Дело № 2-1330/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.05.2019 г. г. Владивосток
Первомайский районный суд в составе:
председательствующего судьи Сахно С.Я.
при секретаре Крайсвитней Т.И.
с участием:
представителя истца Романовой Ю.К.,
представившего
доверенность
№ от ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Дальневосточная генерирующая компания» к Кириченко Ольге Юрьевне, Кириченко Дине Борисовне о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ
Квартира <адрес> в <адрес> по <адрес> в <адрес> находится в муниципальной собственности Владивостокского городского округа, в указанной квартире на основании договора социального найма № от 03.02.2011 г. проживают наниматель Кириченко О.Ю. и члены её семьи Кириченко Д.Б. и несовершеннолетний Кириченко А.С. 12.09.2013 г. рождения.
АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее по тексту – АО ДГК) обратилось в суд с иском к Кириченко О.Ю., Кириченко Д.Б. о возложении обязанности, указывая, что истец является поставщиком тепловой энергии и горячей воды в многоквартирный дом по <адрес> в <адрес>, при этом в занимаемой ответчиками квартире образовалась задолженность по оплате тепловой энергии за период времени с января 2016 г. по февраль 2019 г. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., на вручённое ответчице Кириченко О.Ю. уведомление от 17.01.2019 г. об оплате задолженности и о возможности приостановления предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения, ответчики не отреагировали, по истечении предоставленного им срока задолженность не оплатили, доступ к жилому помещению для приостановления услуги не предоставили. Просит суд обязать ответчиков предоставить доступ в жилое помещение для приостановления коммунальной услуги горячего водоснабжения до полного погашения задолженности.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объёме, пояснил, что обязанность ответчиков по иску является солидарной, указал, что имеющаяся на момент предъявления искового заявления задолженность по оплате ответчиками до настоящего времени не погашена, пояснил, что техническая возможность введения ограничения предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения в квартире ответчиков отсутствует. Указал, что уведомление об оплате задолженности и о возможности приостановления предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения вручалось только нанимателю квартиры Кириченко О.Ю., ответчице Кириченко Д.Б. подобное уведомление не вручалось и никаким образом не направлялось.
Ответчики Кириченко О.Ю. и Кириченко Д.Б. в судебное заседание не явились, судебные извещения, направленное заказной почтой по месту жительства ответчиков, возвращены оператором связи в суд за истечением срока хранения и неявкой адресата, аналогичным образом были возвращены в суд судебные извещения о вызове ответчиков на подготовку дела к судебному разбирательству 10.04.2019 г.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о злоупотреблении ответчиками своими процессуальными правами в виде отказа от получения судебного извещения и об их надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, с учётом требований ст.ст. 117, 167 ГПК РФ и согласия представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям:
Наличие права муниципальной собственности Владивостокского городского округа на <адрес> по <адрес> в <адрес>; проживания в указанном жилом помещении на основании договора социального найма № от 03.02.2011 г. нанимателя Кириченко О.Ю. и членов её семьи Кириченко Д.Б. и несовершеннолетнего Кириченко А.С. 12.09.2013 г. рождения; факт осуществления истцом теплоснабжения указанного многоквартирного дома; наличие решения собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 24.03.2013 г. о внесение собственниками платы за коммунальные услуги (отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение) самостоятельно на счёт ресурсоснабжающих организаций; наличие у ответчиков задолженности по оплате тепловой энергии в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., образовавшейся за период времени с января 2016 г. по февраль 2019 г., подтверждаются представленными суду доказательствами, и не вызывают сомнения у суда, доказательств обратного ответчиками суду не представлено.
При этом суд приходит к выводу о том, что, уклонившись от явки в судебное заседание, ответчики самостоятельно лишили себя возможности реализации принадлежащих им процессуальных прав, в том числе права представлять доказательства.
Согласно ст.ст. 307, 309 – 310, 393 ГК РФ обязательства возникают из договора или иных оснований, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, при этом должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п.п. 1, 5 ч. 1 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление.
В силу требований ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, аналогичные положения содержаться в ст. 3 ЖК РФ.
Как установлено в судебном заседании, исковые требования АО ДГК основаны на убеждении истца о наличии оснований для принудительного доступа в жилое помещение для приостановления коммунальной услуги горячего водоснабжения до полного погашения задолженности.
Между тем, суд приходит к выводу о том, что названное убеждение не основано на законе.
Действительно, п. 117 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту – Правила), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнителю предоставлено право ограничивать или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами.
Согласно п. 118 Правил, под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
На основании п. 119 Правил, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с пп. «б» настоящего пункта, либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Как установлено материалами дела, ответчице Кириченко О.Ю. 17.01.2019 г. было вручено об оплате задолженности и о возможности приостановления предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения, тогда как ответчице Кириченко Д.Б. подобное уведомление не вручалось, указанное обстоятельство подтвердил в судебном заседании представитель истца.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности, при этом, не являясь стороной в договоре социального найма, они указываются в названном договоре, и тем самым являются его участниками; дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии с п. 2 Правил, потребитель – это собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Поскольку в силу приведённых положений ЖК РФ и Правил ответчица Кириченко Д.Б., занимая жилое помещение на законном основании, является потребителем коммунальных услуг, на неё в полной мере распространяют своё действие положения Правил о порядке уведомления потребителя об оплате задолженности и возможности приостановления коммунальной услуги, тогда как названные требования Правил в отношении названного ответчика исполнены не были.
При указанных обстоятельствах не имеется предусмотренных законом оснований для предоставления истцу доступа в жилое помещение, тем самым основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, АО «Дальневосточная генерирующая компания» в иске необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
АО «Дальневосточная генерирующая компания» в иске к Кириченко Ольге Юрьевне, Кириченко Дине Борисовне о возложении обязанности отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: