Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при помощнике Зенкевиче В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2552/2023 по административному исковому заявлению Килякова Олега Алексеевича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Киляков О.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением и установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 1 014 735,22 руб., архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости - по состоянию на 1 января 2020 года в размере 1 014 258,76 руб., а также кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года в размере 2 550 420,56 руб.
В обоснование заявленных требований Киляков О.А. указал, что он в период с 08.02.2022 по 12.01.2023 года являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №. В период с 08.02.2022 по 05.03.2022 года ему на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами № и №. Кадастровая стоимость указанных земельных участков превышала размер их рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика земельного налога.
Административный истец, административные ответчики: ГБУ СО ЦКО, Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица: ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти, Воробьев И.В., Красиков О.В., ООО «РБ-АВТОМАТИЗАЦИЯ» не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО представило письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, указало, что оставляет принятие решение на усмотрение суда, рыночная стоимость земельных участков, определенная отчетом об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые земельные участки.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, в период с 08.02.2022 по 12.01. 2023 года Киляков О.В. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 4325 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>
В период с 08.02.2022 по 05.03.2022 Киляков О.А. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 1686 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером № площадью 1685 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
В периоды владения на праве собственности указанными земельными участками, административный истец был обязан производить плату за земельный участок исходя из кадастровой стоимости.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № и № определена актом ГБУ СО ЦКО АОКС-63/2022/000044 от 25.02.2022 года по состоянию на 1 января 2020 года в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером №- в размере 1 783 197,9 руб., земельного участка с кадастровым номером №- в размере 1 782 140,25 руб., приведенная кадастровая стоимость земельных участков является архивной.
В соответствии с пунктами 6, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В связи с тем, что у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости земельных участков, кадастровая стоимость которых затрагивает права административного истца, в связи с этим суд считает подлежащим восстановлению пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Административным истцом оспаривается также актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена актом ГБУ СО ЦКО АОКС-63/2023/000075 от 21.03.2023 года по состоянию на 1 января 2022 года в размере 4 807 626,75 руб.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 056-1-23-2 от 1 ноября 2023 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Глобал Апрайс», которым величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 1 014 735,22 руб., земельного участка с кадастровым номером №- в размере 1 014 258,76 руб. по состоянию на 1 января 2020 года.
Отчетом об оценке № 056-1-23-1 от 1 ноября 2023 года, выполненным ООО «Глобал Апрайс», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере 2 550 420, 56 руб.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» оценщик выполнил оценку по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В отчетах представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчетах имеются ссылки на используемые источники информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки сделано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
Замечания к отчетам об оценке сторонами не представлены, ходатайств о назначении судебной экспертизы от сторон не поступило.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного, оснований не доверять выводам, содержащимся в отчетах об оценке, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах имеются основания для установления кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости в размерах, определенных отчетами об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 16 ноября 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 4325 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 550 420,56 ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 1686 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 014 735,22 ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 1685 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 014 258,76 ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.