Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2479/2024 ~ М-1101/2024 от 01.04.2024

Дело № 2-2479/2024

РЕШЕНИЕ      именем Российской Федерации

18 июля 2024 года                                                                                       г. Зеленодольск

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Дианкиной А.В.

при секретаре судебного заседания Рыбакиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лотфуллиной Ф.М., Файзуллиной Г.Х., Валеевой А.Р., Галиуллиной Р.Р. к государственному автономному учреждению здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер», филиалу государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» Зеленодольский противотуберкулезный диспансер о взыскании надбавок, невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

Лотфуллина Ф.М., Файзуллина Г.Х., Валеева А.Р., Галиуллина Р.Р. обратились в суд с иском к филиалу государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» Зеленодольский противотуберкулезный диспансер и после уточнения заявленных исковых требований просили суд взыскать с ответчика в счет компенсации заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Лотфуллиной Ф.М. 256 377 руб. 35 коп., в пользу Файзуллиной Г.Х. 225 395 руб. 95 коп., в пользу Валеевой А.Р. 233 542 руб. 21 коп., в пользу Галиуллиной Р.Р. 254 901 руб. 05 коп.; задолженность по заработной плате в пользу Лотфуллиной Ф.М. 249 595 руб. 73 коп., в пользу Файзуллиной Г.Х. 268 052 руб. 82 коп., в пользу Валеевой А.Р. 283 061 руб. 50 коп., в пользу Галиуллиной Р.Р. 361 318 руб. 15 коп., компенсацию за задержку выплаты заработной платы в пользу Лотфуллиной Ф.М. в размере 94 784 руб. 33 коп., в пользу Файзуллиной Г.Х. в размере 105 840 руб. 62 коп., в пользу Валеевой А.Р. 115 481 руб. 35 коп., в пользу Галиуллиной Р.Р. 144 769 руб. 95 коп., восстановить срок по требования заявленным с января 2022 года по апрель 2023 год, указать в решении на дальнейшее взыскание компенсации за задержку выплат заработной платы в пользу истцов, взыскать компенсацию морального вреда.

В обоснование заявленных исковых требований указали, что Лотфуллина Ф.М., Файзуллина Г.Х., Валеева А.Р., Галиуллина Р.Р. осуществляли трудовую деятельность в филиале государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» Зеленодольский противотуберкулезный диспансер. В разное время в период с 2023 года по 2024 год истцы уволились. Основными причинами увольнения стало предвзятое отношение руководства к истцам после их попыток выяснить принципы начисления заработной платы. У Галиуллиной Р.Р. причиной увольнения явилась чрезмерная нагрузка при выполнении должностных обязанностей, которая проявилась в связи с нехваткой санитаров. После того, как расчетные листы стали присылать на электронную почту, у истцов стали возникать вопросы к тому, как работодатель начисляет заработную плату. Самостоятельно получить расчетный лист не получилось, поскольку истцы не умеют обращаться с электронной почтой. Истцы неоднократно обращались к руководству с требованием разъяснить, из чего складывается заработная плата, но конкретных пояснений и ответов истцы так и не получили. За 2022 и 2023 годы Лотфуллиной Ф.М. и Валеевой А.Р. не доплачивали 1,5 % от оклада за стаж работы по профилю. Вместо положенной выплаты за стаж по профилю в размере 4 % от оклада, истцам Лотфуллиной Ф.М. и Валеевой А.Р. начислялось 2,5 %. В 2022 году рекомендуемый размер надбавок за работу в противотуберкулезных диспансерах, туберкулезных больницах, а также отделениях (больницах, клиниках) для лечения больных туберкулезом, деятельность участковых служб противотуберкулезных учреждений (подразделений) для медицинского и фармацевтического персонала первого уровня составлял 50 %. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, где рекомендованный новый размер надбавок в 45 %. Истцы полагают, что рекомендованный размер надбавки не означает обязанность ответчика снизить процент надбавок, при том, что работы меньше не стало, условия работы не изменились. Работая в противотуберкулезном диспансере истцы, помимо контакта с больными туберкулезом, также работали с больными СПИД и ВИЧ-инфицированными, производили уборку крови и других жидкостей пациентов. Согласно Приложению к Положению об условиях оплаты труда работников медицинских организаций, указаны рекомендуемые размеры надбавок работникам профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Согласно коду (строке) 51 Приложения, работа в противотуберкулезных диспансерах, туберкулезных больницах, а также отделениях (больницах, клиниках) для лечения больных туберкулезом, деятельность участковых служб противотуберкулезных учреждений (подразделений) для медицинского и фармацевтического персонала первого уровня, рекомендуемый размер надбавок составляет 45 %. Согласно коду (строке) 47, работа в медицинских организациях и их структурных подразделениях, за исключением перечисленных в коде 46, связанная с лечением, диагностикой и непосредственным обслуживанием больных СПИД и ВИЧ-инфицированных, за каждый час работы для медицинского и фармацевтического персонала первого уровня рекомендуемый размер надбавок составляет 75 %. Поскольку истцы, работая в противотуберкулезном диспансере, имели непосредственный контакт с больными СПИД и ВИЧ-инфицированными, полагают, что к ним должна применяться надбавка в размере 75 % от оклада ( до 2022 года надбавка в размере 80 %). А для Галиуллиной Р.Р. также предусмотрена надбавка за работу в лабораториях и группах медицинских организаций, на которые органами здравоохранения возложено обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование поступающих крови и биологических жидкостей от больных СПИД и ВИЧ-инфицированных. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительной государственной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», предусмотрена выплата в размере 4 500 руб. Данная выплата выплачивалась только Гайнуллиной Р.Р. и Лотфуллиной Ф.М., полагают неправомерным отказ в выплате специальной социальной выплаты Валеевой А.Р. и Файзуллиной Г.Х. за 2023 год. Кроме того, истцы, выполняя трудовые обязанности, не получали установленные Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 597 доплаты. Доплата по данному Указу Президента Российской Федерации выплачивалась несколько раз: Лотфуллиной Ф.М. в марте 2022 года – 812 руб., в апреле 2022 года - 1 987 руб. 43 коп.; Файзуллиной Г.Х. в феврале 2022 года 5 730 руб. 62 коп., в марте 2022 года – 812 руб., апреле 2022 года – 6 956 руб., Валеевой А.Р. не выплачивалась, Галиуллиной Р.Р. выплачивалась в апреле 2022 года в размере 5 299 руб. 81 коп., в марте 2022 года в размере 812 руб. Согласно данным Росстата, полученных с официального сайта, средняя заработная плата младшего медицинского персонала за 2023 год по Республике Татарстан составила 38 855 руб. 80 коп., за 2022 год – 35 429 руб. Таким образом, работодатель недоплатил истцам до целевого уровня Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № в 2022 году: истцу Лотфуллиной Ф.М. 88 809 руб. 14 коп., истцу Файзуллиной Г.Х. 88 767 руб. 38 коп., истцу Валеевой А.Р. 117 575 руб. 31 коп., истцу Галиуллиной Р.Р. 111 972 руб. 88 коп., за 2023 год: истцу Лотфуллиной Ф.М. 109 675 руб. 11 коп., истцу Файзуллиной Г.Х. 136 628 руб. 57 коп., истцу Валеевой А.Р. 115 966 руб. 90 коп., истцу Галиуллиной Р.Р. 142 928 руб. 17 коп., за 2024 году истцу Лотфуллиной Ф.М. 57 893 руб. 10 коп.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное автономное учреждение здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер».

Истцы Лотфуллина Ф.М., Файзуллина Г.Х., Валеева А.Р., представитель истцов Лотфуллиной Ф.М., Файзуллиной Г.Х., Валеевой А.Р., Галиуллиной Р.Р. – Савельев Е.В. на исковых требованиях настаивали, мотивируя доводами, изложенными в иске.

Представители ответчика государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» Валиуллин З.З., Мехоношин И.В., Сапожникова Е.А., Самойлова Р.М., Хайрутдинова Р.Т., Хабибуллина А.Ф. – иск не признали, представили возражения на иск.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Республики Татарстан в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу требований статьи 132 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» на Правительство Российской Федерации в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики, возложена обязанность по принятию до 1 декабря 2012 года программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 Правительством Российской Федерации была принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р (далее также - Программа). В приложении № 4 к указанной Программе утверждена динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012-2018 годах. Указанные значения носят индикативный характер и могут быть уточнены в «дорожных картах» по мере реализации Программы.

В рамках исполнения приведенных выше нормативных положений распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 марта 2013 года № 557-Р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Татарстан» (2013-2018 годы), который определяет условия оплаты труда работников республиканских государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Татарстан, в том числе, минимальные оклады работников учреждений, виды выплат компенсационного характера, предоставляемых работникам учреждений, размеры и условия их осуществления, определение размера средств, полученных учреждениями в результате осуществления приносящей доход деятельности и направляемых на оплату труда работников соответствующих учреждений.

Закрепленные указанными нормативными правовыми актами положения предусматривают утверждение средних показателей заработной платы определенных категорий работников в конкретном регионе в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы, которые, по своей сути, не являются гарантированным каждому конкретному работнику минимальным размером оплаты его труда.

Методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников (далее - Методика), определенных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации приведена в приложении № 5 (далее - Приложение) к Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р.

В соответствии с пунктом 3 этого Приложения расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории.

Показатель средней заработной платы по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

В качестве среднемесячной заработной платы по субъекту Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 года № 698 «Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности» (пункт 4 Приложения).

Отношение средней заработной платы по соответствующей категории работников к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации рассчитывается путем деления средней заработной платы по данной категории работников, исчисленной в соответствии с пунктом 3 настоящей методики, на среднюю заработную плату по субъекту Российской Федерации, исчисленную в соответствии с пунктом 4 настоящей методики, и умножения полученного результата на 100 процентов (пункт 5 Приложения).

Оплата труда работников здравоохранения государственных учреждений Республики Татарстан регулируется Положением, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.04.2012 № 323 «Об условиях оплаты труда работников медицинских организаций, подведомственных республиканским органам исполнительной власти, и отдельных нетиповых учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Татарстан» (далее - Положение).

В соответствии с данным Положением заработная плата (оплата труда) работников профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих и общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих государственных медицинских организаций Республики Татарстан определяется исходя из: должностных окладов; выплат компенсационного характера; выплат стимулирующего характера.

К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера включают в себя: выплаты за интенсивность труда; выплаты за наличие почетных званий; выплаты за стаж работы по должности; премиальные и иные поощрительные выплаты.

К выплатам компенсационного характера государственных медицинских организаций Республики Татарстан относятся: выплаты компенсационного характера работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; выплаты компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Согласно строке 51 «Работа в противотуберкулезных диспансерах, туберкулезных больницах, а также отделениях (больницах, клиниках) для лечения больных туберкулезом; деятельность участковых служб противотуберкулезных учреждений (подразделений)», рекомендованный размер надбавки медицинскому и фармацевтическому персоналу первого уровня составляет 45 %.

В судебном заседании установлено следующее.

На основании трудового договора, заключенного Государственным автономным учреждением здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» и Лотфуллиной Ф.М., последняя работала в указанном лечебном учреждении в период с 2013 года по февраль 2024 года, последняя занимаемая работа - санитар диспансерного отделения, что подтверждается записями в трудовой книжке. По условиям трудового договора и заключенного в последующем дополнительного соглашения, заработная плата истца Лотфуллиной Ф.М. складывается из должностного оклада в размере 15 279 руб., выплат стимулирующего характера за стаж работы по профилю в размере 2,5 %, выплаты компенсационного характера в связи с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 45 %, выплаты за участие в оказании противотуберкулезной помощи в размере 3 000 рублей, специальной социальной выплаты в размере 4 500 рублей.

На основании трудового договора, заключенного Государственным автономным учреждением здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» и Файзуллиной Г.Х., последняя работала в указанном лечебном учреждении в период с 2014 года по декабрь 2023 года, последняя занимаемая работа - санитар диспансерного туберкулезного легочного отделения, что подтверждается записями в трудовой книжке. По условиям трудового договора и заключенного в последующем дополнительного соглашения, заработная плата истца Файзуллиной Г.Х. складывается из должностного оклада, выплат стимулирующего характера за стаж работы по профилю в размере 4 %, выплаты компенсационного характера в связи с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 45 %, выплаты за участие в оказании противотуберкулезной помощи в размере 3 000 рублей.

На основании трудового договора, заключенного Государственным автономным учреждением здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» и Валеевой А.Р., последняя работала в указанном лечебном учреждении в период с 2017 года по октябрь 2023 года, последняя занимаемая работа - санитар диспансерного туберкулезного легочного отделения, что подтверждается записями в трудовой книжке. По условиям трудового договора и заключенного в последующем дополнительного соглашения, заработная плата истца Валеевой А.Р. складывается из должностного оклада, выплат стимулирующего характера за стаж работы по профилю в размере 2,5 %, выплаты компенсационного характера в связи с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 45 %, выплаты за участие в оказании противотуберкулезной помощи в размере 3 000 рублей.

На основании трудового договора, заключенного Государственным автономным учреждением здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» и Галиуллиной Р.Р., последняя работала в указанном лечебном учреждении в период с 2019 года по декабрь 2023 года, последняя занимаемая работа - санитар диспансерного отделения клинико диагностической лаборатории, что подтверждается записями в трудовой книжке. По условиям трудового договора и заключенного в последующем дополнительного соглашения, заработная плата истца Галиуллиной Р.Р. складывается из должностного оклада, выплат стимулирующего характера за стаж работы по профилю в размере 2,5 %, выплаты компенсационного характера в связи с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 55 %, выплаты за участие в оказании противотуберкулезной помощи в размере 3 000 рублей, специальной социальной выплаты в размере 4 500 рублей.

Как следует из представленных ответчиком расчетных ведомостей (том 1, л.д.96-106), показателей средней заработной платы младшего медицинского персонала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» за 2022, 2023, 2024 годы, и иных документов, в 2022 году сумма средней заработной платы младшего медицинского персонала по данным, представленным Министерством финансов Республики Татарстан, составила 34 000 рублей. При этом средняя заработная плата младшего медицинского персонала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» составила: в январе – 34 528 руб. 77 коп, в феврале – 31 821 руб. 44 коп., в марте – 33 276 руб. 58 коп., в апреле – 33 142 руб. 47 коп., в мае – 34 410 руб. 69 коп., в июне – 34 523 руб. 36 коп., в июле – 34 348 руб. 06 коп., в августе – 34 388 руб., в сентябре – 34 100 руб. 52 коп., в октябре 33 874 руб. 64 коп., в ноябре – 33 774 руб. 47 коп., в декабре – 33 654 руб. 92 коп. Как было указано ответчиком, доведение до значения средней заработной платы по Методике в соответствии с программой «дорожная карта» в 2022 году произведено истцам в следующем порядке: Валеевой А.Р. в феврале выплачено 12 091 руб. 35 коп., в марте – 812 руб., в апреле – 331 руб. 24 коп., в октябре – 1 616 руб. 50 коп., в ноябре – 6 801 руб. 90 коп., в декабре – 17 033 руб.; Галиуллиной Р.Р. выплачено в феврале 5 727 руб. 48 коп., в марте – 812 руб., в апреле – 5 299 руб. 81 коп., в октябре – 1 616 руб. 50 коп., в ноябре – 12 753 руб. 57 коп., в декабре – 16 258 руб. 77 коп.; Лотфуллиной Ф.М. выплачено в феврале – 6 363 руб. 87 коп., в марте – 812 руб., в апреле – 1 987 руб. 43 коп., в октябре – 1 154 руб. 64 коп., в ноябре – 10 202 руб. 86 коп., в декабре – 17 033 руб.; Файзуллиной Г.Х. выплачено в феврале – 5 730 руб. 62 коп., в марте – 812 руб., в апреле – 6 956 руб., в октябре – 1 616 руб. 50 коп., в ноябре – 17 855 руб., в декабре – 16 258 руб. 77 коп.

В 2023 году сумма средней заработной платы младшего медицинского персонала по данным, представленным Министерством финансов Республики Татарстан, составила от 34 000 рублей до 37 600 рублей. При этом средняя заработная плата младшего медицинского персонала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» составила: в январе – 39 128 руб. 62 коп., в феврале – 37 214 руб. 84 коп., в марте – 36 026 руб. 54 коп., в апреле – 36 428 руб. 23 коп., в мае – 37 051 руб. 61 коп., в июне – 37 340 руб. 14 коп., в июле – 37 346 руб. 08 коп., в августе – 37 289 руб. 90 коп., в сентябре – 36 976 руб. 33 коп., в октябре 36 845 руб. 03 коп., в ноябре – 36 752 руб. 87 коп., в декабре – 36 596 руб. 08 коп. Поскольку с января по октябрь 2023 года средняя заработная плата младшего медицинского персонала превысила среднюю заработную плату, определенную по Методике, соответственно доведение суммы заработной платы младшего персонала, в том числе и истцов, до значения средней заработной платы по Методике в период с января по октябрь 2023 года не требовалось. Как было указано ответчиком, доведение до значения средней заработной платы по Методике в соответствии с программой «дорожная карта» произведено истцам в декабре 2023 года в следующем порядке: Галиуллиной Р.Р. – 29 241 руб., Лотфуллиной Ф.М. - 29 241 руб., Файзуллиной Г.Х.– 18 468 руб.

В январе, феврале 2024 года сумма средней заработной платы младшего медицинского персонала по данным, представленным Министерством финансов Республики Татарстан, составила 37 600 рублей. При этом средняя заработная плата младшего медицинского персонала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» составила: в январе – 40 761 руб. 81 коп., в феврале – 39 429 руб. 98 коп. Поскольку в январе и феврале 2024 года средняя заработная плата младшего медицинского персонала превысила среднюю заработную плату, определенную по Методике, в размере 37 600 рублей, соответственно доведение суммы заработной платы младшего персонала, в том числе и истца Лотфуллиной Ф.М., до значения средней заработной платы по Методике в этом месяце не требовалось.

Проанализировав доводы искового заявления о том, что размер заработной платы истцов должен составлять не менее средней заработной платы младшего медицинского персонала в месяц, в совокупности с исследованными доказательствами, а также положениями закона, суд приходит к выводу, что указанный истцами размер заработной платы, который, по их мнению, должен выплачиваться ежемесячно, не предусмотрен локальными нормативными актами об оплате труда, трудовым договором.

Из материалов дела следует, что истцам выплачивались причитающиеся денежные средства в размере, определенном трудовым договором, а также в порядке, установленном локальным актом работодателя, регулирующим вопросы оплаты труда работников.

Положения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусматривают утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы.

По своей сути средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированными каждому конкретному работнику минимальным размером оплаты труда, поскольку заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Из анализа коллективного договора филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер», следует, что выплата, предусмотренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р («дорожная карта») не предусмотрена системой оплаты труда ответчика.

При таких обстоятельствах указанные истцами выплаты, о взыскании которых они просят, это не оклад, не его часть, не дополнение к окладу заработной платы, не выплата компенсационного или стимулирующего характера, не часть ежемесячной заработной платы, а это план мероприятий, направленных на улучшение качества оказания услуг по запланированным законодательством направлениям всем работникам и, как следствие, не может выплачиваться ежемесячно в одинаковом размере одному работнику.

Суд отмечает, что сам по себе Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» не устанавливает повышения оплаты труда работников. Основываясь на положениях трудового законодательства, в том числе названного Указа Президента РФ, работодатель разрабатывает систему оплаты труда для своих работников. Заработная плата работникам выплачивается в соответствии с принятой конкретным работодателем системой оплаты труда, которая утверждается локальным нормативным актом.

Ни трудовое законодательство, ни трудовой договор, ни локальные нормативные акты работодателя не возлагают на ответчика, как на работодателя истца, обязанность по повышению заработной платы каждого работника до указанной истцом суммы за каждый месяц.

При этом суд исходит из установленных при рассмотрении дела обстоятельств, в частности, из того, что достижение показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом по субъекту Российской Федерации, а данный нормативный правовой акт непосредственно оплату труда истцов не регулирует.

Суд отмечает, что заработная плата конкретного работника филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер», зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы, отработанной нормы рабочего времени и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами для соответствующей категории работников.

С требованиями иска о взыскании с ответчика в пользу истцов Лотфуллиной Ф.М. и Валеевой А.Р. выплат стимулирующего характера за стаж работы в размере 4 % суд также не может согласиться, поскольку из представленных суду тарификационных списков работников филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Валеевой А.Р. выплачивалась стимулирующая выплата за стаж расходы в размере 4 %, с ДД.ММ.ГГГГ Лотфуллиной Ф.М. выплачивалась стимулирующая выплата за стаж работы в размере 4 %.

Доводы представителя истцов о том, что у истцов Лотфуллиной Ф.М. и Валеевой А.Р. право на изменение размера оплаты труда в связи с увеличением стажа работы по профилю возникло ранее ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем у работодателя образовалась задолженность по выплате заработной платы, являются необоснованными, поскольку законом, локальными нормативными актами не предусмотрено ежемесячное составление и утверждение медицинской организацией тарификационных списков, напротив, согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан № 323 от 25 апреля 2012 года «Об условиях оплаты труда работников медицинских организаций, подведомственных республиканским органам исполнительной власти, и отдельных нетиповых учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Татарстан», руководители государственных медицинских организаций Республики Татарстан проверяют документы об образовании и стаже работы (работы по специальности, в определенной должности) и другие основания, в соответствии с которыми определяются размеры должностных окладов работников; ежегодно составляют и утверждают на работников организаций тарификационные списки.

Согласно подпункту «д» пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 апреля 2023 года № 395 «Об осуществлении специальных социальных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций Республики Татарстан, подведомственным Министерству здравоохранения Республики Татарстан, оказывающим не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), за счет средств бюджета Республики Татарстан» с 1 января 2023 года младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу, установлена ежемесячная выплата в размере 4 500 руб.

В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Поскольку основным местом работы истцов Валеевой А.Р. и Файзуллиной Г.Х. являлось туберкулезное легочное отделение стационара Зеленодольского противотуберкулезного диспансера, следовательно, первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара Валеевой А.Р. и Файзуллиной Г.Х. не оказывалась, данная денежная выплата не осуществлялась работодателем данным истцам.

Относительно требования истцов о взыскании надбавки в размере 75 % в связи с непосредственным обслуживанием больных СПИД и ВИЧ-инфицированных суд приходит к следующему.

Порядок оплаты труда работников филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» определен коллективным договором на ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2.7 коллективного договора предусмотрено, что работникам филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» (код специфики – 47), осуществляющим лечение, диагностику и непосредственное обслуживание больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, устанавливается надбавка за специфику деятельности в размере 80 % должностного оклада за фактически отработанное время.

Во исполнение пункта 2.7 коллективного договора главным врачом филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» ДД.ММ.ГГГГ издан приказ о расчете затрат рабочего времени при работе в ВИС-инфицированными пациентами, которым утвержден перечень работ и услуг, при выполнении которых медицинский персонал структурных подразделений филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» подвергается риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей.

Согласно должностной инструкции санитарки клинико-диагностической лаборатории, данное лицо выполняет ежедневную текущую и по графику генеральную уборку помещений лаборатории с использованием дезинфицирующих и моющих средств в соответствии с установленными правилами при оказании первичной медико санитарной помощи, помогает при получении реактивов, питательных средств, дезинфицирующих растворов, оборудования и доставке их в лабораторию, получает хозяйственный инвентарь и моющие средства и обеспечивает их правильное хранение и использование, производит мытье, дезинфекцию и сушку лабораторной посуды.

Согласно должностной инструкции для санитарки диспансерного отделения, санитарка обязана производить санитарно-гигиеническую уборку помещений согласно действующих инструктивно-методических указаний в установленном порядке, контролировать выполнение больными правил внутреннего распорядка, сопровождать по указанию медицинской сестры больных в другие отделения и лечебные учреждения.

Таким образом, поскольку в непосредственные обязанности санитара не входит осуществление перечня работ и услуг, предусмотренных приложением к приказу главного врача филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ , суд приходит к выводу, что истцы не имеют права на постоянную доплату в размере 80 % оклада за работу при непосредственном контакте с ВИЧ-инфицированными больными.

Кроме того, истцами пропущен срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора о взыскании заработной платы до ДД.ММ.ГГГГ.

Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При наличии спора о компенсации морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения его трудовых прав, требование о такой компенсации может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

С иском о восстановлении нарушенных трудовых прав в суд истцы обратились ДД.ММ.ГГГГ.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока на обращение работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Истцы в просительной части иска ходатайствовали о восстановлении указанного срока.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.

К уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок.

Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.

Согласно приказу главного врача филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена форма расчетного листа с указанием в нем составных частей заработной платы, принято решение расчетный листок выдавать сотрудникам один раз в месяц в течении 7 дней после перечисления второй части заработной платы на расчетный счет работника путем отправки на электронную почту работника (том 1, л.д.107).

Приложением к приказу является список работников филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» с указанием адресов электронной почты.

Заявляя требование о восстановлении срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, истцы указывают на то, что не могли узнать размер заработной платы, поскольку не умеют пользоваться электронной почтой.

Вместе с тем, факт отсутствия у истцов расчетных листков по заработной плате на бумажном носителе, по мнению суда, не свидетельствует об уважительности причины пропуска срока обращения в суд с настоящим иском и не может служить основанием для иного порядка определения момента начала течения срока обращения в суд, который ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации связывает с моментом, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Истцы при получении расчетных листков на электронную почту должны были узнать о составных частях оплаты его труда за каждый месяц, и соответственно, о начислении (не начислении) положенных выплат.

Из пояснений представителя ответчика следует, что расчетные листы направлялись по электронной почте по месту работы истцов, доказательств ограничения права в их получении истцами не представлено.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока за разрешением индивидуального трудового спора, как то обращение в трудовую инспекцию либо прокуратуру, истцами не представлено.

Обращение Лотфуллиной Ф.М. депутату Совета города Зеленодольск РТ Ефремову Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ таковым не является, поскольку не содержит доказательств его направления либо получения, кроме того, основанием для обращения послужили иные обстоятельства.

Более того, в самом исковом заявлении истцами подробно приведен расчет выплаченной заработной платы, что опровергает доводы истцов о том, что они не могли ранее обратиться за разрешением индивидуального трудового спора, поскольку не знали из чего складывается размер заработной платы.

Доводы истцов о том, что они не умеют пользоваться электронной почтой, опровергается фактом обращения санитарок и младшего персонала филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - «Зеленодольский противотуберкулезный диспансер» в Министерство труда и социальной защиты РФ по вопросу выплаты заработной платы посредством электронной почты ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует приобщенный по ходатайству представителя истцов скриншот сообщения.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт пропуска истцами без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора по требованиям, заявленным до ДД.ММ.ГГГГ, и у суда имеются основания для принятия решения об отказе в иске, без исследования иных фактических обстоятельств по делу в этой части.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заработная плата начислялась и выплачивалась истцам в соответствии с заключенным между сторонами по делу трудовым договором и нормами действующего законодательства об оплате труда, факт наличия задолженности у ответчика перед истцами не нашел своего подтверждения, в связи с чем оснований для взыскания заработной платы не имеется.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения и производных требований о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Лотфуллиной Ф.М., Файзуллиной Г.Х., Валеевой А.Р., Галиуллиной Р.Р. к государственному автономному учреждению здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер», филиалу государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» Зеленодольский противотуберкулезный диспансер о взыскании надбавок, невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья

2-2479/2024 ~ М-1101/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Файзуллина Гульнара Хамзаевна
Мухаммадуллина Расима Сулеймановна
Галиуллина Рамзия Рашатовна
Валеева Альбина Рафиковна
Лотфуллина Фания Магсумовна
Чупрова Назира Харисовна
Ответчики
ГАУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер»
Филиал государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер»
Другие
Министерство здавоохранения Республики Татарстан
Савельев Евгений Валерьевич
Суд
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан
Судья
Дианкина Ангелина Владимировна
Дело на странице суда
zelenodolsky--tat.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2024Передача материалов судье
02.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.06.2024Предварительное судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
25.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2024Дело оформлено
29.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее