Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2019 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре Терентьевой М.Д.,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.,
представителя административного истца Першиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-505/2019 по административному исковому заявлению ООО «Купаты-1» к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Купаты-1» обратилось в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 со дня его принятия, указывая, что ООО «Купаты-1» является собственником объекта недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 727,2 кв.м., находящееся на – 1 этаже (номера на поэтажном плане подвал: помещения №№ 1-40) по адресу: <адрес>. Данное нежилое помещение не подпадает под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ, поскольку не является административно-деловым либо торговым центром, и в нем не размещаются офисы, объекты бытового обслуживания или общественного питания. Включение нежилого помещения в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу.
Представитель административного истца по доверенности от 18.02.2019 года Першина С.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил, письменный отзыв на административный иск не представил.
Представитель ГБУ СО «Центр размещения рекламы», привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, письменный отзыв на административный иск не представил.
Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.
Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области 18.10.2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» № 218 (30176), от 01.11.2017 года № 283 (30178), от 02.11.2017 года № 285 (30180), от 16.11.2017 года № 297 (30192).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный перечень под номером под номером № включен объект недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером №, назначение: нежилое помещение, общей площадью 727,2 кв.м., этаж -1, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное нежилое помещение на основании договора купли-продажи объекта недвижимости от 04.06.2013 года № № принадлежит на праве собственности ООО «Купаты-1», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 30.07.2018 года и копией договора купли-продажи объекта недвижимости от 04.06.2013 года № №.
Оценивая обоснованность включения здания, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, нежилое помещение имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение.
Указанное нежилое помещение расположено в подвале жилого дома, что подтверждается выпиской из технического паспорта на нежилое помещение от 10.12.2007 года № № и включает в себя: подвальные помещения, склады, раздевалки, холодильные камеры, коридоры, венткамеры, эл.щитовые, лестничные клетки, узел управления.
Земельный участок, на котором расположен жилой дом, площадью 1 309 кв.м., имеет кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки.
В соответствии с актом осмотра от 19.10.2018 года, выполненным ГБУ СО «ЦРР», в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №, общей площадью 727,2 кв.м., объект недвижимости используется фактически: помещения, общей площадью 154,7 кв.м., - помещение для размещения поддонов, стеллажей, помещения, общей площадью 74,6 кв.м., - склад, помещения, общей площадью 116,9 кв.м., коридоры, тамбур, помещение, площадью 10,4 кв.м., - комната отдыха, помещение, площадью 20,7 кв.м., - раздевалка, помещение, общей площадью 28,2 кв.м., - морозильная камера, помещение, общей площадью 43,6 кв.м., - техническое помещение (компрессорная, электрощитовая), помещение, площадью 14 кв.м., - лестница, помещение, площадью 15,8 кв.м., - цех пищевого производства, помещение, площадью 16,9 кв.м., - помещение для размещения мебели. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось. В акте содержатся замечания представителя административного истца о том, что не была осмотрена часть помещения, где располагаются общие инженерные коммуникации многоквартирного дома, доступ к которой имеется только у Управляющей компании.
Из фотоматериалов усматривается, что нежилое помещение фактически пустое, не используется.
Согласно акту осмотра части помещений объекта недвижимого имущества от 14.02.2019 года, выполненному комиссией с участием представителя ООО «Коммунально-сервисная компания» г.Отрадного, была осмотрена часть помещений по адресу: <адрес>, расположенных в подвальном помещении жилого многоквартирного дома. В ходе проведенного осмотра помещений, не включенных в акт осмотра объектов недвижимого имущества от 19.10.2018 года установлено, что вход в осматриваемое подвальное помещение осуществляется через магазин «Наименование», расположенный на 1-ом этаже жилого дома по <адрес>. Подвальное помещение отдельного входа не имеет. По результатам осмотра, с учетом сведений, указанных в выписке из технического паспорта, помещения фактически используются следующим образом: помещение, площадью 67,8 кв.м., - помещение для размещения инженерных коммуникаций, помещения, площадью 5,3 кв.м., 39,7 кв.м., - коридор и подвальное помещение, помещения, площадью 9,5 кв.м., 10,1 кв.м., 21,8 кв.м.,- помещения, помещения, площадью 11,6 кв.м., 4,0 кв.м. – подвальное помещение, помещения, площадью 11,8 кв.м., 11, 4 кв.м., - лестничная клетка. На момент осмотра вышеперечисленные помещения пусты. При визуальном осмотре установлено, что данные помещения длительное время не используются. Предоставление услуг (осуществление какой-либо деятельности) в данном объекте недвижимости неограниченному кругу лиц не установлено.
Министерство имущественных отношений Самарской области приняло решение об определение вида фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №, как объекта, налоговая база которого определяется с учетом особенностей, установленных ст.378.2 НК РФ, так как согласно сведениям из ЕГРН, объект недвижимости является нежилым помещением с назначением «для торговли и общественного питания».
Основным видом деятельности ООО «Купаты-1» является: аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. Наряду с основным видом деятельности, общество осуществляет, в том числе торгово-закупочная деятельность, капитальное строительство (сельское, коммунальное, жилищно-гражданское, промышленное, транспортное, техническое перевооружение, реконструкции подрядным, хозяйственным способом), создание, монтаж и обслуживание технологических линий по утилизации отходов действующих производств, сбор, вывоз и утилизация бытового мусора, проведение изыскательских, научно-исследовательских, опытно-конструкторских инженерных разработок и исследований в интересах различных юридических и физических лиц, предоставление услуг в этой области, организация производства промышленных товаров и изделий народного потребления и др., что подтверждается уставом ООО «Купаты-1», утвержденным протоколом собрания учредителей от 06.10.2009 года, и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение нежилого помещения, расположенного в жилом доме, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен жилой дом не предполагают размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорного нежилого помещения не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Указание в выписке из ЕГРН в графе «особые отметки» на объект для торговли и общественного питания не может однозначно свидетельствовать об отнесении его к объектам, подпадающим под положения ст.378.2 НК РФ, так как наименование и назначение спорного объекта указано, как нежилое помещение.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного помещения на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.
Доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено.
Из материалов дела следует, что спорное нежилое помещение, расположено в жилом доме, на период 2018 года фактически не использовалось.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и фактическое использования рассматриваемого нежилого помещения, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у ООО «Купаты-1» критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 г.), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ООО «Купаты-1» к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 удовлетворить.
Признать недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647, в части включения в него под пунктом № объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 марта 2019 года.
Председательствующий: М.А.Панкова