Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 12 апреля 2021 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лёшиной Т.Е.,
при секретаре Князькиной А.С.,
с участием прокурора Атяскиной О.А.,
с участием представителя административного истца Куприянова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-648/2021 по административному исковому заявлению Гордеевой В.Б. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части,
у с т а н о в и л:
Гордеева В.Б. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия:
- пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647;
- пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608;
- пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в данные перечни нежилого здания с кадастровым номером №.
Также просит признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014 в части включения в него под пунктом № № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № № нежилого здания с кадастровым номером №, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца в счет возмещения уплаченной государственной пошлины 1 200 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названными пунктами в Перечни включены принадлежащие ему на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами №, №, не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку их назначение и фактическое использование не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В судебном заседании представитель административного истца Куприянов Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, предоставил письменные возражения, в которых указал, поскольку спорный объект с кадастровым номером № имеет наименование «столярная мастерская», это позволяет отнести его к объектам, предназначенным для использования в целях размещения объектов бытового обслуживания (мастерская), а также поскольку спорный объект с кадастровым номером № имеет наименование « гараж» и расположен на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «под административно-производственный корпус», вид разрешенного использования которого предусматривает размещения на нем зданий административного назначения. Указанные обстоятельства подтверждают правомерность включения нежилых зданий в оспариваемые перечни на основании п.4 ст. 378.2 НК РФ и пп.1 п.3 ст. 378.2 ГК РФ.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Неявка в судебное заседание административного ответчика, заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению дела, поскольку обязанность суда, предусмотренная ст.45 и 226 КАС РФ об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, исполнена.
При таких обстоятельствах суд полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора Атяскиной О.А., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской
Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 18 октября 2017 года № 1647 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, опубликован в печатном издании "Волжская коммуна", N 281 (30176) 23.10.2017 г. (Приказ, приложение (пп.1-90), Волжская коммуна", N 283 (30178) 01.11.2017 г. (приложение (пп. 91-16435), Волжская коммуна", N 285 (30180) 02.11.2017 г. (приложение (пп.16436-20775), Волжская коммуна", N 297 (30192) 16.11.2017 г. (приложение (пп.20776-34378);
- от 29 октября 2018 года № 1608,которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, опубликованный на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, и печатном издании "Волжская коммуна", N 308(30543) 20.11.2018 г.;
- от 07 октября 2019 года № 2201, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании «Волжская коммуна», N 158(30741) 23.10.2019г.;
- от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год. Приказ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020 и печатном издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.
Оспариваемые приказы изданы в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2018 под порядковым номером №, на 2019 год под порядковым номером №, на 2020 год под порядковым номером №, на 2021 год под порядковым номером № включено нежилое здание с кадастровым номером №. Также в Перечень на 2021 год под порядковым номером № включено нежилое здание с кадастровым номером №.
Административный истец являлся собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами № и №, что подтверждается выписками из ЕГРН от 11.12.2020 г., 29.01.2020 г.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером № площадью 64,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> имеет назначение «нежилое» и наименование: «гараж».
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером № площадью 258,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. имеет назначение «нежилое» и наименование: «столярная мастерская».
Нежилые здания с кадастровыми номерами №, № расположены в пределах границ трех земельных участков: земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 469 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под иными объектами специального назначения; земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 973 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: промышленные предприятия и склады IV-V класса опасности, санитарно-защитная зона до 100 м; земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 3 211 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, что подтверждается выписками из ЕГРН от 30.01.2021
Согласно технической документации – экспликации к техническому паспорту от 21.03.2006г., выполненного Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», нежилое здание с кадастровым номером № имеет наименование «нежилое здание» литера Б 1983 года постройки количество этажей 1, его части имеют следующее назначение: мастерская, гараж.
В соответствии с техническим паспортом на здание с кадастровым номером №, выполненным Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 21.03.2006 года, здание имеет наименование Столярная мастерская, 1982 года постройки количество этажей 1, его части имеют следующее назначение: сушилка, мастерские, склад.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения, как и здания в котором оно расположено, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что здание с кадастровым номером № с июля 2020 года используется субарендатором под склад, здание с кадастровым номером № ранее фактически не использовалось в 2018,2019 гг., с 01.01.2020 используется субарендаторами под гараж.
В соответствии с договором аренды нежилых помещений от 01.01.2020 года № 01-Д/20, заключенным между ИП Гордеева В.А. (арендодатель) и ООО «Гудвил плюс» (арендатор), нежилое здание (столярная мастерская) передано во временное владение и пользование арендатору для использования под склад; нежилое здание (гараж) передано во временное владение и пользование арендатору для использования под гараж (п.1.1. договора).
01.07.2020 года между ООО «Гудвил Плюс» (арендатор) и ИП Оганисян А.П. (субарендатор) заключен договор субаренды № 17/20, согласно которому субарендатору передано во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 258,3 кв.м., назначение: нежилое (склад). Срок действия договора по 31.05.2021 (п.п. 1.1.-1.3, 5.1 договора).
Согласно акту приема-сдачи в субаренду объекта от 01.07.2020 года, указанное нежилое здание передано для использования под склад.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 02.03.2021 года № ИЭ9965-21-49688135, основным видом деятельности ИП Оганесян А.П. является: работы по сборке и монтажу сборных конструкций (код 43.99.7 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)).
01.03.2020 года между ООО «Гудвил Плюс» (арендатор) и ООО СЦ «Энергоремонт» (субарендатор) заключен договор субаренды № 03/20, согласно которому субарендатору передано во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 44,0 кв.м. в нежилом здании общей площадью 64,9 кв.м. назначение: нежилое (гараж-склад) (п.п. 1.1.-1.3, 1.5 договора). Срок действия договора по 31.12.2020 (п.5.1. договора).
Согласно акту приема-сдачи в субаренду объекта от 01.03.2020 года, указанное нежилое помещение передано для использования под гараж –склад
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.03.2021 года № ЮЭ9965-21-101019823, основным видом деятельности ООО СЦ «Энергоремонт» является: производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки ( код 28.99 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)).
01.03.2020 года между ООО «Гудвил Плюс» (арендатор) и ООО «Энергосервис» (субарендатор) заключен договор субаренды № 04/20, согласно которому субарендатору передано во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 20,9 кв.м. в нежилом здании общей площадью 64,9 кв.м. назначение: нежилое (гараж-склад) ( п.п. 1.1.-1.3, 1.5 договора).
Согласно акту приема-сдачи в субаренду объекта от 01.03.2020 года, указанное нежилое помещение передано для использования под гараж –склад.
В соответствии с договором аренды нежилых помещений от 01.01.2021 года № 01-Д/20, заключенным между ИП Гордеева В.А. (арендодатель) и ООО «Гудвил плюс» (арендатор), нежилое здание (столярная мастерская) передано во временное владение и пользование арендатору для использования под склад; нежилое здание (гараж) передано во временное владение и пользование арендатору для использования под гараж (п.1.1. договора).
01.01.2021 года между ООО «Гудвил Плюс» (арендатор) и ООО «Энергосервис» (субарендатор) заключен договор субаренды № 01/21, согласно которому субарендатору передано во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 44,0 кв.м. в нежилом здании общей площадью 64,9 кв.м. назначение: нежилое (гараж-склад) ( п.п. 1.1.-1.3, 1.5 договора).
Согласно акту приема-сдачи в субаренду объекта от 01.01.2021 года, указанное нежилое помещение передано для использования под гараж –склад.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.03.2021 года № ЮЭ9965-21-72619918, основным видом деятельности ООО «Энергосервис» является: строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения ( код 42.21 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)).
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Однако, мероприятий по определению фактического использования спорных нежилых зданий в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2018-2021 годы, до начала налоговых периодов (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), министерством имущественных отношений не проводилось.
В соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, а именно, соответствия оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы, изложенные в письменных возражениях министерства имущественных отношений Самарской области, поскольку наличие слов "столярная мастерская" в наименовании спорного здания с кадастровым номером №
нельзя считать достаточным основанием для формального включения их в Перечни. Наименование нежилого здания – Столярная мастерская, его технические характеристики, содержащиеся в технической документации, а также виды разрешенного использования земельных участков, на котором расположено здание, не предполагают размещение офисных помещений делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорного здания не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования нежилого здания с кадастровым номером № на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы, изложенные в письменных возражениях министерства имущественных отношений Самарской области, поскольку судом установлено, что нежилое здание с кадастровым номером № расположено в пределах границ трех земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами №, № вид разрешенного использования которых не предусматривает размещение зданий административного назначения. Кроме того, согласно выписки из ЕГРН от 30.01.2021 на земельный участок с кадастровым номером №, вид разрешенного использования земельного участка - для размещения промышленных объектов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащих административному истцу на праве собственности нежилых зданий с кадастровыми номерами №, № в Перечни объектов недвижимого имущества на 2018-2021 г.г. и полагает, что оспариваемые нормативно-правовые акты – приказы министерства имущественных отношений Самарской области в указанной части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
С учетом изложенного заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая ограниченный срок применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Самарской области - "Волжская коммуна».
В соответствии со ст.111 КАС РФ, суд полагает возможным взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Гордеевой В.Б. в счет возврата уплаченной государственной пошлины 1 200 рублей.
Руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Гордеевой В.Б. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 в части включения в него под пунктом № № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом № № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014 в части включения в него под пунктом № № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Гордеевой В.Б. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1200 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.04.2021 г.
Судья: Т.Е. Лёшина
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Самара 12 апреля 2021 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лёшиной Т.Е.,
при секретаре Князькиной А.С.,
с участием прокурора Атяскиной О.А.,
с участием представителя административного истца Куприянова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-648/2021 по административному исковому заявлению Гордеевой В.Б. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части,
руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
аминистративный иск Гордеевой В.Б. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 в части включения в него под пунктом № № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом № № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014 в части включения в него под пунктом № № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Гордеевой В.Б. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1200 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Т.Е. Лёшина