Решение по делу № 2-22/2015 (2-978/2014;) от 24.11.2014

Дело № 2-22/2015 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Звенигово 19 января 2015 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре К.А.Г., с участием истицы Абрамовой Т.В., ее представителя по ордеру от <дата> адвоката Надеждина А.В., ответчика М. А.В., его представителя по доверенности от <дата> Бородулина М.Г., представляющего также интересы по доверенности от <дата> М. В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Абрамовой Т. В. к Муравьеву А. В. о признании принявшей наследство, оставшегося после Муравьевой А. Г., признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону на имя Муравьева А. В., признании права собственности на 1/9 долю в праве собственности на квартиру <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Абрамова Т.В. обратилась в суд с иском к М. В.А., М. А.В. с вышеуказанным иском, с учетом уточнений просила признать ее принявшей наследство М. А.Г., признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону на имя М. А.В., признать право собственности в порядке наследования на долю наследственного имущества. В обоснование исковых требований указала, что <дата> умерла ее мать М.А.Г., после смерти которой осталось наследственное имущество, состоящее из 1/3 доли в праве собственности на трехкомнатную квартиру <адрес> Наследниками к имуществу М.А.Г. являются переживший супруг М. В.А., дочь Абрамова (до брака М.) Т.В., сын М. А.В. В установленный законом срок она в нотариальный орган с заявлением о вступлении в права наследования не обратилась, но фактически приняла наследство матери, поскольку после смерти М.А.Г. завладела принадлежащими матери ювелирными украшениями из золота (серьги, перстень с камнем цвета «незрелый гранат», обручальное кольцо, цепочка, кулон), передающиеся по наследству по женской линии, а также 6 хрустальных рюмок. В <дата> ей стало известно, что нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону ответчикам М. В.А. и А.В.

В судебном заседании истица Абрамова Т.В., ее представитель адвокат Надеждин А.В. поддержали заявленные требования к М. А.В. Абрамова Т.В. объясняла, что вскоре после смерти М.А.Г., еще до похорон, в присутствии ее подруг Д.М.Н., И.Л.Ю., помогавших в подготовке ритуальных мероприятий, отец М. В.А. передал ей принадлежавшие матери золотые украшения, завернутые в ткань светлого цвета. Приняла и хранит золотые украшения, носит их. На 9-ый день после похорон взяла на память 6 хрустальных рюмок. К нотариусу не обращалась, полагая, что без нее другие наследники оформить наследственные права не смогут. В момент смерти матери была беременна и имелись проблемы со здоровьем, разговор о наследственных правах с родственниками не инициировала, соглашаясь с тем, что в квартире продолжает проживать отец. Заверяя в <дата> копию диплома об образовании, узнала у нотариуса, что свидетельство о праве на наследство М.А.Г. выдано брату М. А.В., который, обращаясь в <дата> с заявлением о принятии наследства, ее в числе других наследников по закону первой очереди не указал.

От требований к М. В.А. истица отказалась, о чем вынесено отдельное определение.

Ответчик М. А.В., его представитель Бородулин М.Г., представляющий также интересы М. В.А. иск не признали, указывая на то, что истица не доказала принадлежность вещей, якобы принятых ею в наследство, наследодателю. Если Абрамова Т.В. и приняла какие-то предметы, то как подарок либо на память, кроме того ею пропущен срок исковой давности.

М. В.А., третье лицо нотариус нотариальной палаты Республики Марий Эл и Звениговского нотариального округа К.В.В. в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело без участия не явившихся лиц.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, исследовав наследственное дело к имуществу М.А.Г., оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что на условиях договора мены квартир от <дата> М. В.А., М. А.Г. и М. А.В. на праве общей совместной собственности принадлежала трехкомнатная квартира <адрес>, общей площадью 53,7 кв.м.

Соглашением от <дата> М. А.В. и В.А. доли каждого из сособственников определены равными 1/3, включая М.А.Г.

Наследниками по закону первой очереди к наследственному имуществу М.А.Г. являются ее супруг М. В.А. и дети: Абрамова Т.В. и М. А.В.

Из наследственного дела к наследственному имуществу М.А.Г. усматривается, что в установленный законом срок в нотариальный орган с заявлением о принятии наследства после ее смерти обратился лишь ответчик М. А.В. Супруг М. В.А. от причитающейся ему доли наследства после смерти М. А.Г. отказался в пользу сына М. А.В., которому <дата> выданы свидетельства о праве на наследство по закону на денежные вклады и 1/3 доли <адрес> О наличии других наследников (Абрамовой Т.В.) М. А.В. нотариусу не сообщил.

За М. А.В. зарегистрировано право собственности на 2/3 в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> (свидетельство серии от <дата>).

В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.

Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей.

Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).

Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Положения статьи 1146 ГК РФ предусматривают, что доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса и делится между ними поровну.

Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Статья 1153 ГК РФ допускает оформление наследственных прав как путем подачи заявления о принятии наследства нотариусу, так и в случаях фактического принятия наследства, т.е. признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

Фактическое принятие наследства выражается в таких действиях наследника, из которых усматривается, что наследник не отказывается от наследства, а изъявил волю приобрести его (вступление во владение или управление наследственным имуществом, принятие мер по сохранению наследственного имущества, защита его от посягательств или притязаний других лиц, несение расходов на содержание наследственного имущества, оплата долгов наследодателя и получение от третьих лиц причитавшихся наследодателю денежных средств). В соответствии со ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

По утверждению истицы Абрамовой Т.В. она фактически приняла наследство после смерти М.А.Г., поскольку сразу после ее смерти она взяла из дома принадлежащие матери золотые украшения, хрустальные рюмки. Суд признает установленным факт того, что предъявленные истцом суду ювелирные украшения из золота (серьги в форме полумесяца, перстень с камнем розового цвета, массивное обручальное кольцо) действительно принадлежали умершей М.А.Г., что подтверждается показаниями свидетелей, семейными фотографиями, а потому приходит к выводу, что Абрамовой Т.В. представлены надлежащие доказательства фактического принятия ею в установленный законом срок наследства матери. Так, свидетели Д.М.Н., И.Л.Ю, показали, что в вечернее время в комнате, где стоял гроб с покойной М.А.Г., М. В.А. передал Абрамовой Т.В. сверток с золотыми изделиями. М. Т.В. развернула сверток, спрятала ценности, поблагодарив отца. Указанные свидетели подтвердили как то, что ранее видели указанные золотые украшения на М.А.Г., так и впоследствии на Абрамовой Т.В. Узнали изделия по форме (серьги «крупные, похожи на татарские, в форме полумесяца», перстень с розовым камнем, широкое обручальное кольцо).

Указанные свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, их показания согласуются с иными представленными в дело доказательствами, а потому у суда не имеется оснований не доверять им по тому основанию, что они приходятся подругами Абрамовой Т.В.

То обстоятельство, что их показания противоречат объяснениям истицы Абрамовой Т.В. в той части, что последняя показала суду, что не разворачивала сверток в момент его получения, об ином не свидетельствуют. Сама истица поясняла, что сильно переживала по поводу смерти матери, находилась в подавленном состоянии, что предполагается и не подлежит доказыванию представлением медицинской документации.

Свидетель А.О.А., работавшая вместе с М.А.Г. в одной организации, также узнала в представленных на обозрение золотых изделиях украшения, которые носила М.А.Г.

Обстоятельства обращения Абрамовой Т.В. в собственность золотых изделий М.А.Г. стороной ответчика не опровергнуты, довод представителя М. В.А. о том, что после смерти М.А.Г. из квартиры стали пропадать вещи, были вынуждены сменить замок, доказательствами не подтвержден.

Непременным условием признания фактического принятия наследства является совершение действий именно с целью принятия наследства, т.е. ради приобретения этого имущества. Из буквального содержания ч. 3 ст. 1153 ГК РФ следует, что действия наследника должны бесспорно подтверждать его волю, направленную на приобретение наследства.

По своей правовой природе согласно главы 64 ГК РФ принятие наследства является фактическим индивидуальным актом и представляет собой одностороннюю сделку, обладающую обратной силой, которой присущи безусловность, безоговорочность, недробимость, которая должна быть осуществлена в установленном порядке в сроки и способами, определенными законодательством. Исходя из ст. 1110 ГК РФ, недробимость принятия наследства заключается в том, что, приняв часть наследственного имущества, наследник признается принявшим все наследство, приходящееся на его долю, в едином целом, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Каждый наследник осуществляет право на принятие наследства самостоятельно своей волей и независимо от других наследников.

По смыслу приведенных выше правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, наследником, принявшим наследство, считается только тот, кто своими действиями преследует цель принять наследство. Как следует из искового заявления, объяснений представителя Надеждина А.В., показаний упомянутых свидетелей, ювелирные изделия, представленные суду в качестве вещественных доказательств, были переданы Абрамовой Т.В. ее отцом.

В соответствии с правовыми нормами раздела Гражданского кодекса РФ "Наследственное право" законодатель подразумевает под принятием наследства существенные действия, направленные на вступление во владение имуществом и принятие мер к охране наследства с целью приобретения прав наследника. Приобретение незначительных малоценных вещей, в том числе малоценных личных предметов на память, имеет иную цель, чем предусмотрено в понятии принятия наследства, и не может служить основанием для возникновения наследственных правоотношений.

Абрамова Т.В. участвовала в ритуальных мероприятиях в связи со смертью матери, похоронах и поминальных обедах. Тот факт, что ее отец М. В.А., который проживая совместно с М.А.Г., знал о месте хранения ценностей, вскоре после смерти супруги передал Абрамовой Т.В. золотые украшения, по мнению суда, свидетельствуют о передаче ей отцом и принятии ею наследства матери. С учетом обстоятельств, при которых передавались ювелирные изделия, суд полагает, что подарком они не являются.

Представленные суду ювелирные украшения являются не просто личными вещами М.А.Г. Выполненные из золота, перстень с вставкой из драгоценного камня, они являются предметами роскоши, а потому суд не может согласиться с доводами стороны ответчика о том, что принятие этих вещей могло осуществляться лишь на память о матери. Истица завладела ими, хранит указанные вещи и пользуется ими, что свидетельствует о фактическом принятии наследства.

Довод ответчика М. А.В. о том, что жилой дом <адрес> был подарен Абрамовой Т.В. с условием, что она не будет претендовать на спорную квартиру после смерти матери (определение Звениговского районного суда от <дата>, л.д. 50-51) правового значения не имеет, поскольку в отсутствие завещания наследодателя права наследования по закону истицей имущества М.А.Г. не исключает.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что за Абрамовой Т.В. подлежит признанию право собственности на 1/9 долю трехкомнатной квартиры <адрес>, в порядке наследования после смерти матери М.А.Г.

Довод стороны ответчика о пропуске срока исковой давности суд полагает несостоятельным. Приняв наследство в виде ювелирных украшений из золота, Абрамова Т.В. приняла все принадлежащее наследодателю имущество, включая долю в праве на спорное недвижимое имущество, а потому с момента смерти матери является его собственником. То обстоятельство, что Абрамова Т.В. не несла расходов по его содержанию, соглашаясь с тем, что в данной квартире продолжает проживать отец М. В.А., который и оплачивает коммунальные платежи, об утрате права собственности на имущество не свидетельствует. Узнав в <дата> об оформлении наследства матери М. А.В., в <дата> года она обратилась в суд за защитой нарушенного права.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истицей при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 685 руб. 87 коп., которая подлежит взысканию в ее пользу с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Абрамовой Т.В. удовлетворить.

Признать Абрамову Т. В. принявшей наследство, открывшееся после смерти М.А.Г.

Признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону, выданное нотариусом Звениговского нотариального округа <дата> на имущество умершей <дата> М.А.Г. Муравьеву А. В..

Признать за Абрамовой Т. В. право собственности на 1/9 долю в праве собственности на квартиру <адрес> в порядке наследования после смерти <дата> матери М.А.Г..

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Взыскать с Муравьева А. В. в пользу Абрамовой Т. В. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины <.....> коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2015 года

2-22/2015 (2-978/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Абрамова Т.В.
Ответчики
Муравьев А.В., Муравьев В.А.
Суд
Звениговский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
zvenigocsky.mari.sudrf.ru
26.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2014Передача материалов судье
26.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.12.2014Предварительное судебное заседание
26.12.2014Судебное заседание
19.01.2015Судебное заседание
19.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее