№2-3685/2022
70RS0004-01-2022-005064-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2022 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Куц Е.В.
при секретаре Меденцеве А.С.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Октябрьского района г. Томска Кривошеевой В.С., представителя ответчика Бодровой В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ (включительно),
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Города Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» об обязании организовать и произвести ремонт участка водопровода,
установил:
Прокурор Октябрьского района Города Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга к обществу с ограниченной ответственностью «Томскводоканал», в котором с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит организовать и произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт участка водопровода протяженностью 23м. инв.№, расположенный по адресу: <адрес>
В обосновании иска указано, чтопостановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № «Томскводоканал» определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования «Город Томск». Участок водопровода протяженностью 23 м. инв. №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Город Томск», что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, а также кадастровым паспортом зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ. Программа капитального ремонта объектов водоснабжения и водоотведения эксплуатируемых ООО «Томскводоканал» на ДД.ММ.ГГГГ год, инвестиционная программа, ООО «Томскводоканал» в сфере водоснабжения» на 2019-2023 год мероприятия по капитальному ремонту водовода не предусматривают. Непринятие ООО «Томскводоканал» мер, направленных на проведение ремонтных работ водовода, неизбежно влечет возникновение аварийных ситуаций, в том числе, в зимний период и, как следствие, получение абонентами коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представители третьих лиц администрации Города Томска, Департамента городского хозяйства администрации Города Томска, извещенные надлежащим образом, в суд не явились.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организации в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ №«Томскводоканал»определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования «<адрес>».
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Согласно подпункту «е» пункта 4 Правил одним из, видов коммунальных услуг является холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Согласно частям 1 и 2, 4 статьи 12 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 416-ФЗ обязывает организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Статьей 210 ГК РФ закреплено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
В силу положений статьи 610 ГК РФ собственник вправе распорядиться принадлежащим ему имуществом, в том числе, путем передачи его во временное владение и (или) пользование (в аренду) другому лицу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если oн не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
С целью создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 г. № утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализаций.
Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (ПТЭ) регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
В соответствии с пунктом 2.10.1 Правил водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта. Технологические емкости должны иметь объем, достаточный для обеспечения оптимального режима работы сооружений и устройств каждого звена технологической цепочки. Распределительные емкости должны обеспечивать бесперебойность подачи воды потребителям как при нормальном техническом состоянии системы подачи и распределения воды, так и при возникновении аварийных ситуаций, а также оптимальный режим работы всего комплекса сооружений и устройств системы как единого целого.
В силу пунктов 2.10.18 и 2.10.19 Правил данные осмотров и профилактического обслуживания с проверкой состояния сооружений, действия оборудования и устройств на сети используют при составлении дефектных ведомостей, разработке проектно-сметной документации и для производства планово-предупредительных и капитального ремонтов. К планово-предупредительному ремонту на сети относятся: а) профилактические мероприятия - промывка и прочистка сети, осколка льда, очистка колодцев и камер от грязи, откачка воды и другие мероприятия, перечисленные в разделе «Надзор за состоянием и содержанием сети» настоящих ПТЭ; б) ремонтные работы - замена люков, скоб, ремонт горловины колодца, подъем и спуск люков и т.д.
В соответствии с пунктом 2.10.20 Правил капитальному ремонту сетей водоснабжения относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер), прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб, замене гидрантов, водозаборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей, а также ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренних поверхности труб и т.д
Приказом Минстроя России от 5 августа 20141 года № 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показатели технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей.
На основании пункта 19 Требований износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.
Таким образом, из указанных положений законодательства следует, что организация обеспечения надежного водоснабжения потребителей, в том числе, бремя содержания в надлежащем состоянии сетей водоснабжения несут собственник или арендатор таких сетей.
Из материалов дела следует, что участок водопровода протяженностью 23 м. инв. №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Город Томск», что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, а также кадастровым паспортом зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный участок водовода на основании договора арендыжизнеобеспечивающих систем города от ДД.ММ.ГГГГ № и соглашения об изменении дополнении указанного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ передан муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации Города Томска (арендодатель) ООО «Томскводоканал» (арендатор).
Пунктами 6.2.4, 6.2.8, 6.2.13 договора аренды на арендатора возложено, проведение капитального ремонта переданного в аренду имущества за свой счет обеспечить предоставление абонентам коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению надлежащего качества в границах муниципального образования «Город Томск»; содержать переданное в аренду имущество в технически исправном состоянии, надлежащем санитарном состоянии, осуществлять эксплуатацию, производить профилактическое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, нести расходы по его содержанию.
Участок водовода имеет следующие характеристики: водопровод: назначение транспортировка воды, протяженностью 23 м., инв. №, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, строен.12 год постройки- 1965, степень износа - 100%.
Ненадлежащее техническое состояние и необходимость проведения капитального ремонта участка водопровода подтверждают следующие документы:
- ответ ООО «Томскводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ №, приложением к которому приложен перечень сетей водоснабжения и водоотведения, срок эксплуатации которых истек, ремонт в отношении которых либо отдельных участков таких сетей не запланирован на 2022 год и 2023 год;
- сведения журнала повреждений о повреждениях на водопроводе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что на водопроводе в указанном периоде произошло 5 повреждений (ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).
Программа капитального ремонта объектов водоснабжения и водоотведения эксплуатируемых ООО «Томскводоканал» на 2022 год, инвестиционная программа, ООО «Томскводоканал» в сфере водоснабжения» на 2019-2023 год мероприятия по капитальному ремонту водовода не предусматривают.
Непринятие ООО «Томскводоканал» мер, направленных на проведение ремонтных работ водовода, неизбежно влечет возникновение аварийных ситуаций, в том числе, в зимний период и, как следствие, получение абонентами коммунальных услуг ненадлежащего качества.
До настоящего времени выявленные в ходе проведенной прокуратурой проверки нарушения не устранены, ответчиком не представлены какие-либо доказательства, опровергающие исковые требования прокурора.
Таким образом, ООО «Томскводоканал» являясь арендатором указанного имущества обязано содержать его в надлежащем состоянии, осуществлять его капитальный ремонт, финансирование работ по его капитальному ремонту. Вместе с тем, в настоящее время своевременных и надлежащих мep по ремонту водовода, имеющего износ 100 % не предпринимается, что с неизбежностью влечет ухудшение его технического состояния, создает угрозу увеличения количества порывов на водоводе, что напрямую влияет на качество оказываемой ООО «Томскводоканал» коммунальной услуги по водоснабжению.
При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора Октябрьского района Города Томска признаются законными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд соглашается с мнением прокурора о том, что сроки проведения работ по капитальному ремонту участка водопровода, заявленные в уточненных исковых (до ДД.ММ.ГГГГ) требованиях для проведения соответствующих работ является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Города Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» об обязании организовать и произвести ремонт участка водопровода,удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» (ИНН №)организовать и произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт участка водопровода протяженностью 23м. инв.№, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в одного месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Судья