Дело № 2-746/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кизляр, Республика Дагестан 21 сентября 2022 года
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Францевой О.В., при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием представителя истца ФИО2 – адвоката ФИО5, представителя ответчика Администрации ГО «<адрес>» ФИО6, представителя третьего лица – Отдела опеки и попечительства Администрации ГО «<адрес>» Хабибовой Л-Х.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации ГО «<адрес>» о возложении обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилого фонда детям-сиротам,
установил:
ФИО2 обратилась в Кизлярский городской суд с иском к администрации ГО «<адрес>» о возложении обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилого фонда в обоснование указав, что она относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, является сиротой. Как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в соответствии с Жилищным кодексом РФ и ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», она имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещениям на условиях договора социального найма. Она состоит на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма. Постановлением Администрации ГО «<адрес>» она включена в очередь детей сирот и детей, подлежащих с обеспечению жилыми помещениями. Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении (или учреждении социального обслуживания), a также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Федеральный законодатель не установил срок для исполнения данного обязательства. Таким образом, дети сироты должны быть обеспечены жильем по наступлению обстоятельств, перечисленных в норме. Аналогичные положения содержатся в ст.8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вопросы обеспечения жильем указанной категории переданы администрациям муниципальных районов и городских округов. В нарушение установленного законом порядка, до настоящего времени жилье ей не предоставлено. Позиция Верховного Суда РФ, касающаяся сроков предоставления жилья и очередности его предоставления такова. Согласно определению судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-АПГ14-8 «По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта Российской Федерации. Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 1 59-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств. Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет. Причем, объемы и сроки финансировании расходов, связанных с реализацией государственных гарантий, предусмотренных для детей сирот, не могут влиять на реализацию права в установленном законом порядке. На основании изложенного истец просит суд обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежаще, об уважительности причин неявки суд не уведомила.
Представитель истца ФИО2 – адвокат ФИО5 исковые требования в суде поддержала, дав аналогичные поданному иску пояснения.
Представитель администрации ГО «<адрес>» ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца, пояснив, что детям-сиротам, достигшим 18-летнего возраста предоставляются жилые помещения. Денежные средства на приобретение жилья выделяются из бюджета Республики Дагестан, переводятся в бюджет Администрации ГО «<адрес>». Не смотря на то, что закон гласит, что необходимо вне очереди предоставлять жилые помещения, денежные средства на эти цели не выделяются в необходимом объеме, поэтому Администрация ГО «<адрес>» не имеет финансовой возможности предоставить одновременно всем нуждающимся сиротам жилые помещения. Кроме того внеочередное предоставление жилого помещения нарушает права остальных нуждающихся в жилом помещении сирот. Просил, в случае удовлетворения искового заявления, предоставить отсрочку исполнения решения суда.
Представитель третьего лица – Отдела опеки и попечительства Администрации ГО «<адрес>» Хабибова Л-Х.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Выслушав объяснения сторон, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2, по следующим основаниям.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены минимальные государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующие социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.
В соответствии со ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Президент и Правительство РФ осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты.
В соответствии со ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещении по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 вышеуказанного пункта, по достижению ими 18 лет, а так же в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся и в ст.8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом установлено и не отрицается ответчиком, что на основании постановления Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за №, в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека, в связи со смертью матери и лишением отца родительских прав.
Судом также установлено, что постановлением Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за №, ФИО3 поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включена в список лиц имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные дополнительные гарантии (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов РФ (ст.5 Закона).
В связи с принятием ДД.ММ.ГГГГ Закона Республики Дагестан № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вопросы обеспечения жильем лиц указанной категории переданы администрациям муниципальных районов и городских округов.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено Министерству финансов РД и Министерству экономики РД совместно с Министерством образования РД, администрациями городов и районов при формировании республиканского бюджета РД ежегодно, начиная с 2002 года предусматривать средства на финансирование расходов на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 относится к категории дети-сироты и имеет статус – сирота, в 2019 году она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно копии диплома о среднем профессиональном образовании, ФИО2 в июне 2022 года окончила ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж».
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав, ФИО3 объектов недвижимости на территории Российской Федерации в собственности не имеет. До настоящего времени обязанность муниципального органа по обеспечению жильем ФИО2, которой исполнилось 20 лет и которая в июне 2022 года окончила учебу в образовательном учреждении среднего профессионального образования, не выполнена.
Из справки начальника отдела опеки и попечительства Администрации ГО «<адрес>» усматривается, что количество приобретенных жилых помещений для детей сирот зависит от ежегодного субсидирования и в порядке списка очереди детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, как было указано выше, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, из статьи 132 Конституции Российской Федерации, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В соответствии с вышеуказанными федеральными законами был принят Закон Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
В силу части 2 статьи 3 названного Закона органы местного самоуправления, в том числе, обязаны осуществлять государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан.
Вопрос о финансовом обеспечении государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован ст.5 Закона Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
В силу указанной нормы, а также ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГг. № «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено Министерству финансов РД и Министерству экономики РД совместно с Министерством образования РД, администрациями городов и районов при формировании республиканского бюджета РД ежегодно, начиная с 2002 года предусматривать средства на финансирования расходов на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета РД. Для финансирования расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республиканском бюджете РД ежегодно отдельной строкой предусматриваются необходимые средства.
Из буквального толкования ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, следует, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Доводы представителя ответчика, в том числе, о том, что внеочередным предоставлением жилого помещения нарушаются права других граждан указанной категории, которые приобрели право на предоставление жилья ранее истицы, не основаны на законе.
Оснований для отсрочки исполнения решения суда носивших исключительный характер, возникающих при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, судом не установлено, представителем ответчика не представлено, а защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на ответчика предоставить ФИО2 жилое помещение из специализированного жилого фонда во внеочередном порядке.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО3 к Администрации ГО «<адрес>» о возложении обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилого фонда детям-сиротам – удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, во внеочередном порядке, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда, по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм в <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения настоящего решения через Кизлярский городской суд.
Судья Францева О.В.