Дело №
УИД: 05RS0№-17
Решение
Именем Российской Федерации
13 февраля 2023 года <адрес>
Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе- председательствующего судьи Шамхаловой А.К., при секретаре ФИО9, с участием истца ФИО4, заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО2, ФИО6, ФИО4 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан, Государственному бюджетному учреждению Республики Дагестан «Хунзахская центральная районная больница» об обязании организовать и обеспечить транспортировку больных с места фактического проживания к месту прохождения процедуры гемодиализа,
установил:
прокурор <адрес> Республики Дагестан обратился в суд с иском в интересах ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО2, ФИО6, ФИО4 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан, ГБУ РД «Хунзахская центральная районная больница» об обязании организовать и обеспечить транспортировку указанных лиц, страдающих хронической почечной недостаточностью, с места их фактического проживания к месту прохождения процедуры гемодиализа.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> РД проведена проверка на предмет соблюдения законодательства о здравоохранении.
В соответствии с требованиями Федерального закона №323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», одним из основных принципов охраны здоровья является принцип доступности и качества медицинской помощи. При этом доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе, инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Из полученных и изученных прокуратурой в ходе проверки документов следует, что вышеуказанные граждане являются лицами, получающими на регулярной основе заместительную почечную терапию в виде гемодиализа, которая оказывается Центром амбулаторного диализа, расположенного на территории <адрес>, которая находится в ведении ГБУ РД «Республиканская клиническая больница им. Вишневского».
Значительное удаление специализированного медицинского учреждения, оказывающего заместительную почечную терапию методом программного гемодиализа, от места постоянного жительства создает инвалидам существенные трудности, связанные с необходимостью по жизненным показаниям 3 раза в неделю для получения медицинской услуги ездить за свой счет от места жительства до пгт. <адрес> РД, что свидетельствует о нарушении в отношении них принципа доступности медицинской помощи.
Учитывая, что истцы являются инвалидами первой группы и в силу состояния здоровья не могут самостоятельно обратиться за защитой своих прав, прокурор обратился в суд в их интересах в порядке ст.45 ГПК РФ.
Кроме того, учитывая состояние здоровья истцов, связанное с необходимостью проходить регулярное лечение программным гемодиализом, прокурор просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению.
В поступивших в суд письменных возражениях представитель ответчика – Министерства здравоохранения Республики Дагестан ФИО10 выражает несогласие с доводами искового заявления, указывая в обоснование возражений, что на основании решения Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску первого заместителя прокурора Республики Дагестан о возложении обязанности организации и предоставлению бесплатной медицинской услуги по транспортировке жителей Республики Дагестан для прохождения процедуры программного гемодиализа к месту лечения и обратно, находящемуся вне административно-территориальных границ их места жительства, Министерством здравоохранения РД принято решение включить транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии и обратно, в проект Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан.
При этом Министерством здравоохранения РД произведен подсчет нужного количества топлива на осуществление вышеуказанной цели и общей суммы расходования, которая составляет 6,8 млн рублей. Данная информация отражена в письмах Министерства здравоохранения РД в Министерство финансов РД и Правительство РД.
Кроме того, в возражениях указывается, что Министерством здравоохранения РД разработан проект постановления Правительства РД «Об утверждении Положения о транспортировке пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно на территории Республики Дагестан». Указанный Порядок направлен для согласования в министерства и ведомства. После прохождения правовой экспертизы и согласования со всеми заинтересованными лицами, утвержденный Порядок будет направлен в медицинские организации, подведомственные Министерству здравоохранения РД, для руководства и осуществления соответствующих мероприятий.
С учетом изложенного, а также учитывая наличие вступившего в законную силу решения Советского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ, представитель ответчика - Министерства здравоохранения РД просит оставить исковое заявление без рассмотрения.
Истцы ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО2, ФИО6, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Ответчики - Министерство здравоохранения РД и ГБУ РД «Хунзахская центральная районная больница», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах их неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учетом сведений о надлежащем извещении указанных участников процесса, суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
В судебном заседании истец ФИО4 С.М. поддержал иск прокурора и просил суд удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Кроме того, ФИО4 С.М. пояснил, что он и остальные истцы проходят процедуру гемодиализа 3 раза в неделю в <адрес> РД. Расстояние в пути от места жительства истцов, зарегистрированных в различных селах <адрес> РД, к месту получения медицинской услуги занимает значительное количество времени и расходов. При этом, истцы, помимо пенсии по инвалидности, не получают какие-либо компенсации транспортных расходов, понесенных ими за проезд к месту получения медицинской услуги и обратно до места их фактического проживания.
Заместитель прокурора <адрес> РД ФИО11 в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил удовлетворить их в части обязания ответчиков организовать и обеспечить транспортировку ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО6, ФИО4, страдающих хронической почечной недостаточностью, с места их фактического проживания к месту прохождения процедуры гемодиализа и обратно.
Относительно исковых требований в части обязания ответчиков организовать и обеспечить транспортировку ФИО2 к месту получения медицинской услуги, просил производство по делу в данной части прекратить в связи с тем, что в ходе подготовки к судебному заседанию выяснилось, что ФИО2 является уроженкой и жительницей <адрес> Республики Дагестан, и не проживает на территории <адрес> РД.
Выслушав пояснения истца ФИО4, заместителя прокурора <адрес> РД ФИО11, изучив доводы искового заявления и возражений, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняется труд и здоровье людей (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с требованиями указанного федерального закона, одним из принципов охраны здоровья, является в том числе, доступность и качество медицинской помощи (ст. 4 Закона № 323-ФЗ).
При этом доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, путем организации оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлении медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Учитывая, что нормативы приближенности и транспортной доступности законом об основах охраны здоровья граждан не определены, они должны конкретизироваться иными законодательными либо подзаконными актами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (ст.9 Закона № 323-ФЗ)
В соответствии со ст. 16 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Закона № 323-ФЗ).
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования.
Согласно ч. 2 ст. 83 Закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти; бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования. Порядок софинансирования указанных в настоящем пункте расходов субъектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации; иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 44 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №414-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъекта Российской Федерации, организации обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, по заключению врачей.
При этом в силу ч. 11 ст. 83 Закона № 323-ФЗ источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Территориальная программа).
Согласно раздела I «Общие положения» указанной Территориальной программы, в рамках Территориальной программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, и паллиативная специализированная медицинская помощь.
Согласно раздела V Территориальной программы источниками финансового обеспечения данной программы являются средства федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и средства обязательного медицинского страхования. Кроме того, указывается, что за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
Согласно сведений, предоставленных ГБУ РД «Хунзахская центральная районная больница», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> РД на учете врачей с хронической почечной недостаточностью состоят 38 пациентов, из которых 4 человека нуждаются в гемодиализе. При этом проведение указанной процедуры в ГБУ РД «Хунзахская ЦРБ» не предусмотрено, в связи с отсутствием соответствующей лицензии и необходимого оборудования.
Судом установлено, что истцы ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО6, ФИО4 С.М., являются инвалидами, страдающими хронической почечной недостаточностью и по состоянию здоровья нуждаются в процедуре программного гемодиализа три раза в неделю.
Указанные лица зарегистрированы и проживают на территории <адрес> Республики Дагестан.
Ближайшим к месту жительства истцов медицинским учреждением, осуществляющим заместительную почечную терапию гемодиализ, является Центр амбулаторного диализа Республиканской клинической больницы им. Вишневского, расположенный на территории пгт. <адрес> РД.
Согласно представленной суду справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ заведующим указанного Центра амбулаторного диализа, в указанном учреждении на программном диализе в настоящее время находятся пять пациентов – жителей <адрес> Республики Дагестан с диагнозом хроническая болезнь почек (диализная стадия):
-ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая в <адрес> РД, которая находится на гемодиализе с ДД.ММ.ГГГГ;
-ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий в <адрес> РД, находящийся на гемодиализе с ДД.ММ.ГГГГ;
-ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий в <адрес> РД, находящийся на гемодиализе с ДД.ММ.ГГГГ;
-ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая в <адрес> РД, находящаяся на гемодиализе с ДД.ММ.ГГГГ;
-ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий в <адрес> РД, находящийся на гемодиализе с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что за получением указанной медицинской услуги больные едут самостоятельно, при этом в ГБУ РД «Хунзахская ЦРБ» не предусмотрены средства на транспортировку и подвоз больных к месту получения ими почечной терапии и обратно, что следует из предоставленных ответчиком ГБУ РД «Хунзахская ЦРБ» сведений.
При этом суд отмечает, что в силу ст. 2 Закона № 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии со ст. 34 Закона № 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
При этом, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются, в том числе, первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества, производится пациентам с терминальной стадией хронической болезни почек, то есть является жизненно важной процедурой. Широкое внедрение диализа в практическое здравоохранение Российской Федерации является одной из важных задач оказания специализированной медицинской помощи.
Суть гемодиализа заключается в экстренной очистке организма и регулировке нарушения водно-электролитного, кислотного баланса, улучшении жизнедеятельности человека. Процедура диализа проводится в присутствии медицинского персонала, у которого есть препараты реанимационного назначения.
Таким образом, проведение заместительной терапии методом гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
Указанная медицинская помощь оказывается истцам ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО6, ФИО4 на безвозмездной основе в рамках территориальной программы Республики Дагестан.
При этом, транспортировка - неотъемлемая часть гемодиализа, пропуск процедуры невозможен.
В данном случае транспортировка больных к месту проведения лечения обусловлена исключительно невозможностью получения ими жизненно необходимого лечения по месту жительства. В ГБУ РД «<адрес> больница» отсутствует специализированное оборудование и нет соответствующих специалистов по проведению диализа, в связи с чем, транспортировка в медицинское учреждение, расположенное в пгт. <адрес> РД, организация и обеспечение такой транспортировки являются обязанностями Министерства здравоохранения Республики Дагестан, поскольку в данном случае права больных нарушены неспособностью ГБУ РД «<адрес> больница» оказать им такое лечение по месту жительства, что, в свою очередь, нарушает право данных больных на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Таким образом, организация и обеспечение транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа не является непосредственно специализированной медицинской помощью, но является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа и относится к услугам, сопутствующим и обеспечивающим оказание специализированной медицинской помощи по специальности нефрология.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что транспортировка граждан в лечебные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде процедуры гемодиализа, является составной частью мероприятия по ее оказанию и охватывается понятием медицинской помощи, обязанность по организации которой, в силу закона возложена на субъект Российской Федерации, интересы которого в области здравоохранения представляет Министерство здравоохранения Республики Дагестан, а также то обстоятельство, что гемодиализ на территории муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан не проводится, доступность медицинской помощи не обеспечена, такая услуга доступна лишь в ближайшем населенном пункте - в пгт. <адрес> Республики Дагестан, при необходимости получения истцами ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО6, ФИО4 данной медицинской помощи три раза в неделю, принимая во внимание также, что расходы на транспортировку до лечебного учреждения, проводящего процедуру гемодиализа и обратно, в состав тарифа за счет средств обязательного медицинского страхования не входят, учитывая положения Территориальной программы, суд приходит к выводу о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Дагестан по организации и предоставлении бесплатной медицинской услуги по транспортировке истцов от места их жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа в пгт. <адрес> РД и обратно, в соответствии с графиком лечения.
При разрешении спора суд исходит из анализа указанных выше нормативных правовых актов, устанавливающих обязанность именно субъекта Российской Федерации нести расходы на доставку пациентов к месту оказания специализированной медицинской помощи.
Несмотря на то, что транспортировка больных на гемодиализ не включается в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, вместе с тем, это не исключает возможности ее финансирования Министерством здравоохранения Республики Дагестан в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 83 ФЗ №.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики <адрес>, где указано, что Министерство здравоохранения РД проводит государственную политику в сфере охраны здоровья граждан в <адрес>; совершенствует систему контроля качества и безопасности медицинской деятельности; обеспечивает защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции систему мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению; а также осуществляет прогнозирование и планирование лечебной и профилактической деятельности, специализированной медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения и медицинских организаций государственной системы здравоохранения Республики Дагестан.
Анализируя указанные положения, суд приходит к выводу о том, что Министерство здравоохранения Республики Дагестан является уполномоченным органом, который организует оказание, в том числе и специализированной медицинской помощи, к которой относится также терапия методом гемодиализа, в медицинских учреждениях для жителей Республики Дагестан и обеспечивает ее доступность для граждан.
Доводы представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан о том, что имеется вступившее в законную силу решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, настоящее исковое заявление следует оставить без рассмотрения, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
В силу требований ст. 220 ГПК РФ суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
По мнению суда, оснований для оставления настоящего иска без рассмотрения в соответствии со ст.220 ГПК РФ, не имеется.
Доводы представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан о том, что разработан проект Положения о транспортировке пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно на территории Республики Дагестан, который направлен для согласования в министерства и ведомства, не свидетельствуют об устранении нарушений прав истцов и не являются основанием для отказа в иске.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором <адрес> РД требований в интересах ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО6, ФИО4
В ходе судебного разбирательства заместитель прокурора отказался от исковых требований в интересах ФИО2, поскольку она не является жителем <адрес> РД, последствия отказа от иска ему известны и понятны.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
С учетом изложенного, суд принимает отказ заместителя прокурора от иска в части требований, заявленных в интересах ФИО2, поскольку отказ от иска в указанной части не нарушает права и законные интересы других лиц. Производство по делу в данной части подлежит прекращению.
С учетом заявлений истца ФИО4 и заместителя прокурора ФИО12, а также с учетом состояния здоровья истцов, которым жизненно необходимо регулярное лечение программным гемодиализом три раза в неделю, суд считает возможным, руководствуясь ч.1 ст.212 ГПК РФ, обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 198, 212 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО6, ФИО4 - удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Республики Дагестан (ОГРН 1020502624669) обязанность по организации и обеспечению доставки ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдающих хронической почечной болезнью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно, по графику гемодиализа, обеспечив финансирование указанных мероприятий.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Хунзахская центральная районная больница» (ОГРН 1020501837025) после получения соответствующего финансирования со стороны Министерства здравоохранения Республики Дагестан осуществлять доставку ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО6, ФИО4 от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно, по графику гемодиализа.
Производство по делу в части исковых требований прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту прав и законных интересов ФИО2, прекратить в связи с отказом истца от заявленных требований.
Решение суда на основании ч. 1 ст. 212 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Хунзахский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.К. Шамхалова
В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.