Дело № 12-73/2022
УИД 19RS0003-01-2022-001362-34
РЕШЕНИЕ
21 июля 2022 года г. Саяногорск
Судья Саяногорского городского суда Республики Хакасия А.В. Гусына,
при секретаре В.А. Жибиновой,
рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод» на постановление № о назначении административного наказания от ДАТА руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия по делу об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Защитник акционерного общества «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод» (далее – АО «РУСАЛ САЗ») Мильшин А.Л. обратился в суд с жалобой на постановление № о назначении административного наказания от ДАТА руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия по делу об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ. Мотивируя свои требования тем, что административным органом нарушен порядок привлечения АО «РУСАЛ Саяногорск» к административной ответственности, так как в силу абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение данного дела не относится к подведомственности должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия, так как лицом, привлекаемым к административной ответственности, является юридическое лицо, для которого санкция ст. 6.4 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, которое в силу ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ назначается только судьей. Обратил внимание на то, что в России отсутствуют поставщики и производители требуемых для установки газоанализаторов. По мнению заявителя, нарушение пунктов 4.24, 4.35 СП ДАТА-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» является малозначительным правонарушением. Учитывая характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, отсутствие вреда, тяжести и каких-либо последствий его совершения и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, устранение Обществом нарушений пунктов 4.24. 4.35 СП ДАТА-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» до составления протокола об административном правонарушении, отсутствие отягчающих ответственность юридического лица обстоятельств, совершение Обществом административного правонарушения впервые, считает, что в данном случае, имеет место малозначительность совершенного административного правонарушения. Статья 6.4 КоАП РФ не может применяться в отношении производственных помещений применительно к п. 2.6 СП ДАТА-20, поскольку п. 2.6 СП ДАТА-20 не распространяется на здания производственных корпусов, в котором расположено производственное оборудование, в данном пункте речь идет исключительно о помещениях, которые являются частью здания, при этом здания производственных корпусов не относятся ни к жилым, ни к общественным помещениям. В адрес заявителя вынесено предписание №-СЗ от ДАТА, которое обязывает Общество до ДАТА обеспечить производственный контроль загрязнения веществами с остронаправленным механизмом действия (гидрофторид) в корпусах электролиза, литейный отделениях, на рабочем месте возле печи обжига № производства электродов постоянно в автоматическом режиме. Однако, предписание выносится в случае нарушений законодательства в целях их устранения. При этом, требования, изложенные в предписании, должны быть исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения. Предписание не должно сводиться к формальному предъявлению определенных требований. Таким образом, полагает, что у Общества отсутствовала реальная возможность как соблюдения требований п. 2.6 СП ДАТА-20, так и устранения выявленного нарушения, соответственно, его вина, как неотъемлемый элемент состава административного правонарушения, отсутствует. Просит признать незаконным и отменить постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия Романовой Т.Г. № от ДАТА, которым АО «РУСАЛ Саяногорск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Защитник АО «РУСАЛ САЗ» Мильшин А.Л., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал. Полагал, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным. При этом, должностным лицом не учтено, каким именно образом, должно было быть устранено выявленное нарушение в виде отсутствия газоанализаторов в цехах (параметры, количество и т.д.), с учетом отсутствия данных приборов в продаже. Просил признать незаконным и отменить обжалуемое постановление с учетом остальных доводов жалобы и применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия, действующий на основании доверенности Янченко А.В., полагал, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено законно и обосновано, с учетом выявленных нарушений в ходе проверки.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении Залутский Д.В. в судебном заседании просили оставить оспариваемое постановление без изменений. Дополнительно пояснил, что им проводилась проверка и были выявлены нарушения с учетом требований СП ДАТА-20. При этом, данные правил не содержать указание на количество газоанализаторов, их параметры и т.д. Вопрос относительно имеющейся возможности приобретения данных приборов не выяснялся. Считает, что в объединенную компанию выходят НИИ, которые могут разработать данный газоанализатор для последующей его установки в производственных цехах.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса: вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются, с помощью доказательств по делу - любых фактических данных, которые, в свою очередь устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ст. 26.2 КоАП РФ).
Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании решения о проведении выездной плановой проверки от ДАТА, в отношении АО «РУСАЛ Саяногорск» проведена проверка на предмет соблюдения обязательных требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, а также выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
По результатам указанной проверки, ДАТА составлен акт плановой выездной проверки №, согласно которому выявленные нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия устранены частично: разработан график уборки в производственных зданиях производства электродов и металлоконструкций здания и оборудования литейного отделения №,2 и заключены договора на проведение данной уборки с периодичностью не реже одного раза в три месяца, в том числе в ноябре 2021 года.
Экспертным заключением о несоответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям от ДАТА подтверждены выявленные нарушения, при этом указание на п.2.6 СП ДАТА-20 содержит вывод эксперта – «В программе производственного контроля отсутствует информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами», без указания действий, которые необходимо исполнить для устранения данного правонарушения.
В адрес юридического лица АО «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод» ДАТА вынесено предписание №-СЗ об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства, со сроком исполнения нарушений до ДАТА.
Согласно протоколу № по делу об административном правонарушении от ДАТА, в ходе проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении АО «РУСАЛ Саяногорск», ДАТА по адресу: <адрес>, территория промплощадка, установлено, что юридическое лицо совершило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, а именно: п. 1 ст. 24, п. 2 ст. 25 Федерального закона от ДАТА № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 2.6, п. 4.24, п. 4.35 СП ДАТА-20. Таким образом, АО «РУСАЛ Саяногорск» не приняло своевременных мер к выполнению вышеуказанных норм и правил, т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 КоАП РФ.
Постановлением № о назначении административного наказания от ДАТА вынесенным руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия, АО «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод» признано виновным по ст. 6.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Судья учитывает, что согласно вышеуказанному акту плановой выездной проверки от ДАТА, выявленные нарушения частично устранены, при этом доводы жалобы об отсутствии возможности как соблюдения требований п. 2.6 СП ДАТА-20, так и устранения выявленного нарушения, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, с учетом представленного запроса о разъяснении исполнения предписания от ДАТА №-СЗ.
В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Постановление о привлечении АО «РУСАЛ САЗ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы защитника относительно нарушения правил подведомственности при вынесении постановления, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, с учетом назначенного наказания в виде штрафа.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено АО «РУСАЛ САЗ» в пределах санкции статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера общественной опасности совершенного административного правонарушения, наличия смягчающего административную ответственность обстоятельства и отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.
Назначенное наказание является справедливым и соразмерно содеянному, но при этом, со стороны административного органа не были установлены все обстоятельства, в части вменяемого правонарушения по факту отсутствия газоанализаторов в производственных цехах (п. 2.6 СП ДАТА-20), не установлен вид прибора; необходимое количество приборов исходя из особенностей производственных помещений; в случае неясности, могла быть назначена соответствующая экспертиза, в связи с чем, суд не может согласиться с принятым постановлением в данной части и находит его подлежащим отмене, с возвращении дела на новое рассмотрение в орган, в виду выявленных процессуальных нарушений и наличия процессуального срока для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 6.4 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░. 6.4 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░