Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1166/2020 ~ М-584/2020 от 26.05.2020

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                          ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                                                                 04 августа 2020 года

        Самарский областной суд в составе:

        председательствующего судьи          Калинниковой О.А.,

        при секретаре                                       Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Володина Д.В., представителя административного истца Туманова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1166/2020 по административному исковому заявлению Осколковой Т.С. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

                                                      у с т а н о в и л :

        Осколкова Т.С. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующим пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 (далее также Перечень), а также взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

        В обоснование заявленных требований административный истец указала, что под названным пунктом в Перечень включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером , которое не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ. Считает нормативный правовой акт в указанной части незаконным, нарушающими её права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, поскольку здание не является административно-деловым либо торговым центром, под коммерческую деятельность не используется.

         В судебном заседании представитель административного истца Туманов С.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

        Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении требований отказать. Полагают, что нежилое здание обоснованно включено в оспариваемый Перечень, поскольку по данным Единого государственного реестра недвижимости, полученным в порядке информационного взаимодействия, имеет наименование «административное», что позволяет отнести его к объектам административного назначения на основании п. 3 ст. 378.2 НК РФ.

        Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нежилое здание не используется, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу,     суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

          Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

          В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.

При этом, согласно подпунктов 2, 3 пункта 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. № 482 «О налоге на имущество физических лиц», ставка налога на имущество физических лиц в отношении:

- прочих объектов налогообложения установлена в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения,

- для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2017 году - 1,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2018 году - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть в повышенном размере.

          Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

           В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

            В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.

           В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год. Приказ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании «Волжская коммуна», N 308(30543) 20.11.2018г.

Таким образом, оспариваемый приказ принят в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован, что административным истцом не оспаривается.

        В указанный Перечень под пунктом № включено нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 92, 3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

        Собственником здания является Осколкова Т.С., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 24.06.2013, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 30.07.2020, 05.08.2020.

        12.11.2019 Осколкова Т.С. обратилась в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об исключении нежилого здания из Перечня.

        Согласно ответу министерства от 26.11.2019, в исключении здания из Перечня отказано, поскольку по данным Единого государственного реестра недвижимости оно является административным, что соответствует критерия объектов, предусмотренным п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

        В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что административным ответчиком не составлялось актов фактического использования нежилого здания, тогда как оно находится находится в состоянии, требующем ремонта, в полном объеме не эксплуатируется, в подтверждение чего представлено заключение кадастрового инженера Денисовой Е.В. от 30.06.2020 и фотоматериалы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и

помещения в них.

        Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

        1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

        2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

        здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

        фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

По смыслу пункта 3 ст. 378.2 НК РФ для признания здания объектом делового, административного или коммерческого назначения в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и включения его в Перечень достаточно соответствия такого объекта одному из условий, указанных в данной норме. При этом фактическое использование объекта имеет значение только в случае, если отсутствуют иные условия.

         Как видно из материалов дела, принадлежащий административному истцу объект капитального строительства с кадастровым номером , площадью 92,3 кв.м, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 30.07.2020 имеет назначение: «нежилое здание» и    наименование: «административное». Сведения о виде его разрешенного использования в ЕГРН отсутствуют.

         Согласно техническим паспортам от 29.06.1994, 17.04.2020, здание включает в себя помещения назначением: склад, лест.клетки, кабинеты, коридоры.

         По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН, должны быть безусловными, бесспорными. Наличие одних только сведений о наименовании здания «административное» явно недостаточно для включения объекта капитального строительства в Перечень объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из его кадастровой стоимости, поскольку не всякое административное здание является офисным, а назначение помещений «кабинеты» не тождественно термину «офисы».

         К тому же отсутствуют доказательства, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, в связи с чем здание не может быть признано безусловно предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения в целях применения положений п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ.

          В тоже время установлено. Что названный объект недвижимости расположен на земельном участке, с кадастровым номером , площадью 75 кв.м (поставлен на кадастровый учет 05.12.2005), с видом разрешенного использования: «офис», что подтверждается выписками из ЕГРН от 30.07.2020, 05.08.2020.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка прямо предусматривает размещение на нем офисного здании, что является самостоятельным основанием для включения данного здания в оспариваемый Перечень вне зависимости от его наименования, назначения и фактического использования (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение на нем офисов, позволяет отнести спорное здание к административно-деловому центру, что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 3787.2 НК РФ, поскольку означает право разместить на земельном участке офисное здание, которое исходя из воли федерального законодателя применительно к названной статье в целях налогообложения признается административно-деловым центром независимо от фактического использования.

Такое толкование, по мнению суда, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 июня 2015 года N 1259-О, согласно которой статья 378.2 НК РФ устанавливает необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению из кадастровой стоимости, определив в качестве основного критерия для названных целей вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости. Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.

Поскольку на момент утверждения Перечня земельный участок с кадастровым номером , на котором располагается спорное здание, имел вид разрешенного использования «офисы», то есть предусматривает размещение на нем офисных зданий, у суда отсутствуют правовые основания для признания недействующей оспариваемой региональной нормы.

Как пояснил представитель административного истца, вид разрешенного использования земельного участка не изменялся. Доказательств, подтверждающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы административного истца суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости в полной мере отвечает критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ и имелись законные основания для    включения его министерством имущественных отношений Самарской области в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска Осколковой Т.С. отсутствуют.

Доводы представителя административного истца о том, что нежилое здание нуждается в ремонте, собственником в личных целях фактически используется помещение, площадью 13, 7 кв.м, что менее 20% от общей площади здания,    не могут быть учтены судом, поскольку нежилое здание подлежало включено в оспариваемый Перечень по иным основаниям.

В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Для включения объекта в Перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных пунктом 3 ст. 378.2 НК РФ, совокупность таких условий не требуется.

То обстоятельство, что вид разрешенного использования земельного участка не изменялся, представителем административного истца не оспаривалось.

         Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

          в удовлетворении административного искового заявления Осколковой Т.С. о признании недействующим со дня принятия    Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> - отказать.

        Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

         Судья:                                                                             О.А. Калинникова

         Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.08.2020.

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                          ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                            (резолютивная    часть)

г. Самара                                                                                 04 августа 2020 года

        Самарский областной суд в составе:

        председательствующего судьи          Калинниковой О.А.,

        при секретаре                                       Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Володина Д.В., представителя административного истца Туманова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1166/2020 по административному исковому заявлению Осколковой Т.С. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

        руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

          в удовлетворении административного искового заявления Осколковой Т.С. о признании недействующим со дня принятия    Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> - отказать.

        Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

         Судья:                                                                             О.А. Калинникова

3а-1166/2020 ~ М-584/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Самарской области
Осколкова Т.С.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2020Подготовка дела (собеседование)
26.05.2020Регистрация административного искового заявления
27.05.2020Передача материалов судье
18.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее