Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 27 марта 2023 года
Красногорский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи - ФИО4
при секретаре - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании права на назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Красногорский районный суд Брянской области с исковым заявлением к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании права на назначение пенсии по старости.
В обосновании своего искового заявления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отделение ПФ РФ по Брянской области (представительство – клиентскую службу на правах отдела в Красногорском муниципальном районе) Брянской области с заявлением о назначении ему государственной пенсии по старости на основании ст.ст. 33-35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Однако, ответчик – ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области своим решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказал, считая, что у него отсутствует право на снижение возраста по указанным основаниям.
Считает данный отказ незаконным по следующим основаниям:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил срочную военную службу в Советской Армии. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован и проживал в <адрес>, относящемуся к зоне проживания с правом на отселение.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал в <адрес>., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал в <адрес>., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал в <адрес> г. по настоящее время он зарегистрирован и проживает в <адрес>
<адрес> – в зоне проживания с льготно-экономическим статусом.
2
С момента аварии на ЧАЭС по настоящее время <адрес> входит в зону с загрязнением почвы цезием - 137 от 37 до 185 кБк/кв.м (от 1 до 5 Ки/кв.км, или стронцием- 90 от 5,55 до 18,5 кБк/кв.м (от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км), или плутонием – 238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/кв.м (от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв, что соответствует зоне проживания с периодическим радиационным контролем. То есть, зона радиоактивного загрязнения на территории Республики Беларусь по плотности радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв. км, соответствует зоне радиоактивного загрязнения по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» с льготным социально-экономическим статусом. В связи с чем, просил суд обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области, назначить ему государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, просил удовлетворить его требования в полном объеме.
Ответчик – ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание также не прибыл, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против исковых требований истца, считает, что снижение возраста выхода на пенсию за проживание (работу) в зонах радиоактивного загрязнения на основании ст.ст.33, 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанный закон распространяется только на граждан Российской Федерации, а истец приобрел гражданство с ДД.ММ.ГГГГ В связи с тем, что период до ДД.ММ.ГГГГ истец не имел гражданства Российской Федерации, период его работы в зоне с правом на отселение до указанной даты не может быть учтен для снижения возраста выхода на пенсию за проживание в радиационный зоне. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ОПФР по Брянской области.
В соответствие со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и их представителей.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно справке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истец ФИО1 был зарегистрирован и постоянно проживал в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Данный населенный пункт в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относился к зоне проживания с правом на отселение,
3
с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время относится к зоне с льготно-экономическим статусом.
Согласно справке расчётно-справочного центра № Коммунального унитарного предприятия «Расчетно-справочный центр <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 действительно проживал и имел постоянную прописку в общежитии по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке расчётно-справочного центра № Коммунального унитарного предприятия «Расчетно-справочный центр <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №(8)3566 ФИО1 действительно проживал и имел постоянную прописку в общежитии по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке расчётно-справочного центра № Коммунального унитарного предприятия «Расчетно-справочный центр <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 действительно проживал (был зарегистрирован по месту жительства) по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки Колюдовской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что ФИО1 зарегистрирован и проживает в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Данный населенный пункт в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относился к зоне отселения, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время относится к зоне проживания льготно-экономическим статусом.
Согласно справке Военного комиссариата <адрес> ФИО1 проходил срочную военную службу в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке филиала «<адрес> центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №, населенный пункт <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время включительно входит в зону с загрязнением почвы цезием - 137 от 37 до 185 кБк/кв.м (от 1 до 5 Ки/кв.км, или стронцием- 90 от 5,55 до 18,5 кБк/кв.м (от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км), или плутонием – 238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/кв.м (от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв, что соответствует зоне проживания с периодическим радиационным контролем.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в отделение ПФ РФ по Брянской области (представительство – клиентскую службу на правах отдела в Красногорском муниципальном районе) Брянской области с заявлением о назначении ему государственной пенсии по старости.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ отделение ПФ РФ по Брянской области (представительство – клиентскую службу на правах отдела в Красногорском муниципальном районе) отказало ему в назначении
4
государственной пенсии по старости, указав, что он по нормам ст.ст. 33, 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не имеет права на пенсию по старости со снижением возраста.
В соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Частью первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8), граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны отселения до их переселения в другие районы (пункт 9).
Согласно ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием – 137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).
Таким образом, совокупность вышеуказанных обстоятельств позволяет достоверно считать установленным факт проживания и работы истца на территории проживания с льготно-экономическим статусом.
Согласно ст.49 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что плотность радиоактивного загрязнения почвы на территории <адрес>, соответствует плотности загрязнения почв цезием – 137 от 1 до 5 Ки/кв. км., определенной ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Таким образом, совокупность вышеуказанных обстоятельств позволяет достоверно считать установленным факт проживания и работы истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
5
Согласно ст.49 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403-О положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Таким образом, Закон гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (ст.3 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») в частности путём назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера – наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью – в определённой степени носит компенсационный характер.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учётом периода проживания (работы) на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
В судебном заседании судом установлено, что истец ФИО1 проживал в зоне отселения 02 месяца 01 день, что не дает ему право на снижение возраста выхода на пенсию, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом проживал более 33 лет, что дает ему право на снижение возраста выхода на пенсию на 3 года. При этом ФИО1 в заявлении просит назначить ему пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, но в указанную дату он не имеет достижение возраста 57 лет. В ходе рассмотрения заявления ФИО1 достиг возраста 57 лет, имеет необходимый страховой стаж, поэтому приобрел право для назначения ему в соответствии со ст.33 указанного ФЗ пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года и его требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
6
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании права на назначение пенсии – удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на назначение государственной пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста в соответствии со ст.ст. 33-35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области назначить и выплачивать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Брянский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красногорский районный суд Брянской области.
Председательствующий судья: ФИО5