Дело № 2-400/2023
УИД:66RS0032-01- 2023-000305-24
Решение изготовлено в
окончательной форме
25 мая 2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2023 года г. Кировград
Кировградский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Альшевской Е.В.,
при секретаре Гудковой Е.С.,
с участием:
старшего помощника прокурора г. Кировграда Желновода Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Интер РАО-Электрогенерация» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кировградский городской суд Свердловской области с иском к Акционерному обществу «Интер РАО-Электрогенерация» (далее АО «Интер РАО-Электрогенерация») о понуждении к совершению действий, указав в обоснование заявленных требований следующее: прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее ГТС) в деятельности филиала «Верхнетагильская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация» за период 2022-2023 гг. По результатам проверки установлено, что в собственности АО «Интер РАО-Электрогенерация» находится Тагильский гидроузел в составе комплекса ГТС филиала «Верхнетагильская ГРЭС» на Вогульском пруде в г. Верхнем Тагиле (адрес: промплощадка, сектор Промышленный проезд № 4, г. Верхний Тагил, Свердловская область, 624160), ГТС относится ко 2 классу опасности и имеет неудовлетворительный уровень безопасности комплекса (код ГТС- 214650000417000). В отношении ГТС 01.07.2022 утверждена декларация безопасности№ 20-22/06/0123-00-2РЭС, которая разработана филиалом «Верхнетагильская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация». Согласно п. 12.2 Декларации безопасности наиболее тяжелой вероятной аварией в рамках предварительного анализа опасностей, выполненного в Расчете размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений филиала «Верхнетагильская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация» является сценарий № 2, при котором произойдет разрушение участка грунтовой плотины Верхнетагильского гидроузла, возможное вследствие перефорсировки Верхнетагильского водохранилища в период прохождения паводков, или при частичном опорожнении Вогульского водохранилища в результате прорыва плотины Вогульского гидроузла, а также нарушения устойчивости или фильтрационной прочности сооружения; следствием будет образование прорана в теле плотины с затоплением нижнего бьефа. На основании п. 16 Декларации безопасности наиболее тяжелая авария на ГТС Верхнетагильской ГРЭС (сценарий №2), с учетом возможного числа пострадавших и размера имущественного ущерба, носит «Федеральный» характер. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 (ред. от 20.12.2019) установлена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которой чрезвычайной ситуацией федерального характера, является ситуация, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.
Несмотря на то, что ГТС относится ко 2 классу опасности, а возможная чрезвычайная ситуация носит федеральный характер и влечет за собой частичное разрушение плотины, затопление близлежащих к ГТС населенных пунктов, в число пострадавших могут войти 362 человека, в том числе погибших - 174 человека, до настоящего времени уровень безопасности ГТС остается неудовлетворительным.
В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 12.12.2018 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению динамических моделей пересмотра периодичности проведения плановых проверок гидротехнических сооружений при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений» неудовлетворительный уровень безопасности гидротехнического сооружения - снижение механической или фильтрационной прочности, превышение предельно допустимых значений критериев безопасности для работоспособного состояния сооружений и оснований, другие отклонения от проектного состояния, способные привести к развитию аварии (декларация безопасности гидротехнического сооружения утверждается Ростехнадзором на срок не более 3 лет).
Декларация безопасности выдана филиалу «Верхнетагильская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация» на срок 1 год. Для повышения уровня безопасности ГТС, в соответствии с п. 17 Декларации безопасности филиалу «Верхнетагильская ГРЭС» АО «Интер РАО — Электрогенерация» необходимо предусмотреть выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности ГТС, рекомендованных комиссией в Акте регулярного обследования от 19.10.2021, в том числе: реализовать проект по сопряжению ЛСО с ЕДДС МО ГО Верхний Тагил в срок до 25.12.2022 (п. 1 табл. 17.1.1); на случаи отказов или аварий гидротехнических сооружений разработать проектную документацию по их раннему предотвращению (с учетом расчетных материалов по воздействию волн прорыва из водохранилищ) и соответствующие инструкции по их ликвидации в срок до 25.12.2024 (п. 4 табл. 17.1.1); на дефектных участках восстановить поверхностный слой бетона водосливной грани в левобережном пролете Верхнетагильского гидроузла в срок до 25.12.2023 (п. 8 табл. 17.1.1); для поверхностных затворов башенного водосброса Вогульского гидроузла обеспечить плотное прилегание к опорному контуру, минимизирующее протечки через уплотнения в срок до 25.12.2024 (п. 11 табл. 17.1.1). До настоящего времени указанные мероприятия не выполнены, уровень безопасности ГТС остается пониженным.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Согласно ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» одними из принципов защиты населения от чрезвычайных ситуаций являются: заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
На основании ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» установлено, что зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) располагаются на расстоянии до 6 км от объектов. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах осуществляющих хозяйственную деятельность обеспечиваются за счет собственных средств этих объектов.
Ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов возложена на министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, - рабочих и служащих этих объектов, рабочих и служащих других предприятий, учреждений и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения, штабов гражданской обороны республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты.
В силу ч. 1 ст. 10 Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязанасоздавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
В Положении о системах оповещения населения, утвержденном приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020, основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, перечисленные в пункте 7 настоящего Положения, объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения; руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения; людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения (п. 14).
Исходя из содержания вышеприведенных норм, на АО «Интер РАО – Электрогенерация» при эксплуатации гидротехнических сооружений, включенных в Регистр сведений о ГТС как сооружение 2 класса опасности, возложена обязанность по заблаговременному проведению комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС, в том числе по проведению работ по сопряжению локальной системы оповещения с ЕДДС Верхний Тагил, разработке проектной документации по раннему предотвращению отказов или аварий ГТС и соответствующих инструкций по их ликвидации, восстановлению на дефектных участках поверхностного слоя бетона водосливной грани в левобережном пролете Верхнетагильского гидроузла, обеспечению плотного прилегания к опорному контуру поверхностных затворов башенного водосброса, однако до настоящего времени указанная обязанность не исполнена, что влечет неудовлетворительный уровень безопасности ГТС и как следствие возможные угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в зоне затопления в результате возможной чрезвычайной ситуации.
При этом, факт указания в Декларации безопасности и предписании от 05.03.2021 № ПР-332-730-о/П2 (с учетом письма Уральского Управления Ростехнадзора от 12.12.2022 № 332-19490) сроков выполнения указанных работ, не свидетельствует об освобождении общества от исполнения предусмотренных законом обязанностей по их проведению до истечения таких сроков, в целях обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации и ее последствий.
Просит возложить на ответчика обязанность осуществить на объекте Верхнетагильская ГРЭС на Вогульском пруде в г. Верхнем Тагиле по адресу: промплощадка, сектор Промышленный проезд № 4, г. Верхний Тагил, Свердловская область, 624160, работы по:
сопряжению локальной системы оповещения с Единой дежурной диспетчерской службой муниципального образования городского округа Верхний Тагил, а именно обеспечить доведения сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объектов; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ, города; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения в срок до 25.10.2023;
разработке проектной документации по раннему предотвращению отказов или аварий гидротехнического сооружения (с учетом расчетных материалов по воздействию волн прорыва из водохранилищ) и соответствующих инструкций по их ликвидации в срок до 25.12.2024;
восстановлению на дефектных участках водосливной грани в левобережном пролете Верхнетагильского гидроузла поверхностного слоя бетона в срок до 25.12.2023;
обеспечению плотного прилегания к опорному контуру поверхностных затворов башенного водосброса Вогульского гидроузла, минимизирующего протечки через уплотнения в срок до 25.12.2024.
Определением суда от 24.05.2023 требование о возложении на ответчика обязанности осуществить на объекте Верхнетагильская ГРЭС на Вогульском пруде в г. Верхнем Тагиле по адресу: промплощадка, сектор Промышленный проезд № 4, г. Верхний Тагил, Свердловская область, 624160, работы по сопряжению локальной системы оповещения с Единой дежурной диспетчерской службой муниципального образования городского округа Верхний Тагил, а именно обеспечить доведения сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объектов; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ, города; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения, выделено в отдельное производство.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кировграда Желновод Д.В. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Литвинова Е.А., действующая на основании доверенности от 31 января 2023 года, в судебном заседании указала, что ответчик заявленные требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора (за исключением требования, выделенного в отдельное производство) признает в полном объеме, просит принять признание иска.
Согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае, если признание иска выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания (ч. 1). Суд разъясняет последствия признания иска (ч. 2). В случае непринятия судом признания иска ответчиком суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу (ч. 4).
В силу ч. 4.1 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Правовые последствия признания иска, а именно то, что в случае принятия судом признания иска, решение об удовлетворении исковых требований, согласно ч. 4.1 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации будет немотивированным со ссылкой на их признание, представителю ответчика разъяснены и понятны.
Признание иска является добровольным, не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. С учетом указанного, суд принимает признание иска. Соответственно, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход муниципального образования Кировградский городской округ в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Интер РАО-Электрогенерация» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Возложить на Акционерное общество «Интер РАО-Электрогенерация» (ИНН 7704784450) обязанность осуществить на объекте Верхнетагильская ГРЭС на Вогульском пруде в г. Верхнем Тагиле по адресу: промплощадка, сектор Промышленный проезд № 4, г. Верхний Тагил, Свердловская область, 624160, работы по:
разработке проектной документации по раннему предотвращению отказов или аварий гидротехнического сооружения (с учетом расчетных материалов по воздействию волн прорыва из водохранилищ) и соответствующих инструкций по их ликвидации в срок до 25.12.2024;
восстановлению на дефектных участках водосливной грани в левобережном пролете Верхнетагильского гидроузла поверхностного слоя бетона в срок до 25.12.2023;
обеспечению плотного прилегания к опорному контуру поверхностных затворов башенного водосброса Вогульского гидроузла, минимизирующего протечки через уплотнения в срок до 25.12.2024.
Взыскать с Акционерного общества «Интер РАО-Электрогенерация» государственную пошлину в доход муниципального образования Кировградский городской округ в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы и (или) принесения представления через Кировградский городской суд Свердловской области.
Судья: Е.В.Альшевская