Апелляционное дело №11-8/2019
Мировой судья Григорьева Л.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2019 года г.Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Крыловой В.М., при секретаре Орловой И.Н.,
с участием
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Цивильского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ГУ – УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии к Иванову Алексею Юрьевичу о взыскании сумм ежемесячной компенсационной выплаты за осуществление ухода к страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе истца ГУ – УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики на заочное решение мирового судьи судебного участка №2 Цивильского района Чувашской Республики от 26 ноября 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично,
Исследовав собранные по делу доказательства, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы гражданского дела,
У С Т А Н О В И Л :
Истец ГУ – УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обратилось в суд с иском к Иванову А.Ю. о взыскании сумм ежемесячной компенсационной выплаты за осуществление ухода к страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что решением ГУ – УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ Иванову А.Ю. на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ была установлена ежемесячная компенсационная выплата за осуществление ухода за Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющейся получателем страховой пенсии по старости и лицом, достигшим 80-летнего возраста.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» ежемесячные компенсационные выплаты с 01 июля 2008 года установлены в размере 1200 рублей.
В соответствии с п.п. «д» п.9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 июня 2007 года №343, осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
Пунктом 10 вышеуказанных Правил установлена обязанность лица, осуществляющего уход, в течение 5 дней извещать орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что ответчик Иванов А.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность, однако сведения в УПФР о выполнении оплачиваемой работы он не представил.
Таким образом, к пенсии Т. неправомерно начислена ежемесячная компенсационная выплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 35380 рублей 65 копеек.
Т. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на ст.1102 ГК РФ, просит взыскать с Иванова А.Ю. в пользу ГУ – УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии неправомерно полученную сумму ежемесячной компенсационной выплаты за осуществление ухода к страховой пенсии по старости в размере 35380 рублей 65 копеек.
Заочным решением мирового судьи судебного участка №2 Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ с Иванова А.Ю. в пользу ГУ – УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии взыскана неправомерно полученная сумма ежемесячной компенсационной выплаты за осуществление ухода к страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21909 рублей 68 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании суммы незаконно полученной компенсационной выплаты отказано. С Иванова А.Ю. в доход бюджета Цивильского района ЧР взыскана государственная пошлина в размере 857 рублей 29 копеек.
Не согласившись с заочным решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований, истец ГУ – УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики обжаловало его по мотиву незаконности и необоснованности. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что факт выполнения Ивановым А.Ю. оплачиваемой работы подтвержден имеющейся в материалах пенсионного дела Т. выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой Иванов А.Ю. осуществлял трудовую деятельность в ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ООО «Проект РЗА» ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в АО «Нефтяная компания «Конданефть» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с начислением страховых взносов на выплаты по трудовому договору. Полагают, что ежемесячная компенсационная выплата за осуществление ухода за нетрудоспособным лицом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 35380 рублей 65 копеек выплачена к страховой пенсии по старости Т. в отсутствие на то законных оснований. Также полагают, что срок исковой давности УПФР не пропущен, так как его течение начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом ответчик Иванов А.Ю. о выполнении оплачиваемой трудовой деятельности в территориальные органы Пенсионного фонда РФ не сообщил. Действующим законодательством не установлена обязанность территориального органа Пенсионного фонда РФ проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных пенсионером, а также осуществлять контроль за правомерностью получения ежемесячных компенсационных выплат неработающими трудоспособными лицами, осуществляющими уход за нетрудоспособным гражданином.
Просит отменить решение мирового судьи судебного участка №2 Цивильского района Чувашской Республики от 26 ноября 2018 года в части отказа в удовлетворении требований УПФР и принять по делу новое решение, которым исковые требования УПФР удовлетворить полностью.
Заявитель апелляционной жалобы – представитель ГУ – УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии на судебное заседание не явился.
Ответчик Иванов А.Ю., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился, письменных возражений на апелляционную жалобу не представил.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 1 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» ежемесячные компенсационные выплаты с 01 июля 2008 года установлены в размере 1200 рублей.
В соответствии с п.п. «д» п.9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 июня 2007 года №343, осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
Пунктом 10 вышеуказанных Правил установлена обязанность лица, осуществляющего уход, в течение 5 дней извещать орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Из материалов дела следует, что решением ГУ – УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ Иванову А.Ю. на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ была установлена ежемесячная компенсационная выплата за осуществление ухода за Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющейся получателем страховой пенсии по старости и лицом, достигшим 80-летнего возраста.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что ответчик ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность, однако сведения в УПФР о выполнении оплачиваемой работы он не представил.
Таким образом, к пенсии Т. неправомерно начислена ежемесячная компенсационная выплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 35380 рублей 65 копеек.
Т. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Мировой судья пришел к обоснованному выводу о взыскании образовавшейся суммы переплаты с ответчика Иванова А.Ю.
При этом, мировой судья по ходатайству ответчика применил срок исковой давности и взыскал задолженность по переплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21909 рублей 68 копеек, в удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании суммы незаконно полученной компенсационной выплаты отказал.
Между тем решение мирового судьи в части применения срока исковой давности и отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13 470 рублей 97 копеек, нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
На основании ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Пенсионный фонд осуществляет организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета граждан только в целях реализации пенсионных прав граждан, обработка этой информации осуществляется органами Пенсионного фонда исключительно в целях реализации пенсионного законодательства, для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов. Других целей ведения персонифицированного учета органами Пенсионного фонда, в том числе по проведению проверок обоснованности назначения и выплаты пенсий и пособий, законодатель не предусмотрел.
Обязанность органов Пенсионного фонда по проведению таких проверок не предусмотрена, как и не установлена периодичность указанных проверок.
Напротив же, по смыслу закона, обязанность по сообщению в пенсионный орган сведений об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления ежемесячных компенсационных выплат, возложена на лицо, осуществляющее уход.
При назначении ежемесячных компенсационных выплат ответчик был надлежащим образом уведомлен о наличии у него такой обязанности, дал письменное обязательство сообщать в пенсионный орган обо всех изменениях, лишающих его права на дальнейшее получение ежемесячных компенсационных выплат, однако данное обязательство Иванов А.Ю. не исполнил, что бесспорно свидетельствует о недобросовестности с его стороны.
Кроме того, обстоятельств, которые бы подтверждали возможность получения Пенсионным фондом указанной информации ранее, не установлено.
При таких данных не имелось оснований для вывода о возможности взыскания сумм компенсационных выплат лишь с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку о неправомерности осуществления выплаты истцу стало известно из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица Иванова А.Ю., сформированной ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем именно с этого момента подлежит исчислению срок исковой давности.
При изложенных обстоятельствах решение мирового судьи в части отказа в удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании суммы незаконно полученной компенсационной выплаты подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении требований истца о взыскании с Иванова А.Ю. неправомерно полученной суммы ежемесячной компенсационной выплаты за осуществление ухода к страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13 470 рублей 97 копеек.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Цивильского района ЧР.
Руководствуясь ст. 199, ст. 327-330 ГПК РФ, суд –
О П Р Е Д Е Л И Л :
Апелляционную жалобу истца ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии удовлетворить.
Заочное решение мирового судьи судебного участка №2 Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ГУ – УПР в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии к Иванову Алексею Юрьевичу в части отказа во взыскании с Иванова А.Ю. суммы незаконно полученной компенсационной выплаты за осуществление ухода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13 470 рублей 97 копеек отменить и принять в этой части новое решение:
Взыскать с Иванова Алексея Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу ГУ -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии неправомерно полученные суммы ежемесячной компенсационной выплаты за осуществление ухода к страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13 470 рублей 97 копеек, в пользу бюджета Цивильского района Чувашской Республики государственную пошлину в сумме 538 рублей 80 копеек.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий, судья: В.М. Крылова