Дело № 2-56/2022
10RS 0006-01-2022-000008-88
РЕШЕНИЕ (заочное)
Именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 21 февраля 2022 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Кузьминовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» к Морозову Андрею Владимировичу о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и взыскании убытков,
у с т а н о в и л:
Иск мотивирован тем, что 18.07.2019 между истцом и ответчиком заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 34-01074С/19. В соответствии с условиями данного договора ответчиком были приняты обязательства по надлежащему (в том числе в установленные сроки) осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в объеме, предусмотренном техническими условиями, а также по предоставлению в сетевую организацию уведомления об их выполнении. Данные условия договора ответчиком не соблюдены, в адрес сетевой организации уведомления о выполнении технических условий не поступало, при этом сроки осуществления мероприятий, установленные п.5 договора, истекли. В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, истцом в адрес ответчика было направлено письмо от 04.06.2021 № МР2/3-52/135/3051 с приложением соглашения о расторжении договора. До настоящего времени подписанное соглашение и уведомлений о выполнении технических условий в адрес истца не поступало. Истцом при исполнении заключенного между сторонами договора понесены расходы по подготовке и выдаче ответчику технических условий, осуществлены мероприятия по реализации технологического присоединения на общую сумму 62 280 рублей, что является для истца убытками.
На основании вышеизложенного, ссылаясь на положения ст.ст. 450, 452, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), истец просил расторгнуть заключенный с ответчиком договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 18.07.2019 № 34-01074С/19, и взыскать с ответчика стоимость услуг по подготовке и выдаче технических условий в сумме 62 280 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 068 рублей.
Представитель истца ПАО «Россети Северо-Запад», действующая на основании доверенности Семенова Я.Б., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. В иске ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражала против вынесения заочного решения.
Ответчик Морозов А.В., извещался надлежащим образом, вся заказная корреспонденция, направленная по месту регистрации ответчика, возвращена в суд с отметкой почтовой службы «истек срок хранения». В судебном заседании ответчик отсутствовал, о причинах неявки суд не уведомил, возражений по иску не направил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с положениями ст. 155 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Согласно ч. 2 ст. 150 ГПК РФ судья направляет или вручает ответчику копии заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требование истца, и предлагает представить в установленный им срок доказательства в обоснование своих возражений. Судья разъясняет, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Положениями ст. 12 ГПК РФ на суд возлагается обязанность известить стороны о судебном разбирательстве и создать условия, но не совершать активные действия, для реализации сторонами их процессуальных прав.
На основании ч. 1 ст. 233 ГПК Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Учитывая, что ответчик, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, а представитель истца не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд определил рассмотреть гражданское дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что 18.07.2019 между ПАО «МРСК Северо-Запада» и Морозовым А.В. был заключен договор № 34-01074С/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (л.д. 7-10).
С 23.08.2021 ПАО «МРСК Северо-Запада» переименовано в ПАО «Россети Северо-Запад».
В соответствии с условиями заключенного Договора сетевая организация (истец) приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (ответчика) – жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, а заявитель взял на себя обязательства оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями Договора (п. 1.1).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен в п. 5 Договора и составляет один год со дня заключения Договора.
В соответствии с указанным выше договором об осуществлении технологического присоединения распределены обязанности сторон.
Так, сетевая организация взяла на себя обязательства: надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных мероприятий по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройство; не позднее 3 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в п. 6.3, с соблюдением срока, установленного п. 5, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (п.п. 6.1-6.3).
В соответствии с п. 7 Договора сетевая организация при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения вправе по обращению заявителя продлить срок действия технических условий. При этом дополнительная плата не взимается.
Заявитель взял на себя обязательства, в том числе, надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях; после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий (п.п. 8.1-8.2).
В соответствии с п. 9 Договора об осуществлении технологического присоединения заявитель вправе при невыполнении им технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока действия технической возможности технологического присоединения обратиться в сетевую организацию с просьбой о продлении срока действия технических условий.
Пунктом 10 Договора установлен размер платы за технологическое присоединение в размере 148 500 рублей.
По информации истца, предусмотренная п. 10 договора плата за технологическое присоединение в сумме 148 500 рублей, ответчиком не вносилась.
01.09.2020 истец в адрес ответчика направил уведомление с требованием сообщить о выполнении технических условий (л.д. 16-18).
10.09.2021 истцом в адрес ответчика было направлено письмо с приложением соглашения о расторжении договора. До настоящего времени подписанное соглашение и уведомлений о выполнении технических условий в адрес истца не поступало (л.д. 14-15).
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, ссылается на невыполнение со стороны ответчика своих обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу ст. 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств (ч.1).
В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению (ч. 2 ст. 328 ГК РФ). Ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне (ч. 3 ст. 328 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (ч. 1 ст. 421 ГК РФ).
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенность нарушения договора одной из сторон определена в общей норме абзаца 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ как такое нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 5 ст. 453 ГК РФ, если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.
В силу п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ (пункт 2 указанной нормы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 ст. 15 ГК РФ установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применительно к вышеуказанной правовой норме сторона, которая ссылается на существенность нарушения условий договора другой стороной как основание для расторжения договора, должна представить не только доказательства собственно нарушения условий договора контрагентом, но и того, какие убытки возникают для нее вследствие нарушения договора ответчиком, а также того, какие выгоды она рассчитывала получить от договора и их лишилась по причине нарушения договора другой стороной.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с п. 81 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, проверка выполнения технических условий проводится в отношении каждых технических условий, выданных заявителям.
В п. 85 вышеуказанных Правил закреплено, что для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением определенных документов.
Как указано выше, по условиям договора об осуществлении технологического присоединения, сетевая организация (истец) приняла на себя обязательства по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства ответчика.
В свою очередь ответчик Морозов А.В. принял на себя обязательства выполнить возложенные на него мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ земельного участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства. После выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ земельного участка, уведомить сетевую организацию о выполнении данных условий.
Истец фактически выполнил мероприятия необходимые для подключения объектов в точках присоединения, произвело работы по подготовке и выдаче технических условий и строительству воздушной линии электропередач.
Ответчиком Морозовым А.В. принятые обязательства, предусмотренные спорным договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (п.п. 8.1-8.2) и техническими условиями к нему, не выполнены, уведомление о выполнении технических условий в адрес истца не направлено, дальнейшее осуществление технологического присоединения невозможно, что в силу п. 2 ст. 450 ГК РФ является существенным нарушением условий договора и препятствует выполнению истцом договора в остальной части.
Сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению и действия технических условий истекли.
При таких обстоятельствах, суд полагает заявленные требования истца о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения подлежащими удовлетворению.
Заявленное требование истца о взыскании с ответчика расходов по подготовке и выдаче технических условий, исходя из вышеприведенных норм закона, суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Приведенный истцом расчет платы за подготовку и выдачи технических условий, основан на постановлении Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 21.12.2018 № 202 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям организаций на территории Республики Карелия на 2019 год», и является верным. В связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы за подготовку и выдачу технических условий в размере 62 280 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде оплаченной истцом государственной пошлины при подаче иска в суд.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Расторгнуть договор от 18 июля 2019 года № 34-01074С/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный между Публичным акционерным обществом «МРСК Северо-Запада» (после переименования ПАО «Россети Северо-Запад») и Морозовым Андреем Владимировичем.
Взыскать с Морозова Андрея Владимировича в пользу Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» расходы по подготовке и выдаче технических условий в размере 62 280 (шестьдесят две тысяч двести восемьдесят) рублей, а также судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче иска в суд, в размере 8 068 (восемь тысяч шестьдесят восемь) рублей.
Заочное решение может быть пересмотрено Лахденпохским районным судом Республики Карелия по заявлению ответчика, обратившегося в течение 7 дней со дня вручения копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.В. Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 25.02.2022.