Дело № 2-248/2024
УИД 33RS0002-01-2024-000087-05
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 июня 2024 г. г. Меленки
Меленковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего Понявиной О.В.,
при секретаре Марковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ВТГ-Вода» о признании противоправным бездействия по неисполнению требований санитарного законодательства и возложении обязанности привести качество воды в надлежащее состояние,
установил:
Управление Роспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд с иском к ООО «ВТГ-Вода» и просит:
признать противоправным бездействие, выразившееся в неисполнении требований санитарного законодательства;
- обязать привести качество питьевой воды, поставляемой жителям д. <адрес> в соответствие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу ( л.д. 3-5, 183 ).
Представитель истца - Управления Роспотребнадзора по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие и удовлетворить иск ( л.д.180, 181).
Представитель ответчика ООО «ВТГ-Вода» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие ( л.д.186).
В письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать, поскольку без строительства водозаборного сооружения очистки воды (станции обезжелезивания) общество не имеет возможности привести качество воды в надлежащее состояние. При этом администрация муниципального образования <адрес> обязана принять меры для обеспечения населения качественной водой, в связи с чем считает общество ненадлежащим ответчиком ( л.д.42-43).
Представитель третьего лица - администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом ( л.д.180, 193).
Представитель третьего лица - администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом ( л.д.153, 180,185).
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее ГПК РФ) суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив доводы сторон, исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) (пункт 4); гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6). Частью 1 статьи 12 названного Федерального закона закреплено, что органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. В силу части 1 статьи 23 того же Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (часть 3 статьи 1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). Согласно статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2). В соответствии с пунктом 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более чем на величину ошибки метода определения показателей.
Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитании приведены в разделе III, таблицы 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, где показатель железа не может превышать 0, 3 мг/дм3, мутность 1,5 мг/дм3.
Пунктами 5 - 9 статьи 23 Закона о водоснабжении урегулированы случаи несоответствия средних уровней показателей проб питьевой воды нормативам качества питьевой воды и порядок приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Срок установления отклонения от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды, установлен пунктом 9 статьи 23 Закона о водоснабжении и определяется сроком реализации мероприятий по улучшению качества питьевой воды (но не более 7 лет) для конкретной системы водоснабжения. В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.03.2021 № 02/4905-2021-23 «О применении СанПиН 2.1.3684-21» указано, что в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 23 Закона о водоснабжении на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. Кроме того, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определено, что срок установления отклонения от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды, установлен пунктом 9 статьи 23 Закона о водоснабжении и определяется сроком реализации мероприятий по улучшению качества питьевой воды (но не более 7 лет) для конкретной системы водоснабжения. По смыслу приведенных правовых норм законодателем определены условия, при соблюдении которых допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям на период реализации такого плана мероприятий: снижение качества питьевой воды осуществляется лишь в пределах, установленных в плане мероприятий; нарушение показателей качества питьевой воды не влияет на ее безопасность; не происходит еще большее снижение качества питьевой воды в течение срока реализации плана мероприятий.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу (пункт 5.9).
В силу положений ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248- ФЗ « О государственном контроле ( надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контрольный надзорный орган может вынести предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложить принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ресурсоснабжающей и гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения на территории муниципального образования <адрес> определено ООО «ВТГ- Вода» ( л.д. 60-61).
На основании договора аренды №В/10 от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования <адрес> передала ООО «ВТГ- Вода» объекты водоснабжения, обеспечивающие водоснабжение на территории <адрес> с целью осуществления качественного, надежного и бесперебойного водоснабжения потребителей <адрес> и <адрес> ( п.1.3 договора) ( л.д. 47-59).
Согласно экспертному заключению № ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии во <адрес>» холодная вода из распределительной сети централизованного водоснабжения по адресу: <адрес>, д. Тургенево, <адрес> по санитарно - химическим показателям не соответствует СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Имеет место превышение железа, показатели которого составляют 0,47 мг/дм3 при допустимой норме не более 0,3 мг/дм3 ( л.д. 7).
Из протокола лабораторных испытаний качества воды из системы централизованного водоснабжения распределительной сети по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что состояние железа общего не соответствует требованиям п. 75 раздела 1VСанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, так как выявлено превышение уровня гигиенических нормативов по содержанию железа общего более чем на величину допустимой ошибки метода определения показателя. Концентрация железа общего составила 0,47 мг/дм3 при норме не более 0,3 мг/дм3. По протоколу испытания от ДД.ММ.ГГГГ концентрация железа общего составила 0,46 мг/дм3 при норме не более 0,3 мг/дм3 ( л.д. 71-72). В связи с выявленными нарушениями санитарно- эпидемиологического законодательства, должностным лицом Роспотребнадзора в адрес ООО «ВТГ- Вода» ДД.ММ.ГГГГ направлено предостережение о необходимости соблюдения требований п.75 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий» ( л.д.192).
Вместе с тем по протоколу испытания качества воды из системы централизованного водоснабжения по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ концентрация железа общего составила 1,1 мг/дм3 при норме не более 0,3 мг/дм3, мутность 6,8 мг/дм3 при норме не более 1,5 мг/дм3 ( л.д. 187). По протоколу испытания качества воды из системы централизованного водоснабжения по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ концентрация железа общего составила 0,56 мг/дм3 при норме не более 0,3 мг/дм3, мутность 3,5 мг/дм3 при норме не более 1,5 мг/дм3 ( л.д.189 ).
Согласно протоколу испытания качества воды из системы централизованного водоснабжения по адресу: <адрес>, д. <адрес>, скважина № от ДД.ММ.ГГГГ концентрация железа общего составила 0,35 мг/дм3 при норме не более 0,3 мг/дм 3; в скважине № концентрация железа общего составила 0,68 мг/дм3, мутность 3,3 мг/дм3 при норме не более 1,5 мг/дм3 ( л.д.158). Основания для вынесения предостережения о необходимости приведения качества воды в надлежащее состояние непосредственно ООО «ВТГ- Вода» у должностного лица Управления Роспотребнадзора по <адрес> имелись. Предостережение выдано в пределах полномочий Управления Роспотребнадзора по <адрес>.
Вместе с тем до настоящего времени качество воды в соответствие требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21, не приведено.
Доводы ответчика о том, что обеспечение качественной водой не относится к его компетенции и общество является ненадлежащим ответчиком, противоречат требованиям части 1 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которой именно на организацию, осуществляющую холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, возложена обязанность, подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Сам по себе факт промывки водопроводных сетей ответчиком не свидетельствует о том, что принимаемые обществом меры для поставки качественной питьевой воды потребителям, являются полными и достаточными.
Таким образом, ООО «ВТГ - Вода» обязанность по обеспечению жителей <адрес> качественной водой, поставляемой по сетям центрального водоснабжения, после вынесенного в его адрес предостережения, не исполнило, тем самым проявило незаконное бездействие.
Доказательств того, что в рассматриваемом случае разработан и согласован план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, который содержит в себе требования к параметрам несоответствия качества поставляемой воды в период реализации мероприятий, суду не представлено.
Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств принятия им возможных и достаточных мер для поставки воды, отвечающей санитарным нормам и правилам, и в материалах дела не содержится, сведений, при которых допускается отступление от параметров качества воды, иск подлежит удовлетворению.
Ссылка ответчика на необходимость строительства станции по обезжелезиванию и обращение с данным вопросом к администрации <адрес>, не являются препятствием к удовлетворению иска.
Истец просит возложить на ответчика обязанность привести качество воды в надлежащее состояние в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Сторона ответчика об увеличении срока не просила, доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок не представила.
Принимая во внимание характер допущенных ответчиком нарушений, права и законные интересы неопределенного круга лиц, время, которое имелось у ответчика для выполнения мероприятий по приведению качества воды в надлежащее состояние, учитывая, что некачественная питьевая вода может повлиять на здоровье граждан, суд в целях соблюдения баланса интереса сторон, полагает, что заявленный истцом срок является разумным, справедливым и достаточным.
На основании положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 600 руб., поскольку иск неимущественного характера предъявлен в интересах неопределенного круга лиц ( 300 руб. за требование о признании незаконным бездействия + 300 руб. за требование о возложении обязанности).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Управления Роспотребнадзора по <адрес> (ОГРН 2133327081952) к ООО «ВТГ-Вода» ( ИНН 3328024880) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить.
Признать противоправным бездействие ООО «ВТГ-Вода», выразившееся в неисполнении требований санитарного - эпидемиологического законодательства при обеспечении питьевой водой жителей д. <адрес>.
Обязать ООО «ВТГ-Вода» привести качество питьевой воды, поставляемой жителям д. <адрес> в соответствие требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «ВТГ-Вода» в доход бюджета госпошлину в сумме 600 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы во Владимирский областной суд через Меленковский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий О.В.Понявина