Судья Русинов В.В. Дело №
Решение
Судья Верховного Суда У. Республики Соловьев В. А., с участием законного представителя СПО «Общепит» Калабина С.А., представителя У. Р. по УР Антроповой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 27 января 2021 года жалобу СПО «Общепит» на постановление судьи Сарапульского районного суда У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении СПО «Общепит»,
установил:
постановлением судьи Сарапульского районного суда У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ СПО «Общепит» подвергнуто административному штрафу в размере 100 000 рублей.
В жалобах, поданных в Верховный Суд У. Республики, СПО «Общепит» просит отменить постановление судьи, производство по делу об административном правонарушении прекратить, либо заменить назначенное наказание на предупреждение.
В судебном заседании законный представитель СПО «Общепит» доводы поданных жалоб поддержал в полном объеме, ссылаясь на тяжелое материальное положение юридического лица.
Представитель У. Р. с жалобой не согласилась, считая постановление по делу законным.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Из протокола об административном правонарушении следует, что событие административного правонарушения, вмененное СПО «Общепит», имело место при следующих обстоятельствах.
Сарапульское потребительское общество «Общепит» ИНН № место нахождения и юридический адрес: УР, <адрес>, кафе «Флагман» СПО «Общепит» оказывает услуги по общественному питанию.
13.10.2020г. с 10 час. 10 мин. до 10 час.35 мин. по адресу: УР, <адрес> при осмотре торгового зала в кафе «Флагман», принадлежащего Сарапульскому потребительскому обществу «Общепит», проведен опрос руководителя и заведующего производством. При непосредственном обнаружении признаков административного правонарушения установлено, что в кафе не обеспечено проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а именно:
- в обеденном зале кафе в момент проверки находятся посетители, оказываются услуги общественного питания, при этом в обеденном зале кафе отсутствует устройство обеззараживания.
- в кафе анкетирование работников перед началом смены не проводится, журнал анкетирования отсутствует, не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- в журнале здоровья кафе «Флагман» осуществляется запись температуры тела работников перед началом смены, при этом не записана температура тела работницы Тагиевой Ш.И.
- на момент осмотра не достаточный запас перчаток в кафе: на смене находится 7 работников, запас перчаток 3 пары.
СПО «Общепит» вменяется нарушение следующих актов:
- СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
- Методические рекомендации МР 3.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-20 Р. « Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания с учетом эпидемиологической ситуации»
- Распоряжение Г. У. Республики от 18.03.2020г №-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории У. Республики».
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ № № «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приложении к Письму Р. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Рассматривая дело и назначая административное наказание, судья районного суда пришел к выводу о доказанности виновности СПО «Общепит» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ при указанных в протоколе об административном правонарушении обстоятельствах.
Однако с таким выводом в части согласиться нельзя по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Исходя из буквального толкования диспозиции данной нормы, по делу должны быть установлены и доказаны нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
Гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;
В силу ч.2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ - государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" - нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы). На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Таким образом, санитарные правила и гигиенические нормативы, обязанность выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Соответственно Методические рекомендации МР 3.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-20 Р. « Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания с учетом эпидемиологической ситуации», Распоряжение Г. У. Республики от 18.03.2020г №-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории У. Республики», Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ № № «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приложении к Письму Р. от ДД.ММ.ГГГГ № и не являются санитарными правилами (нормами) и гигиеническими нормативами и их не исполнение, не может являться объективной стороной ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В п.6 Письма Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 02/21694-2020-30 "О профилактике новой инфекции для работодателей" разъяснено, что подготовленные Р. методические рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19 для различных отраслей экономики не являются нормативными правовыми актами и носят исключительно рекомендательный характер.
Таким образом, рекомендации, изложенные в методических рекомендациях и письмах Р. по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19, не являются обязательными для исполнения, их неисполнение не может являться административным правонарушением, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Содержание протокола об административном правонарушении с указанием о нарушении юридическим лицом обязанности соблюдать нормы санитарного законодательства, без указания конкретных требований санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, принятых и утвержденных в установленном порядке, не может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" - при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Однако, необходимо согласиться с судьей районного суда в части того, что в бездействии СПО «Общепит» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку отсутствие в обеденном зале кафе устройства для обеззараживания воздуха является нарушением п. 4.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и в условиях режима повышенной готовности ввиду распространения заболевания опасного для жизни и здоровья человека, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Распоряжением Г. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории У. Республики» режим повышенной готовности в У. Республики в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) введен с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, иные вмененные протоколом об административном правонарушении нарушения, подлежат исключению из объема вмененного противоправного деяния, поскольку не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Несогласие заявителя с этими выводами, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления и не является.
Обстоятельств, которые в силу статей 24.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь безусловную отмену постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 6.3 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░;
- ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
- ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░: ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 3 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.