Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2602/2023 ~ М-2233/2023 от 24.05.2023

Дело № 2-2602/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2023 года г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Федоренко Е.Ю.,

при секретаре Гринченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2602/2023 по иску прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону в защиту неопределенного круга лиц к МБОУ г.Ростова-на-Дону «<данные изъяты> Управлению образования города Ростова-на-Дону об обязании произвести капитальный ремонт школы,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Кировского района г.Ростова-на-Дону обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ г.Ростова-на-Дону «<данные изъяты> Управлению образования Администрации города Ростова-на-Дону об обязании произвести капитальный ремонт школы, ссылаясь на то, что прокуратурой Кировского района г.Ростова-на-Дону во исполнение поручения прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ ОВнН 13238-22 «О проведении проверки соблюдения прав несовершеннолетних в преддверии нового 2022/2023 учебного года» проведена проверка готовности школ, безопасности несовершеннолетних во время учебного процесса.

Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с распоряжением Департамента имущественно-земельных отношений администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей имени ФИО3» передано на праве оперативного управления учебно-образовательное учреждение общей площадью 1968,8 кв.м.

Здание МБОУ <адрес> «Лицей имени ФИО3», расположенное по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, имеет признаки износа конструктивных элементов (деформации, осадки, трещины, гниль и прочее). Капитальный ремонт здания с 1889 года не проводился.

Согласно техническому паспорту здания МБОУ <адрес> «Лицей имени ФИО3» от ДД.ММ.ГГГГ процент износа фундамента 65%, процент износа наружных и внутренних капитальных стен - 65%, крыша, пол, лестницы-65%. В ходе визуального осмотра здания школы выявлена осадка фундамента, наружные и внутренние капитальные стены имеют трещины, чердачные междуэтажные перекрытия имеют трещины, крыша имеет течь, внутренняя отделка имеет трещины.

Прокуратурой района совместно со специалистом Кировского ОНД отдела НД по г.Ростову-на-Дону ГУ МЧС РО по результатам проверки выявлены нарушения требований противопожарного законодательства, устранение которых возможно только при проведении капитального ремонта здания школы. Так, в нарушение а. 4.4.7 СП 1.13130.2020, ч. 1 ст. 53 Федерального закона на объекте защиты в нарушение требований наружная металлическая лестница 3-го типа расположена на расстоянии менее 1 метра от оконного проема, не имеющего предел огнестойкости не менее EIW30;

в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2020, ч. 1 ст. 89 Федерального закона ширина запасного выхода на первом этаже у лестничного марша, ведущего к спортивному залу менее 1,2 м, а именно 0,89 м.;

в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2020, ч. 1 ст. 89 Федерального закона ширина выхода из спортзала менее 1,2 м, а именно 0,75 м.;

в нарушение п. 17 Правил противопожарного режима на объекте защиты не произведено испытание имеющихся металлических ограждений на кровле здания;

в нарушение ч. 6 ст. 134 Федерального закона на объекте защиты на путях эвакуации допускается применение горючих материалов напольного покрытия (линолеум).

Проверкой установлено, что в МБОУ <адрес> «Лицей имени ФИО3» отсутствует охранная сигнализация, что противоречит требованиям антитеррористической защищенности объекта.

По результатам комиссионного обследования прокуратуры района совместно со специалистом экспертной организации ООО «МДМ-Строй» установлено, что для сохранения здания МБОУ <адрес> «Лицей имени ФИО3» и обеспечения его эксплуатационной надежности необходимо выполнить его капитальный ремонт, в состав которого включить устройство монолитного железобетонного пояса над всеми несущими стенами здания.

Для безопасного образовательного процесса в МБОУ <адрес> «Лицей имени ФИО3» необходимо разработать проектно-сметную документацию и провести капитальные ремонтные работы.

Проведенная прокуратурой проверка показала, что в образовательной организации не приняты все необходимые меры по обеспечению безопасности детей. Выявленные нарушения представляют угрозу жизни и здоровью находящихся в нем лиц, в том числе и несовершеннолетних.

В связи с вышеизложенным, прокуратура Кировского района г.Ростова-на-Дону просит суд обязать МБОУ <адрес> «Лицей имени ФИО3», расположенный по <адрес> разработать проектно-сметную документацию по проведению капитального ремонта здания школы в течении шести месяцев с момента вступления в силу решения суда, обязать МБОУ <адрес> «Лицей имени ФИО3» произвести капитальный ремонт здания школы, расположенной по <адрес> в течении двух лет с момента разработки проектно-сметной документации, обязать Управление образования <адрес> осуществить финансирование МБОУ <адрес> «Лицей имени ФИО3» работ по разработке проектно-сметной документации и по проведению капитального ремонта.

В ходе рассмотрения дела по существу, в судебном заседании, прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей имени ФИО3», расположенный по <адрес> разработать проектно-сметную документацию по проведению капитального ремонта здания школы в течении девяти месяцев с момента вступления в силу решения суда, обязать МБОУ <адрес> «Лицей имени ФИО3» произвести капитальный ремонт здания школы, расположенной по <адрес> в течении двух лет с момента разработки проектно-сметной документации, обязать Управление образования г. Ростова-на-Дону осуществить финансирование МБОУ <адрес> «Лицей имени ФИО3» работ по разработке проектно-сметной документации и по проведению капитального ремонта.

В судебное заседание явилась помощник прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Жван Ю.А., которая поддержала исковые требования с учетом их уточнения, просила иск удовлетворить.

Представитель Управления образования города Ростова-на-Дону Журенко В.В., действующий на основании доверенности, поддержал доводы письменного отзыва, приобщенного к материалам дела, согласно которому бюджетные отношения имеют программный метод планирования расходов, указанные в иске мероприятия обеспечиваются путем доведения бюджетных средств до получателя бюджетных средств, в данном случае - МБОУ г.Ростова-на-Дону «Лицей имени <данные изъяты> в пределах лимитов бюджетных средств. В случае удовлетворения исковых требований просил установить срок 9 месяцев для исполнения требований истца.

В судебном заседании представитель МБОУ <адрес> «Лицей имени Капустина» - директор ФИО6, действующий на основании приказа Управления образования города Ростова-на-Дону от 22.08.2022г. № УОПР-229-к, также просил в случае удовлетворения исковых требований установить срок 9 месяцев для исполнения требований решения суда.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лица.

Таким образом, обращение прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону с данным иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, является правом прокурора, соответствует его полномочиям.

В силу положений ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Статьей 18 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Частью 3 ст. 215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

В силу ч. 1 ст. 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

При этом согласно ч. 7 названной статьи образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением Департамента имущественно-земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ <адрес> «Лицей имени ФИО3» передано на праве оперативного управления учебно-образовательное учреждение общей площадью 1968,8 кв.м., расположенное по <адрес>.

Согласно техническому паспорту здания МБОУ <адрес> «Лицей имени ФИО3» от ДД.ММ.ГГГГ процент износа фундамента 65%, процент износа наружных и внутренних капитальных стен - 65%, крыша, пол, лестницы-65%. В ходе визуального осмотра здания школы выявлена осадка фундамента, наружные и внутренние капитальные стены имеют трещины, чердачные междуэтажные перекрытия имеют трещины, крыша имеет течь, внутренняя отделка имеет трещины.

Здание 1889 года постройки, имеет признаки износа конструктивных элементов (деформации, осадки, трещины, гниль и прочее). Капитальный ремонт здания с 1889 года не проводился.

Прокуратурой района совместно со специалистом Кировского ОНД отдела НД по г.Ростову-на-Дону ГУ МЧС РО по результатам проверки выявлены нарушения требований противопожарного законодательства, устранение которых возможно только при проведении капитального ремонта здания школы.

Так, в нарушение а. 4.4.7 СП 1.13130.2020, ч. 1 ст. 53 Федерального закона № 123 на объекте защиты в нарушение требований наружная металлическая лестница 3-го типа расположена на расстоянии менее 1 метра от оконного проема, не имеющего предел огнестойкости не менее EIW30;

в нарушение п. 4.2.19 СП 1.13130.2020, ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 123 ширина запасного выхода на первом этаже у лестничного марша, ведущего к спортивному залу менее 1,2 м, а именно 0,89 м.;

в нарушение п. 4.2.19 СП 1.13130.2020, ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 123 ширина выхода из спортзала менее 1,2 м, а именно 0,75 м.;

в нарушение п. 17 Правил противопожарного режима № 1479 на объекте защиты не произведено испытание имеющихся металлических ограждений на кровле здания;

в нарушение ч. 6 ст. 134 Федерального закона № 123 на объекте защиты на путях эвакуации допускается применение горючих материалов напольного покрытия (линолеум).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации.

При этом безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации провозглашается обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Проверкой установлено, что в МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей имени ФИО3» отсутствует охранная сигнализация, что противоречит требованиям антитеррористической защищенности объекта.

По результатам комиссионного обследования прокуратуры района совместно со специалистом экспертной организации ООО «МДМ-Строй» установлено, что для сохранения здания МБОУ <адрес> «Лицей имени ФИО3» и обеспечения его эксплуатационной надежности необходимо выполнить его капитальный ремонт, в состав которого включить устройство монолитного железобетонного пояса над всеми несущими стенами здания.

Для безопасного образовательного процесса в МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей имени ФИО3» необходимо разработать проектно-сметную документацию и провести капитальные ремонтные работы.

Согласно п. 6.24 СП 118.13330.2022 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при осуществлении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности общественных зданий и сооружений. Эти мероприятия устанавливают в задании на проектирование и разрабатывают в соответствии с СП 132.13330.

Пунктом 6.28 СП 118.13330.2022 предусмотрено, по заданию на проектирование для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны общественных зданий следует предусматривать на первом этаже помещения для сотрудников организаций, обеспечивающих охрану общественного здания, с установкой в этих помещениях систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" посредством голосовой связи (телефонной связи общего пользования) или иных типов передачи информации при подтвержденной технической возможности приема и обработки техническими средствами службы передаваемой информации. Для образовательных организаций указанное помещение является обязательным.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон «Технический регламент о пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Руководителям образовательных учреждений необходимо принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, увеличить объемы финансирования из собственных внебюджетных средств на реализацию мероприятий по комплексной безопасности; органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Кроме того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки Российской Федерации 04.06.2008 разработаны методические указания в письме № 03-1423, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному году.

В письме также указано, что при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраной, инженерно-технических средств охраны, в том числе системы видеонаблюдения и контроля.

Установив все указанные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что МБОУ г.Ростова-на-Дону «Лицей имени Капустина» не приняты все необходимые меры по обеспечению безопасности детей. Выявленные нарушения представляют угрозу жизни и здоровью находящихся в нем лиц, в том числе и несовершеннолетних, в связи с чем требования прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону в защиту неопределенного круга лиц к МБОУ <адрес> «Лицей имени Капустина», Управлению образования города Ростова-на-Дону об обязании произвести капитальный ремонт школы - удовлетворить.

Обязать МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей имени ФИО3», расположенный по <адрес> разработать проектно-сметную документацию по проведению капитального ремонта здания школы в течении девяти месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Обязать МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей имени ФИО3» произвести капитальный ремонт здания школы, расположенной по <адрес> в течении двух лет с момента разработки проектно-сметной документации.

Обязать Управление образования г. Ростова-на-Дону осуществить
финансирование МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей имени ФИО3»
работ по разработке проектно-сметной документации и по проведению
капитального ремонта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Ю.Федоренко

Решение в окончательной форме принято 31 июля 2023 года.

2-2602/2023 ~ М-2233/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кировского района в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Управление образования г.Ростов-на-Дону
МБОУ г.Ростов-на-Дону "Лицей №51 имени Капустина"
Другие
Журенко Владимир Валерьевич
Ермаков Заури Тариэмович
Суд
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Федоренко Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
kirovsky--ros.sudrf.ru
24.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2023Передача материалов судье
26.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.07.2023Предварительное судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2024Дело оформлено
04.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее