Дело 2-197/2023
УИД 04RS0020-01-2023-000131-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2023 г. г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Жалсановой А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Байкальское теплоснабжение» о возложении обязательств.
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО «Байкальское теплоснабжение», в котором, с учетом уточнений требований просил суд обязать ООО «Байкальское теплоснабжение»;
- оборудовать газоочистными установками котельные, расположенные по адресу <адрес> в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда;
- обратиться с необходимыми документами в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, обеспечивающими получение лицензии на право пользования недрами, при эксплуатации водозаборных скважин котельных, расположенных по адресу <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда;
- оборудовать водозаборные скважины приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами измерения уровня подземных вод при эксплуатации котельных, расположенных по адресу: <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований прокурором указано о том, что на основании концессионных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, ООО «Байкальское теплоснабжение» осуществляет эксплуатацию котельных, расположенных в <адрес>, эксплуатируемые котельные газоочистными установками не оборудованы. Кроме того прокуратурой установлено, что подача воды в отопительные магистрали и котельные установки с целью отопления социальных и административных объектов, осуществляется из водозаборных скважин, также расположенных на территории котельных. Эксплуатация данных скважин осуществляется в отсутствие лицензии на право пользования недрами, что является нарушением требований закона.
Данные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятные окружающую среду и атмосферный воздух как жизненно важный компонент окружающей среды, а также противоречат интересам Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и сохранения озера Байкал.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, заказное письмо, с судебным извещением, направленное по адресу, указанному в учредительных документах и в выписке из ЕГРЮЛ не было получено представителем ответчика и возвращено в суд за истечением срока хранения, что в силу положения ст.ст. 116-117 ГПК РФ, суд считает надлежащим уведомлением.
Представители третьих лиц МТУ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, Администрации МО СП «Байкальское эвенкийское», Администрации МО СП «Холодное эвенкийское», Администрации МО «Северо-Байкальский район» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В представленных в суд заявлениях, представитель Управления Роспотребнадзора Алексеев С.А., глава АМО СП «Байкальское эвенкийское» Дорофеев И.М., глава МО СП «Холодное эвенкийское» Усынина Л.П. МРУ Росприроднадзора Цыренжапова И.Ж. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ,
В судебном заседании помощник Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Кокорин Я.Г. исковые требования с учетом заявленных уточнений и изложенные в иске доводы поддержал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 статьи 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
В силу статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха") загрязнением атмосферного воздуха является - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
При эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами и правилами (часть 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха").
Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (часть 7 статьи 16).
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (газоочистными установками - ГОУ) установлены Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. N 498 (далее - Правила).
Пунктами 8, 9 указанных Правил запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (производственных объектов), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Кроме того, в силу п. 4.1.1.2. "ГОСТ Р 50831-95. Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования", утвержденные постановлением Госстандарта России от 25 октября 1995 г. N 553, тепломеханическое оборудование установки котельной, которое включает полностью или частично, в том числе, оборудование для очистки дымовых газов, которое включает полностью или частично: комплектные золовые электрофильтры, золоуловители механические (циклоны, батарейные циклоны, аппараты мокрой очистки), оборудование для удаления золы из-под золоуловителей в пределах установки, установка сероочистки (блок абсорбера, насосы подачи суспензии, воздуходувки, теплообменники жидкостные и газовые для охлаждения и подогрева газов до и после сероочистки, дозаторы известняка, дозаторы гипса, аппараты для приготовления и хранения реагентов), установка азотоочистки (каталитические реактор с системой ввода и распределения аммиачновоздушной смеси, дозаторы аммиака, теплообменники для подогрева газов), дымососы газоочистки, зологазовоздухопроводы в пределах газоочистки, газопроводы от котла до сборных боровов к дымовой трубе, системы автоматизации, управления и технологических защит газоочистки, система технической диагностики газоочистки.
Как следует из материалов дела, и установлено судом ООО «Байкальское теплоснабжение» на основании концессионных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществляет деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объектов теплоснабжения, принадлежащих МО «Северо-Байкальский район» (здания котельных, сети теплоснабжения в <адрес> и <адрес>) и соответственно осуществляет эксплуатацию котельных, расположенных в <адрес>, на основании концессионного -оглашения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, эксплуатируемые котельные в <адрес> и <адрес> газоочистными установками не оборудованы, что является нарушением законодательства и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую атмосферу, в связи с чем, требования прокурора в части возложения на ответчика обязанностей оборудовать газоочистными установками котельные, расположенные по адресу <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению,
Также как следует из материалов дела подача воды в отопительные магистрали и котельные установки с целью отопления социальных и административных объектов осуществляется из водозаборных скважин, расположенных на территории котельных, что стороной ответчика не оспаривается, и подтверждается ответом на представления прокурора, вынесенные в адрес ответчика.
Как следует из части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Статьей 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях данной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Эксплуатация подземных вод на территории РФ регулируется Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). Преамбула Закона о недрах гласит, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами утвержден Приказом Минприроды России N 782, Роснедр N 13 от 25.10.2021 (далее - Порядок). Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование недрами осуществляются Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) с привлечением ФГКУ "Росгеолэкспертиза" (п. 2 Порядка).
Оформление лицензии на пользование недрами в форме электронного документа осуществляется уполномоченным сотрудником ФГКУ "Росгеолэкспертиза" или уполномоченным должностным лицом соответствующего территориального органа Роснедр не позднее чем через 5 рабочих дней с даты уплаты государственной пошлины, но не ранее чем через 7 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении права пользования участком недр (п. 5 Порядка; абз. 2 пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 11.02.2016 N 94 (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод.
Согласно п.п. 10,11,13,15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 N 94, проектирование и устройство наблюдательных скважин, производство наблюдений за состоянием подземных вод и лабораторный контроль качества подземных вод осуществляются пользователями недр и (или) иными лицами, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты, являющиеся потенциальными источниками загрязнения и (или) истощения запасов подземных вод.
Расположение наблюдательных скважин и их конструкция определяются с учетом геолого-гидрогеологических условий подземных водных объектов.
Охрана месторождений подземных вод осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Запрещается добыча подземных вод и размещение в недрах сточных вод, попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности устройствами (скважинами и каптажами), не оборудованными измерительными устройствами (счетчиками, расходомерами), которыми должны быть оборудованы все выпуски, в том числе аварийные.
Как следует из материалов дела, подача воды в отопительные магистрали и котельные установки расположенные по адресу <адрес> с целью отопления социальных и административных объектов осуществляется ответчиком из водозаборных скважин, расположенных на территории котельных. Данное обстоятельство подтверждается также и выпиской из ЕГРЮЛ на ответчика, из которой следует, что основным видом деятельности организации является производство пара и горячей воды (тепловой энергии), в качестве дополнительного вида деятельности указано также забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
Вместе с тем как установлено из материалов дела, ответчик в уполномоченный орган на получение лицензии на право пользования недрами при эксплуатации водозаборных скважин не обращался, что подтверждается письмом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, также установлено, что скважины приборами учета не оборудованы, что стороной ответчика не оспаривается, и подтверждается ответом на представления прокурора, вынесенные в адрес ответчика.
Учитывая изложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования о возложении на ответчика обязанностей обратиться с необходимыми документами в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, обеспечивающими получение лицензии на право пользования недрами, при эксплуатации водозаборных скважин котельных, и оборудовать водозаборные скважины приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами измерения уровня подземных вод при эксплуатации котельных, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статья 206 ГПК РФ предусматривает, что случае если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом положения статьи 206 ГПК РФ суд считает, что заявленные истцом сроки исполнения требований в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда являются разумными, позволяющими ответчику совершить определенные действия, направленные на исполнение требований законодательства.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Учитывая, что судом удовлетворены три требования прокурора неимущественного характера, с ответчика в доход муниципального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 900 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░ 1200300010701/░░░ 0317318473 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░;
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░ 1200300010701/░░░ 0317318473 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░;
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░ 1200300010701/░░░ 0317318473 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 900 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 27 ░░░░░ 2023 ░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░