Дело № 2-241/2023
УИД № 16RS0029-01-2023-000203-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2023 года город Болгар,
Республика Татарстан
Спасский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Батыршина Ф.Г.,
при секретаре Костиной О.В.,
с участием представителя истца, помощника прокурора <адрес> Республики Татарстан Валиуллиной Л.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Иске Рязапского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,
у с т а н о в и л:
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Иске Рязапского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений
указывая, что на территории <адрес> Иске-Рязапского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан имеется ряд ГТС, собственником которых является Иске-Рязапское сельское поселение Спасского муниципального района Республики Татарстан:
кадастровый № (свидетельство о государственной регистрации нрава № от ДД.ММ.ГГГГ); кадастровый № (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ); кадастровый №(свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ); кадастровый номер 16:37:060101:670 (свидетельство о государственной регистрации нрава № от ДД.ММ.ГГГГ); кадастровый №.
Вместе с тем в нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ); постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений»; Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №, органом местного самоуправления поселения не исполнены следующие обязанности собственника ГТС:
обеспечить проведение регулярных обследований ГТС (статья 9 Закона № 117-ФЗ);
произвести расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС (пункт 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Но данному факту в адрес Исполнительного комитета ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона.
Однако указанное в акте прокурорского реагирования требование о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений до настоящего времени органом местного самоуправления поселения не исполнено.
Не исполнение требований законодательства при обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, ущемляет нрава неопределенного круга лиц, пребывающих на территории Иске-Рязапского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
На основании статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (статья 1 ГК РФ).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к полномочиям федеральной службы отнесено осуществление контроля и надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. В связи с данным обстоятельством имеется необходимость привлечения в качестве третьего лица - Приволжское управление Ростехнадзора.
Просил обязать Исполнительный комитет Иске-Рязапского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, а именно в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в отношении следующих ГТС: кадастровый помер 16:37:060701:70 (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ); кадастровый № (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ); кадастровый № (свидетельство о государственной регистрации нрава № от ДД.ММ.ГГГГ); кадастровый № (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ); кадастровый №, совершить следующие действия:
провести регулярное обследование ГТС; произвести расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
Представитель истца по доверенности помощник прокурора <адрес> Республики Татарстан Валиуллина Л.З. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика исполнительного комитета Иске Рязапского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил
Представитель третьего лица Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому атомному надзору в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела. В заявлении просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Выслушав представителя истца и изучив в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;
обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
Согласно пункту 2 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Приказом МЧС РФ утвержден Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Пунктом 1 Порядка определен размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.
В силу пункта 2 Порядка Исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварий гидротехнических сооружений, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии гидротехнического сооружения, значения величин негативных воздействий аварии гидротехнического сооружения, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения.
Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения.
Согласно пунктам 3 и 4 Порядка вероятный вред определяется в денежном выражении.
При определении вероятного вреда проводится расчет убытков в результате аварии гидротехнического сооружения, денежные выражения которых группируются для каждого сценария аварии гидротехнического сооружения по показателям, характеризующим социально - экономические последствия аварий гидротехнических сооружений.
Основными составляющими по определению вероятного вреда являются прогнозы: количества людей, которые могут погибнуть и пропасть без вести, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения.
Приказом Ростехнадзора утверждены Требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обеспечивают разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации ГТС в соответствии с настоящими Требованиями к содержанию правил.
Судом установлено, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в деятельности исполнительного комитета Иске Рязапского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения расположены гидротехнические сооружения. Однако исполнительным комитетом поселения не принимаются достаточные меры по обеспечению их безопасности, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и созданию опасности причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, гидротехнические сооружения по адресу Иске Рязапское сельское поселение <адрес> РТ на праве собственности принадлежат муниципальному образованию Иске Рязапскому сельскому поселению Спасского муниципального района Республики Татарстан.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
С учетом конкретных обстоятельств дела, позиции представителя истца, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в части требования истца провести регулярное обследование гидротехнических сооружений и произвести расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Исходя из вышеприведенных положений закона, принимая во внимание, что исполнительным комитетом Иске Рязапского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан не исполняются требования законодательства по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в Иске Рязапском сельском поселении Спасского муниципального района РТ, и учитывая то, что ответчиком не исполняются требования прокурора об устранении выявленных нарушений, в связи с чем, требования Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, что приведет к более эффективному и быстрому устранению нарушений требований действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
Исковое заявление Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Обязать исполнительный комитет Иске Рязапского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений, а именно в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в отношении следующих ГТС: кадастровый помер 16:37:060701:70 (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ); кадастровый № (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ); кадастровый № (свидетельство о государственной регистрации нрава № от ДД.ММ.ГГГГ); кадастровый № (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ); кадастровый №, совершить следующие действия:
провести регулярное обследование ГТС;
произвести расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Спасский районный суд Республики Татарстан.
Председательствующий судья Ф.Г. Батыршин
Решение в окончательной форме составлено 12 июля 2023 года
Копия верна:
Судья Ф.Г. Батыршин
Подлинник хранится в деле № 2-241/2023 в Спасском районном суде Республики Татарстан