УИД: 61RS0033-01-2023-002219-77
№2-205/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Зерноград 16 января 2024 года
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Дворниковой Т.Б., при секретаре Заболотней Я.О.,
с участием помощника прокурора Кагальницкого района Ростовской области Дзюба А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кагальницкого района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан к Администрации Кагальницкого района, отделу образования администрации Кагальницкого района, МБОУ Новобатайской средней общеобразовательной школе № 9 им. Капитана А.Н. Быкова об обязании провести с использованием современных средств технической диагностики обследование технического состояния здания школы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кагальницкого района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан обратился в суд с иском к Администрации Кагальницкого района, отделу образования администрации Кагальницкого района, МБОУ Новобатайской средней общеобразовательной школе № 9 им. Капитана А.Н. Быкова об обязании провести с использованием современных средств технической диагностики обследование технического состояния здания школы.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой Кагальницкого района проведена проверка в ходе которой установлено следующее. Здание МБОУ, принадлежит данному учреждению на праве оперативного управления с 2011 года, построено и введено в эксплуатацию в 2002г., с момента введения в эксплуатацию здания МБОУ Новобатайской средней общеобразовательной школе № 9 им. Капитана А.Н. Быкова, комплексное обследование технического состояния здания, используемых учреждением, с использованием современных средств технической диагностики не производилось. Представление прокурора от 10.10.2023г. об устранении нарушений требований законодательства об образовании не исполнено. В связи с этим обратились в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Кагальницкого района Ростовской области Дзюба А.А. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Администрация Кагальницкого района, отдел образования администрации Кагальницкого района, МБОУ Новобатайской средней общеобразовательной школе № 9 им. Капитана А.Н. Быкова, извещены заблаговременно о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечили, ходатайств не заявили.
Суд дело рассмотрел в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав пом. прокурора Дзюба А.А., исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляющая содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, касающейся детей, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства, регулирующего деятельность по противодействию терроризму.
Согласно ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Основой контроля технического состояния зданий и сооружений, оценки степени их механической безопасности является стандарт «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (ГОСТ 31937-2011), согласно которому первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой, имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию, в дальнейшем – не реже одного раза в десять лет. К числу оснований для обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений образовательных организаций относится также истечение нормативного срока эксплуатации зданий и сооружений, обнаружение значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе эксплуатации. По результатам обследования составляется заключение, на основании которого определяется возможность дальнейшего его использования и перечень работ по обновлению, усилению конструкций и отдельных элементов.
На основании ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 7 ст. 28 вышеуказанного закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Одной из основных задач является обеспечение безопасности граждан, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей, к которым, безусловно, относятся и школы, проведение обследования технического состояния которых должно быть произведено силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 в обязательном порядке.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.03.2006 N 35-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 123.21, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации финансирование образовательных учреждений законом возлагается на администрацию муниципального образования, которая как орган местного самоуправления является собственником и учредителем создаваемых им учреждений.
Судом установлено, что прокуратурой Кагальницкого района Ростовской области проведена проверка проведения комплексного обследования технического состояния здания школы. В ходе которой установлено, что здание школы передано в оперативное управление в 2011 году, построено и введено в эксплуатацию в 2002г. Современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обслуживание технического состояния здания (сооружения) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
По результатам проведенного анализа 10.10.2023 прокурором Кагальницкого района Ростовской области директору МБОУ Новобатайской средней общеобразовательной школе № 9 им. Капитана А.Н. Быкова внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Согласно сообщению директора МБОУ Новобатайской средней общеобразовательной школе № 9 им. Капитана А.Н. Быкова по фактам допущенных нарушений проведена служебная проверка, по итогам которой объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания от 18.10.2023г. № 297. В связи с отсутствием денежных средств в бюджете МБОУ Новобатайской средней общеобразовательной школе № 9 им. Капитана А.Н. Быкова в 2023 году на проведение обследования технического состояния здания, силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, направлено ходатайство в адрес Отдела образования с приложением коммерческих предложений об увеличении размера субсидий на реализацию вышеуказанных мероприятий.
Согласно Уставу МБОУ Новобатайской средней общеобразовательной школе № 9 им. Капитана А.Н. Быкова учредителем и собственником имущества учреждения является администрация МО "Кагальницкий район", от имени которого функции и полномочия Учредителя осуществляет Комитет имущественных и земельных отношений МО «Кагальницкого района». Школа финансируется Учредителем, то есть Администрацией Кагальницкого района.
В соответствии с частью 9 ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Кроме того, главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждению в соответствии с ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ является администрация муниципального образования в связи с чем, суд приходит к выводу о возложении обязанности по выделению денежных средств на соответствующие цели именно на Администрацию Кагальницкого района Ростовской области, которой необходимо обеспечить выделение денежных средств отделу образования Кагальницкого района, которая обеспечить выделение денежных средств школе, в установленные сроки.
Отсутствие проведения оценки и их технического состояния путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав воспитанников образовательной организации, причинить вред их жизни и здоровью.
Суд соглашается с испрашиваемым прокурором сроком в течение которого ответчик должен устранить вышеуказанные нарушения, находя его разумным и достаточным для выполнения необходимых работ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию Кагальницкого района Ростовской области, отдел образования Кагальницкого района Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда выделить денежные средства МБОУ Новобатайской средней общеобразовательной школе № 9 им. Капитана А.Н. Быкова на проведение обследования технического состояния с использованием современных средств технической диагностики здания школы.
Обязать МБОУ Новобатайской средней общеобразовательной школе № 9 им. Капитана А.Н. Быкова в течение 6 месяцев после получения денежных средств провести обследование технического состояния с использованием современных средств технической диагностики здания школы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2024 г
Председательствующий судья Т.Б. Дворникова