Дело № 2-402/2022
44RS0006-01-2022-000867-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Антропово «21» сентября 2022 года
Костромской области
Галичский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Копалыгиной В.С.
при секретаре Моревой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Игошиной Т. Е. к Смирнову В. Е., Смирнову А. Е. о признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону после смерти С.,
У С Т А Н О В И Л:
Игошина Т.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к Смирнову В.Е. и Смирнову А.Е. о признании права собственности на квартиру ..... дома ....., расположенного на <адрес> в порядке наследования по закону после смерти матери С., умершей <дата>.
Свои требования истец мотивировал следующим. Её мать С. умерла <дата>. После её смерти осталось наследственное имущество в виде квартиры общей площадью 38,6 кв.м и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Указанная квартира передана в совместную собственность её родителям С1 и С. ОАО «Советский леспромхоз» на основании договора на передачу квартир в собственность гражданам от 20.12.1997г. Согласно договора общая площадь квартиры составила 47,7 кв.м, а по данным технического учёта – 38,6 кв.м. Расхождение площадей возникло в связи с тем, что договор составлялся без учёта данных технической инвентаризации. Кроме того, в договоре не указан номер квартиры. Указанный жилой дом всегда являлся двухквартирным, что подтверждается техническим паспортом указанной квартиры от 15.04.1998г. Родителям передана в собственность именно квартира, а не жилой дом. Кроме того, квартира передана С1 и С., а договор подписан С1 После смерти матери она в установленный законом срок обратилась к нотариусу Антроповского нотариального округа <адрес> о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти С. на указанное имущество, однако ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру на том основании, что указанный договор не зарегистрирован в ЕГРН и договор подписан С1 Ей выдано свидетельство о праве на наследство после смерти С. на земельный участок, расположенный около указанной квартиры. Её родители проживали в указанной квартире с 1963г., считали её своей собственностью. С. и С1 принадлежало фактически по ? доли указанной квартиры. После смерти отца С1, умершего <дата>. мать С. продолжала проживать в указанной квартире, считая её своей собственностью, несла бремя её содержания. Право собственности на квартиру не оформляла в установленном законом порядке. Она является наследником по закону первой очереди после смерти матери С. Кроме неё, наследниками первой очереди являются Смирнов В.Е. и Смирнов А.Е., однако на право собственности на указанную квартиру они не претендуют. Она фактически приняла наследство после смерти матери: следит за её сохранностью, оплачивает коммунальные услуги, обрабатывает земельный участок.
Со ссылкой на требования ст.ст. 12,218, 1111, 1112, 1141, 1142, 1152,1153,1154 Гражданского кодекса РФ истец Игошина Т.Е. просила суд о признании за ней права собственности на квартиру №2 дома №1, расположенного на <адрес> в порядке наследования по закону после смерти матери С., умершей <дата>.
Истец Игошина Т.Е. в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Направила в суд ходатайство о рассмотрении дела без её участия, ходатайствуя об удовлетворении заявленных исковых требований. Представила суду оригиналы представленных в обоснование заявленных исковых требований истца документов.
Ответчики Смирнов А.Е. и Смирнов В.Е. в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Направили в суд заявления о рассмотрении дела без их участия. Указали, что не возражают против удовлетворения заявленных исковых требований истца.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Направил в суд ходатайство о рассмотрении гражданского дела без участия его представителя, не возражая против удовлетворения исковых требований истца Игошиной Т.Е.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации Антроповского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Глава администрации Антроповского муниципального района Костромской области Громова Е.Л. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Гражданское дело рассмотрено без участия истца, ответчиков, а также представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Статьи 1 и 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» закрепили за гражданами Российской Федерации, занимающими жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность бесплатно. Жилые помещения передаются в общую собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 223 п. 2 Гражданского кодекса РФ моментом возникновения права собственности у приобретателя по договору, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
В судебном заседании установлено, что <дата> С1 и С. на основании договора на передачу квартир в собственность граждан передана в собственность в порядке исполнения Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 47,7 кв.м. Данное обстоятельство в судебном заседании подтверждено договором, заключенным между С1, С. и ОАО «Советский леспромхоз»м от 20.12.1997г. Указанный договор зарегистрирован в БТИ, заверен главой администрации поселкового совета Антроповского района Костромской области. Право собственности за указанными лицами на квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрировано, что подтверждено исследованной судом выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 18.07.2022г.
В соответствии со справкой администрации Антроповского сельского поселения квартира №..... дома №....., расположенного на <адрес> на балансе администрации Антроповского сельского поселения не состоит. Сведений о том, что С. приобретали в собственность в порядке приватизации иные жилые помещения, коме указанного, материалы дела не содержат.
Пунктом 1 ст. 245 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
В соответствии со ст. 3.1. Закона РФ от 04.07.1991г. №15-41-1 в ред. от 11.06.2021г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Таким образом, в силу того, что договором о передаче квартир в собственность граждан от 20.12.1997г. квартира ..... дома ....., расположенного на <адрес> передана в совместную собственность супругов С1 и С., а доли в праве собственности не определены, суд считает их доли в праве собственности указанной квартиры равными. При таких обстоятельствах С1 и С. принадлежали на праве собственности по ? доле указанной квартиры, а после смерти С1 в силу того, что она продолжала проживать в указанной квартире, несла бремя её содержания, она являлась собственницей указанной квартиры.
Суд считает ошибочным указание в договоре, заключенном между С1, С. и ОАО «Советский Леспромхоз» на передачу дома №..... в собственность указанных граждан. Согласно справке администрации Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района <адрес> указанный жилой дом №....., расположенный на <адрес> является двухквартирным. То же следует и из представленного истцом технического паспорта на квартиру №2 дома №1, расположенного на <адрес>. Отсутствие подписи С. в указанном договоре не является основанием для признания указанного договора недействующим, поскольку в судебном заседании установлено, что С1 и С. являлись одной семьей, постоянно проживали в указанной квартире как на момент передачи указанной квартиры в собственность <дата>., так и после этого. Они заботились об указанной квартире как о своей собственной.
Суд считает верной площадь указанной <адрес>,6 кв.м, поскольку она определена на основании данных специального технического учёта с применением соответствующих измерений. В судебном заседании установлено, что площадь квартиры №..... дома №....., расположенной на <адрес> не менялась. Согласно справки о данных технического учёта связано с тем, что указанный договор составлялся без данных технической инвентаризации. (л.д.32).
При разрешении исковых требований истицы Игошиной Т.Е. о признании права собственности на указанную квартиру в порядке наследования по закону после смерти матери С. суд исходил из следующего.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями – 1142 – 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч. 1 ст. 1152 Гражданского Кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1153 Гражданского Кодекса РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст. 1154 Гражданского Кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В судебном заседании установлено, что мать истицы Игошиной Т.Е. С. умерла <дата>. Данное обстоятельство подтверждено свидетельством о смерти С., свидетельством о рождении Игошиной Т.Е., исследованными судом в оригиналах. Согласно справке нотариуса Антроповского нотариального круга <адрес> от <дата> истица Игошина Т.Е. является единственным наследником, принявшим наследство после смерти С. Другие наследники первой очереди Смирнов А.Е. и Смирнов В.Е. отказались от принятия наследства после смерти матери С.
При таких обстоятельствах, с учётом того, что истец Игошина Т.Е. является единственным наследником, принявшим наследство после смерти матери С., умершей <дата>., за ней должно быть признано право собственности на указанную квартиру в порядке наследования по закону.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования истицы Игошиной Т.Е. должны быть удовлетворены, за ней должно быть признано право собственности на квартиру №..... дома №....., расположенного на <адрес> в порядке наследования по закону после смерти матери С., умершей <дата>.
При принятии решения суд учитывал, что на балансе администрации Антроповского сельского поселения квартира №..... дома №..... на <адрес> не состоит. Интересы Антроповского сельского поселения и Антроповского муниципального района <адрес> исковыми требованиями Игошиной Т.Е. не затрагиваются.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Игошиной Т. Е. - удовлетворить.
Признать за Игошиной Т. Е., <дата> года рождения, уроженкой <адрес> право собственности на квартиры №..... дома №....., расположенного на <адрес> общей площадью 38,6 кв.м в порядке наследования по закону после смерти матери С., умершей <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд (п. Антропово) в течение месяца.
Судья В. С. Копалыгина