Дело №5-7/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 января 2023 года город Архангельск, пр. Ломоносова, дом 203
Судья Приморского районного суда Архангельской области Ковач Н.В.,
с участием помощника военного прокурора Северодвинского гарнизона Сирченко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Акционерное общество «Военторг-Запад», расположенного по адресу: <адрес> (ОГРН №, ИНН №),
установил:
Акционерное общество «Военторг-Запад» совершило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке и утилизации отходов производства и потребления при следующих обстоятельствах.
При проведении проверки заместителем военного прокурора Северодвинского гарнизона Щербина А.В. было установлено, что Акционерное общество «Военторг-Запад» по месту осуществления деятельности обособленного подразделения <данные изъяты> расположенного на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не выполняло требования, предусмотренные статьей 1, п.4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» п. 3, 5 ст. 16 Решения Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 года № 880 «О принятии технического регламента таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», п. 10.2 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию, а именно:
- на прилегающей территории зданий и сооружений, где осуществляют деятельность в нежилых помещения магазин <данные изъяты> и кафе <данные изъяты>, вблизи запасного выхода, через который работниками кафе осуществляется вынос отходов, на грунте имеются пищевые отходы (вареные макароны);
- отходы производства кафе <данные изъяты> работниками передаются не уполномоченному для этой деятельности лицу (организации).
- в кафе <данные изъяты> обособленного подразделения Общества имеется только один не маркированный контейнер для всех видов отходов.
- на прилегающей территории магазина <данные изъяты> обособленного подразделения Общества имеется место сбора и накопления вблизи запасного выхода отходов производства (картонная упаковочная тара, деревянные ящики, остатки полиэтиленовых пакетов, мусор);
- на территории магазина <данные изъяты> обособленного подразделения Общества отсутствуют мусоросборники, установленные на площадках с твердым покрытием, предназначенные для временного хранения отходов;
- отходы, накапливающиеся в магазине <данные изъяты> и кафе <данные изъяты> при осуществлении деятельности, передаются не уполномоченной для этой деятельности организации. Утилизация и накопление отходов указанным способом, приводит к загрязнению окружающей среды, возникновению угрозы жизни и здоровью человека.
В судебное заседание законный представитель АО «Военторг-Запад» не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. О времени и месте рассмотрения дела администрация извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. С учетом этого, дело рассмотрено в отсутствие законного представителя АО «Воентор-Запад» на основании п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ.
Кроме того, представитель АО «Военторг-Запад» Косарев М.И. направил в Приморский районный суд Архангельской области свою позицию по делу из которой следует, что договор на оказание услуг по обращению с отходами Общества на <адрес> не заключен ввиду отсутствия организаций, являющихся уполномоченным региональным оператором по обращению с отходами и осуществляющих свою деятельность на территории <адрес>. В связи с указанным полагают, что в действиях Общества отсутствует вина. При установлении в действиях Общества вины, просит применить положения ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку Общество осуществляет свою деятельность в интересах обеспечения потребностей государства, Вооруженных сир РФ, бюджетного финансирования не имеет, все расходы покрываются за счет собственных средств.
Помощник военного прокурора Северодвинского гарнизона Сирченко А.А. просил признать доводы, приведенные представителем АО «Военторг-Запад» в части отсутствия в действиях Общества вины, необоснованными. Полагал необходимым привлечь Общество к установленной законом административной ответственности.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, заслушав помощника военного прокурора Северодвинского гарнизона Сирченко А.А. суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности АО «Военторг-Запад» является - деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания. В соответствии с пунктами 3.8 и 3.9 Устава АО «»Военторг-Запад», утвержденного решением внеочередного общего собрания акционеров, принятым ДД.ММ.ГГГГ, Общество может в установленном порядке создавать в Российской Федерации или за ее пределами свои филиалы и открывать представительства, которые действуют на основании утвержденного Обществом положения. Филиал и представительство наделяются создавшим их Общество имуществом, которое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе Общества. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, их руководители назначаются генеральным директором Общества и действуют от имени Общества на основании доверенностей, выданных генеральным директором Общества. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени Обществ. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет Общество.
Согласно приказу врио генерального директора АО «Военторг-Запад» от ДД.ММ.ГГГГ № (приложение №) утверждено положение об обособленном подразделении <данные изъяты> (далее - обособленное подразделение) АО «Военторг-Запад» и в соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 1.4 которого обособленное подразделение является структурным подразделением АО «Военторг-Запад» и осуществляет свою деятельность на территории <адрес>, обособленным подразделением АО «Военторг-Запад» и не имеет статус юридического лица, не является самостоятельным участником гражданского оборота, в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации. Целями деятельности обособленного подразделения являются извлечение прибыли и обеспечение представления интересов Общества на Территории, осуществление функций и задач Общества в области торгово-бытового обеспечения потребителей, в том числе в воинских частях и учреждениях.
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № безвозмездного пользования недвижимым имуществом, заключенного между ФКУ <данные изъяты> и АО «Военторг-Запад», последнему переданы для организации торгово-бытового обслуживания военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих Минобороны России, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в местах службы и проживания в безвозмездное пользование нежилые помещения в здании <данные изъяты> (1 и 2 этаж, инв. №), расположенные по адресу: <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, где осуществляют указанную деятельность по месту нахождения обособленного подразделения магазин <данные изъяты> и кафе <данные изъяты> соответственно, в процессе которой образуются отходы производства и потребления (далее - отходы).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон) отходы - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с требованиями п. 4 ст. 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 3, 5 ст. 16 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. №880 «О принятии технического регламента таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» отходы в соответствии с категорией должны быть раздельно помещены в промаркированные, находящиеся в исправном состоянии и используемые исключительно для сбора и хранения таких отходов и мусора, закрываемые емкости. Удаление и уничтожение отходов из производственных помещений, с территории производственного объекта по производству (изготовлению) пищевой продукции не должны приводить к загрязнению пищевой продукции, окружающей среды, возникновению угрозы жизни и здоровью человека.
В соответствии с п. 10.2 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно- эпидемиологических требований к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» твердые коммунальные и иные отходы (далее - отходы) должны собираться в мусоросборники, установленные на площадках с твердым покрытием. Накопление и транспортирование отходов должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации <17>. Допускается временное хранение бывших в употреблении упаковки и упаковочных материалов без органических остатков и загрязнений на поверхности упаковки и упаковочных материалов в специально отведенных местах (в отдельном помещении, зоне, секции, отделе), за исключением торгового зала, производственных, в том числе фасовочных помещений, коридоров. При накоплении отходов в мусоросборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение промывки и дезинфекции мусоросборников, а также уборку, дезинсекцию и дератизацию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Проведенным ДД.ММ.ГГГГ осмотром с привлечением специалиста прилегающей территории зданий и сооружений, где осуществляют деятельность в нежилых помещения магазин <данные изъяты> и кафе <данные изъяты> военной прокуратурой Северодвинского гарнизона установлено, что юридическое лицо - АО «Военторг-Запад» не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления при сборе, накоплении, транспортировании, обработке и утилизации отходов производства и потребления.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Санкция данной статьи КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вина АО «Военторг-Запад» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в том числе суждением специалиста от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей, объяснениями повара 4 разряда обособленного подразделения Общества ФИО1, подсобного рабочего обособленного подразделения Общества ФИО2, военнослужащего в/части № рядового ФИО3, сообщением от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) исполняющего обязанности генерального директора АО «Военторг-Запад» ФИО4, директора обособленного подразделения <данные изъяты> АО «Военторг-Запад» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Все исследованные в судебном заседании доказательства являются достоверными, допустимыми и относимыми.
Анализируя и оценивая, в соответствие со ст.26.11 КоАП РФ, исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, судья считает вину АО «Военторг-Запад» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ доказанной. У АО «Военторг-Запад» имелась возможность для соблюдения требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления, за нарушение которых статьей 8.2 ч.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были прияты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При назначении АО «Военторг-Запад» административного наказания суд, согласно ст.4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Оценив представленные по делу доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, суд не усматривает оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку исходя из установленных обстоятельств, у суда не имеется оснований полагать, что деяние АО «Военторг-Запад» в данном случае не представляет существенного нарушения охраняемых законом общественных отношений в области охраны окружающей природной среды и в области деятельности при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судом только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, суд полает, что оснований для административного приостановления деятельности АО «Военторг-Запад» не имеется, и считает необходимым назначить АО «Военторг-Запад» административное наказание в виде штрафа. Суд полает, что данный вид административного наказания сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Судом учитывается, что АО «Военторг-Запад» осуществляет свою деятельность в интересах обеспечения потребностей государства, Вооруженных сил РФ, бюджетного финансирования не имеет, все расходы покрываются за счет собственных средств.
Указанные обстоятельства являются исключительными, поэтому с учётом положений ст. 1.7, ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 25.02.2014 № 4-П, судья приходит к выводу о назначении АО «Военторг-Запад» наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Акционерное общество «Военторг-Запад» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Мурманской области (Военная прокуратура Северного флота л/с 04491D10760), ИНН 5110003853, КПП 511001001, номер казначейского счета 03100643000000014900, единый казначейский счет (ЕКС) 40102810745370000041, наименование банка: Отделение Мурманск банка России // УФК по Мурманской области г. Мурманск, БИК 014705901, ОКТМО 47730000001, КБК 41511601201019000140, УИН 11009251631, назначение платежа: штраф.
В случае неуплаты в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, штраф будет взыскан в принудительном порядке и правонарушитель может быть подвергнут к административной ответственности в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административного ареста на срок до 15 суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов (ст. 20.25, 32.2 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного постановления.
Судья Н.В. Ковач
Мотивированное постановление изготовлено 1 февраля 2023 года.