предупредить экспертов об уголовной ответственности за дачу ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с положениями статьи 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Суд может отвергнуть заключение экспертизы в том случае, если это заключение явно находится в противоречии с остальными доказательствами по делу, которые бы, каждое в отдельности и все они в своей совокупности, бесспорно подтверждали бы наличие обстоятельств, не установленных экспертным заключением, противоречащих ему. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Из заключения проведенной по делу судебной экспертизы (заключение экспертов номер обезличен от дата обезличена) следует, что в ходе проведения дата обезличена визуального и инструментального исследования были выявлены следующие дефекты и повреждения объекта экспертизы, связать которые напрямую с последствиями паводка не представляется возможным.
Дефекты и повреждения, полученные в результате жизнедеятельности исследуемого объекта: сгнившая доска обшивки дома с главного фасада слева от входа на территорию усадьбы, по причине неорганизованного водостока; сырая завалинка и плесень не венцах, идущих от завалинки с сужением к верху, что напрямую связано с наличием близкорасположенных грунтовых вод; белый налет на стенках подполья – выступление солей; гниение досок пола и образование плесени связано с незначительным количеством продухов и повышенной влажностью подполья. Подтверждение того, что гниение досок пола не связано с паводком является степень гниения и разрушения; на штукатурке стен наблюдаются трещины, при этом в ходе обследования было выявлено, что в этих местах ранее проводились ремонтные работы по заделке трещин; в месте примыкания наличников к стене зафиксированы трещины, образовавшиеся вследствие подвижки конструкций относительно друг друга; провисание в месте сопряжения листов ДВП на потолке, образовавшиеся в результате протекания крыши – были зафиксированы трещины шифера, а также просветы в месте примыкания листов шифера в коньке.
Дефекты и повреждения, полученные в результате паводка: выявленные дефекты и повреждения в ходе проведения обследования объекта экспертизы связать напрямую с последствиями паводка не представляется возможным, ввиду того, что основными последствиями паводка является повышенная влажность, образование плесени и грибка, а впоследствии гниение конструкций, что и так наблюдается в исследуемом объекте по причине близкорасположенных грунтовых вод.
Исходя из характера и объема выявленных в ходе проведения визуального и инструментального исследования дата обезличена дефектов и повреждений следует вывод, что ухудшение технического состояния исследуемого объекта произошло в результате жизнедеятельности исследуемого объекта, а именно по причине близкорасположенных грунтовых вод и ненадлежащего ухода за объектом исследования. С большей долей вероятности по этой же причине собственником был произведен ремонт 15 лет тому назад (а именно в 2007 году, что составляет 8 лет с момента возведения исследуемого объекта и ввода его в эксплуатацию (1999 г.): включающий в себя смену стоек и балок пола в подполье, а также замену досок пола.
Исходя из характера и объема выявленных в ходе проведения визуального и инструментального исследования дата обезличена дефектов и повреждений следует вывод, что ухудшение технического состояния исследуемого объекта произошло в результате жизнедеятельности исследуемого объекта, а именно по причине близкорасположенных грунтовых вод и ненадлежащего ухода за объектом исследования.
Суд принимает заключение судебной строительно-технической экспертизы номер обезличен от дата обезличена в качестве допустимого и достоверного доказательства, поскольку оно отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, составлено экспертами, имеющими соответствующее образование, необходимое для данного рода исследований, предупрежденными об ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержит ссылки на нормативную и техническую документацию, нормативные правовые акты, используемые при проведении экспертизы. Исследовательская часть заключения содержит подробное описание рассуждений экспертов, выводы экспертов являются мотивированными.
При этом также следует отметить, что выводы судебной экспертизы в части отсутствия причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле 2019 года в Иркутской <адрес обезличен> не противоречат заключению межведомственной комиссии, к исключительной компетенции которой законодательство относит решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Таким образом, факт утраты рассматриваемого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место летом 2019 года на территории Иркутской области не нашел своего подтверждения. Сам факт нахождения объекта в зоне паводка, не означает, что утрата жилья вызвана именно чрезвычайной ситуацией.
Выводы в заключении судебной экспертизы по вопросам о возможности/пригодности дальнейшей эксплуатации спорного дома после полученных повреждений, целесообразности/нецелесообразности проведения ремонта в доме не имеют юридического значения при разрешении данного спора по существу, поскольку как ранее уже было отмечено решение вопроса о пригодности жилого помещения для проживания, о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Заключение межведомственной комиссии от 11.02.2021, выявившей основания для признания спорного жилого дома не пригодным для проживания истцом не оспорено, напротив истец и ее представитель в судебном заседании поясняли, что с заключением межведомственной комиссии согласны, поскольку дом признан непригодным для проживания. Между тем, дом признан непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации собственником, который в силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации несет бремя содержания жилого помещения, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
В удовлетворении ходатайства стороны истца о назначении по делу повторной судебной строительно-технической экспертизы на основании протокольного определения от 29 июля 2022 г. судом отказано.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается, что жилое помещение, принадлежащее истцу признано непригодным для проживания не в связи чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, а признано непригодным для проживания в результате его ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации в целом.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для признания незаконным решения учреждения об отказе в выдаче свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения от 29 октября 2021 г. № 01-02-15031.
Кроме того, следует отметить, что в судебном заседании истец пояснила, что в жилом доме по адресу: <адрес обезличен>, она не проживает, зарегистрирована и проживает по другому адресу: <адрес обезличен>, что промерзание углов в спорном доме было и ранее, что дом всегда был холодным.
Проанализировав указанные доводы истца, исходя из представленных доказательств, суд приходит к выводу, что жилищные права истца и право на меры социальной поддержки ответчиками не нарушены.
Суд при рассмотрении дела оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая вышеизложенные правовые нормы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Марченко О.В. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на социальную выплату, возложении обязанностей в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Марченко О.В. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на социальную выплату, возложении обязанностей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской <адрес обезличен> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Рычкова
В окончательной форме решение изготовлено дата обезличена.