Дело 2-1344/2024
51RS0001-01-2024-000778-57
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2024 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2024 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Волковой Ю.А.,
при помощнике судьи Восканян Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области к Рейзвих А.А. о понуждении разработать и предоставить проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области обратилось в суд с иском к Рейзвих А.А. о понуждении разработать и предоставить проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
В обоснование иска указано, что между Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области и Рейзвих А.А. был заключен договор аренды лесного участка №, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. № сроком на 49 лет 11 месяцев 29 дней.
Согласно акту приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ. Приложение № к Договору Рейзвих А.А. принял для осуществления рекреационной деятельности лесной участок с кадастровым номером №, расположенный <адрес>
Рейзвих А.А. в соответствии с договором не был разработан проект освоения лесов.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия № от ДД.ММ.ГГГГ. с требованием предоставления проекта освоения лесов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. претензия оставлена без удовлетворения.
Просит суд обязать Рейзвих А.А. в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить в Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства по Мурманской области проект освоения лесов на арендуемый по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. лестной участок, с кадастровым номером №, расположенный <адрес>
Представитель истца Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик Рейзвих А.А. в судебное заседание не явился, признается судом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с положениями ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ и разъяснениями, данными в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25.
В соответствии с требованиями ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы настоящего гражданского дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесное законодательство основывается, в том числе и на следующих принципах: обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей природной среде и здоровью человека.
В силу ч. 1 ст. 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 8 ст. 11 Лесного кодекса РФ).
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ осуществление рекреационной деятельности относится к одному из возможных видов использования лесов, для которой на землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства.
При этом, а лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (ч. 3 ст. 41 Тесного кодекса РФ).
«Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности» утверждены Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 № 62 (далее - Правила).
В силу п. 9 Правил, лица использующие леса для осуществления рекреационной деятельности обязаны составлять проект освоения лесов и осуществлять использование лесов в соответствии с таким проектом.
Согласно части 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Защитные леса в силу ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Во исполнение ч. 7 ст. 21 Лесного кодекса РФ распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р утвержден «Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов», в пункте 6 которого перечислены соответствующие объекты для осуществления рекреационной деятельности в указанных лесах, но за исключением особо защитных участков лесов, а именно: площадка для игр (детская), отдыха, занятий спортом, установки мусоросборников; форма малая архитектурная (некапитальное нестационарное сооружение, включая беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны); элемент благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина); линия связи; линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения; постройка временная, используемая в рекреационных целях; трубопровод подземный.
Согласно ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду составляют проект освоения лесов.
Как следует из п. 3 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности разрабатывается на срок не более 10 лет, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) (п. 30 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69).
Согласно ч.ч. 1, 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 «Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 (далее - Порядок), целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (п. 9 Порядка).
В судебном заседании установлено, что между Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области и Рейзвих А.А. был заключен договор аренды лесного участка №, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. № сроком на 49 лет 11 месяцев 29 дней.
Согласно акту приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ Приложение № к Договору Рейзвих А.А. принял для осуществления рекреационной деятельности лесной участок с кадастровым номером №, расположенный <адрес>
Согласно п.п. «г» п. 3.4 договора аренды арендатор обязан в течении 6 месяцев с даты заключения Договора аренды разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
Согласно пп. «а», «б» п.8 Правил использования лесов для осуществления реакционной деятельности, утвержденными приказои Минприроды России от 09.11.2020г. №908, предусмотрено, что лица, использующие леса для осуществления реакционной деятельности обязаны составлять проект освоения лесов; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ответчика была направлена претензия № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием предоставления проекта освоения лесов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. претензия оставлена без удовлетворения.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени проект освоения лесов Рейзвих А.А. не разработан, для проведения государственной экспертизы в Министерство не предоставлен, освоение лесного участка осуществляется без проекта, что недопустимо.
Поскольку до настоящего времени ответчиком требования лесного законодательства не устранены, требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая порядок и сроки проведения всех необходимых мероприятий к принятию мер, устраняющих выявленные нарушения, суд полагает разумным установить срок разработки и предоставления экспертизы в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 57, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░